Горячая служба Александра Светличного
В пожарную часть ТЭЦ-10 ПАО «Иркутскэнерго», которая находится в Ангарске, мы приехали рано утром. Перед нами молодой человек, на вид чуть больше тридцати лет, высокий, с военной выправкой и без копоти на лице. Героем нашего репортажа стал простой скромный мужчина – начальник караула Александр Светличный, который отдал более 20 лет пожарной охране. «Грамотный, он знает своё дело, и на него всегда можно положиться – так описывают его коллеги. – Когда мы не на службе, называем его просто Светлый – светлая личность». Он и вправду очень светлый человек, отзывчивый, неравнодушный к своему делу и своим подчинённым.
Во всём помешал английский
Александр Светличный вырос в семье военных: дедушка был лётчиком, отец – заместителем начальника дивизиона, мама работала бухгалтером в лечебно-трудовом профилактории МВД. До семнадцати лет Светличный рос в воинской части дивизии 25512, которая находится неподалёку от села Усть-Балей, что в 40 км от Иркутска.
– Рядом с нами был пионерский лагерь «Солнечный». Но сейчас ни гарнизона, ни лагеря уже давно не существует, – рассказывает Александр Владимирович. – Думаю, моя судьба и выбор профессии были предопределены уже с рождения: после восьмого класса я должен был поступать в суворовское училище в Киеве. Мой дед был военным лётчиком и служил в городе Нежине, это в 150 километрах от Киева. Родители хотели отравить меня поближе к дедушке с бабушкой. Но, чтобы поступить в училище, надо было сдать экзамен по английскому языку, а я его практически не знал.
В военном гарнизоне не было своей школы, и детей возили в соседнее село Горохово, что в 30 километрах от воинской части. Там не было постоянного учителя английского языка, поэтому иностранный язык пришлось изучать только два года. «Но, с другой стороны, я видел, что такое жизнь в военном городке, в каких условиях жили офицерские семьи, чьи дети меняли школы по пять-шесть раз, – продолжает Светличный. – С годами приходило понимание, что я не хочу связывать свою судьбу со службой в армии».
А когда пришло время сделать выбор, мама Александра Светличного Валентина Иннокентьевна уговорила сына поступить в Иркутское пожарно-техническое училище МВД. К тому времени отец Владимир Иванович вышел на пенсию, получил квартиру в Ангарске, куда и переехала вся семья.
– Наш гарнизон был расположен в лесу, – рассказывает Александр Светличный. – Когда мы стали постарше, с другими мальчишками тушили пожары в лесу. Тогда я ещё не понимал, что с этим будет связана вся жизнь. Позднее, когда пришло время определиться, куда поступать, мама настояла на пожарном училище.
Боевое крещение
К пониманию выражения «Спасать людей – это не профессия, это – призвание», признаёт Александр, пришёл не сразу. Первые шаги в профессии были непростыми. Боевое крещение прошёл в тушении пожара на Шелеховском кабельном заводе. «Это было 24 декабря 1992 года, когда я учился в пожарном училище на первом курсе. Мы тогда проходили первоначальную подготовку в учебной пожарной части училища, заступали на дежурные сутки», – отметил Светличный.
Это был большой пожар с серьёзными последствиями. Из-за опасности взрыва при взаимодействии кислорода с маслянистым дымом пожарным пришлось работать без дыхательных устройств. Дым, который выделяется при горении материалов для производства кабеля, крайне ядовит. По этой причине за годы, прошедшие после пожара на заводе в Шелехове, умерло несколько пожарных. «Тогда я ещё не чувствовал страха, у семнадцатилетних курсантов горели глаза, был азарт, и мы рвались на тушение крупного пожара, – вспоминает Александр Светличный. – И когда этот момент настал, мы испытывали какую-то растерянность. Благодаря постоянному контролю за нашей работой нашего командира – майора Радика Хисматулина (в то время он занимал должность заместителя начальника учебной пожарной части школы) – никто из нас не пострадал. Мы пробыли там 13 часов. Так прошло моё боевое крещение».
«В нашей службе помимо ответственности и смелости должно присутствовать нестандартное мышление, – говорит Александр Светличный. – Каждый раз, выезжая на пожар, ты не можешь предугадать, что тебя ждёт. Ориентироваться приходится на месте. Люди с очень ранимой психикой у нас не задерживаются. Важна также психологическая стойкость. Не каждый побежит в огонь».
В 1995 году Александр Светличный окончил училище и сразу устроился в пожарную часть (ПЧ) № 21 в Ангарске. Но через два года часть сократили, а её сотрудники были переведены в ПЧ № 33. Здесь Светличный проработал до 2000 года, после чего его перевели в пожарную часть № 22. В 2006 году эту часть перепрофилировали в ООО «Пожарная охрана «Иркутскэнерго», где и по сей день трудится Александр.
Всё рассчитано до мелочей
Дежурство в пожарной части начинается в восемь утра с построения: начальник караула Александр Светличный проверяет готовность бойцов, заступивших в караул. Смена длится 24 часа. Бойцы работают по графику сутки через трое. В просторном гараже мы видим две пожарные автоцистерны. В отсеках трёхтонной машины размещаются десятки пожарных рукавов, пожарные стволы и другое оборудование, что позволяет тушить пожары различных классов. Осмотр и проверка работоспособности узлов и агрегатов пожарной техники – ежедневная обязательная задача водителей. Их в карауле сегодня двое – Сергей Петров и Виталий Сазонов. Водители принимают автомобили: осматривают пожарную автоцистерну – проверяют исправность насоса, работу систем освещения. Включают маяки сигнализации. «Дежурство не принимать, пока техника не будет приведена в надлежащий вид», – предупредил начальник караула.
Кроме ТЭЦ-10 пожарная часть обслуживает ещё несколько объектов на договорной основе. Две машины стоят готовые на выезд. Ещё две – в резерве. Но если происходит крупный пожар, привлекаются бойцы, свободные от несения службы, и вводится в строй резервная техника. Все машины должны быть заправлены водой.
Рядом с автоцистернами на специальном стеллаже приготовлена боевая одежда пожарных. Каждый пожарный, задача которого – спасать человеческие жизни, должен надевать её за 20–25 секунд. Сначала боец запрыгивает в сапоги, поднимает за ремни комбинезон, надевает шлем и затем «втыкает» руки в рукава куртки, на пояс надевает специальный ремень с карабином и топором. Плотные штаны из огнеупорной ткани, специальные рукавицы – краги, куртка и обувь пожарного. Голову пожарного защищает не только шлем, но и подшлемник – ткань, закрывающая открытые участки лица. Все эти «мелочи» необходимы, чтобы подобраться к очагу в тяжёлой ситуации, подать ствол на тушение, спасти пострадавшего либо оказать помощь товарищу. Посадка в машину происходит за воротами пожарной части.
Экскурсию по пожарной части начинаем с диспетчерской. На рабочем месте – диспетчер Ольга Чернакова. Именно она принимает звонки, следит за сигнализацией. На её рабочем столе установлено несколько мониторов видеонаблюдения со всех подшефных объектов. «Когда к нам поступает сообщение, отправляем машину на пожар, связываемся с заявителем, проверяем информацию. Запрашиваем обстановку, узнаем, что горит», – перечисляет диспетчер.
Большая часть дежурных суток отводится на теоретическую и практическую подготовку личного состава – лекции и пожарно-тактические занятия. В 9 утра у пожарных начинается учёба. Мы проходим в просторный кабинет, где вся обстановка напоминает учебный класс в школе. В конце кабинета на столе лежит манекен, на котором бойцы ежедневно отрабатывают приёмы сердечно-лёгочной реанимации при отравлении угарным газом и не только. На стендах висят картинки с подробным описанием действий пожарных на различных объектах.
«Подготовка – основа поддержания боеготовности подразделений, – говорит заместитель начальника пожарной части ООО «ПО «Иркутскэнерго» Андрей Долгополов. – Чтобы стать пожарным, нужно иметь хорошую физическую подготовку, как минимум среднее образование, помнить азы математики, физики и химии. В настоящее время в мире производится много новых материалов, которые очень токсичны при пожаре, как тушить эти «новинки» при возгорании, должен знать каждый пожарный. Знания должны быть прикладными. На реальном пожаре только знание научных терминов не поможет».
Во время небольшого перерыва Александр Владимирович открывает дверь во двор части, мы выходим на улицу. «Это наша учебная башня», – указывает экскурсовод на строение в четыре этажа. В это время один из сотрудников за считанные секунды забрался на самый верх башни через проёмы, которые имитируют окна в здании. Внутри строения расположена крутая лестница, по ней бойцы должны отрабатывать физическую подготовку. Кроме этого в самой пожарной части есть небольшое помещение, где расположены тренажёры, на них в свободное время огнеборцы занимаются физической подготовкой.
«Наша основная задача – не только ликвидация самих пожаров, но и их предупреждение, – рассказывает заместитель начальника части Андрей Долгополов. – Для этого мы должны хорошо знать характеристику и расположение всех охраняемых объектов. В части организована дозорная служба, и обязанность дозорных – ежедневно проводить обход объектов по всей территории ТЭЦ».
Природа снимает стресс
Александр Светличный гордо заявляет, что на другой работе себя не представляет. Как и 20 лет назад, когда только приступил к службе, так и сейчас любит свою работу. На вопрос, что делает в свободное от работы время, Александр отвечает, что занимается детьми. А их у Светличного четверо – трое сыновей и дочка. Его старший сын планирует продолжать династию «в погонах» – он учится в Восточно-Сибирском институте МВД. Ещё один сын любит изучать языки и учится в школе с английским уклоном, в этом году он отличился, и школа его отправляет в Германию практиковаться в немецком языке. Самый маленький сын ходит в садик. «Стараюсь проводить свободное время с семьёй, играем в футбол, ездим на свежий воздух, – отмечает наш собеседник. – Природа хорошо снимает стресс. В прошлом году мы всей семьёй выбрались на море. А так каждый год стараемся отдохнуть на Байкале. Кроме того, в 2006 году я вышел на пенсию и на выходное пособие купил дачу. Там мы и любим проводить свободное время».
«Это он на работе строгий начальник, а дома он любящий папа и муж, – бойко отвечает на вопросы журналиста жена Александра Светличного Елена. – Лишний раз не хочет говорить про беспокойное дежурство, чтобы я не переживала, но всё же этот едкий дым в волосах невозможно смыть за один раз».