«В моей смерти прошу никого не винить»
Почему наши дети так отчаянно не хотят жить? Этот вопрос обсуждали в комиссии по здравоохранению и социальному развитию Общественной палаты Иркутской области. Представители министерств здравоохранения и образования рассказали о том, с чем связаны проблемы суицидального поведения несовершеннолетних.
Ситуация остаётся острой для всей страны. Оказывается, мысли о самоубийстве появляются у трети молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет. А 6% юношей и 10% девушек идут дальше – совершают суицидальные действия. Специалисты объясняют это возрастными особенностями подростковой психики: недостаточно сформированными представлениями о ценности жизни, слабыми барьерами между рискованным и нерискованным поведением, стремлением к самоутверждению. Конкретные причины детских самоубийств могут быть разными: конфликты в семье и со сверстниками, неразделённая любовь, страх перед будущим, одиночество.
Что же касается Приангарья, то по некоторым показателям наш регион занимает первое место в России по проблеме подростковых суицидов. Даже несмотря на то, что количество зарегистрированных завершённых самоубийств и суицидальных попыток в Иркутской области в последнее время снизилось. Вопрос в том, насколько адекватно противостояние этой беде, притаившейся у порога? Ещё три года назад в Иркутске было организовано межведомственное взаимодействие под руководством заместителя председателя правительства с целью профилактики детских суицидов. В областной детской клинической больнице начал работать центр психотерапевтической помощи. В министерстве образования действуют муниципальные межведомственные группы по сопровождению несовершеннолетних, попытавшихся свести счёты с жизнью. Для этого специально создан Центр психолого-медико-социального сопровождения. Кроме того, в регионе есть ещё Центр профилактики, реабилитации и коррекции, работающий с «трудными» подростками. Проведено повышение квалификации тысячи педагогов, работа ведётся и с родителями.
Но достаточны ли эти меры? В ходе заседания комиссии Общественной палаты выяснилось, чего стоит сегодняшнее «межведомственное взаимодействие»: даже данные о количестве детских самоубийств и суицидальных попыток у разных министерств и ведомств не совпадают. Не все психологи и педагоги обладают необходимой квалификацией, что привело недавно к самоубийству подростка из приёмной семьи. Существует мнение, что используемый министерством образования в своей работе лозунг «Выбери жизнь» может вызвать у детей противоположные мысли.
Между тем есть ещё неиспользуемые возможности с высоким потенциалом. К примеру, в Иркутске под научным руководством доктора медицинских наук, заместителя главного врача областной психиатрической больницы Ольги Ворсиной разработан современный учебно-методический комплект по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на основе повышения стрессоустойчивости. Эта работа получила высокую оценку психологической и педагогической общественности, ведущих психиатров Санкт-Петербурга, Саратова, Уфы. У коллектива авторов есть уверенность: применение учебно-методического комплекта поможет снизить число суицидов среди детей. Но всё новое внедряется в практику со временем. А времени как раз нет: детям, жизнь которых не балует и не радует, требуется адекватная помощь уже сегодня.