издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тактическое перемирие

В Евразийском лингвистическом институте МГЛУ создана комиссия, которая будет заниматься вопросами, связанными с переводом студентов в другие вузы, трудоустройством преподавателей, попадающих под сокращение, разбором конфликтных ситуаций. Кроме представителей администрации и профессорско-преподавательского состава в неё вошёл руководитель профсоюзной организации института. Итоги работы комиссии еженедельно докладываются в министерство образования, где по просьбе правительства региона создана специальная межведомственная рабочая группа по урегулированию кризиса в ЕАЛИ.

«Каждый остался при своём мнении, но ради блага института и преподавателей мы стараемся оставить разногласия за дверью и работать на общий результат, – говорит руководитель профсоюзной организации ЕАЛИ МГЛУ Наталья Щурик. – Те 176 преподавателей, которые подписывали обращение к министру с просьбой о выходе из МГЛУ, не изменили своё мнение. Руководство тоже сохраняет свои позиции. Однако сейчас просто некогда всем этим заниматься». 

На последней встрече с и.о. ректора МГЛУ Игорем Манохиным и заместителем директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Святославом Сорокиным говорилось о том, что будет сокращено 54 ставки. Игорь Манохин тут же рассказал, что в вузе будет создана новая кафедра, на которой откроется 23 ставки. БГУ пообещал открыть 5 новых ставок и взять ещё двух человек сверх того. Ректор ИГУ рассказал, что вуз откроет 23 ставки и сможет трудоустроить 10 человек на иных условиях.

Конкурс на замещение новых должностей открыт 30 апреля одновременно в трёх вузах.  

– Мы опасаемся, что кто-то по­даст заявления во все три вуза и будет принят, – говорит Наталья Щурик. – А кто-то может, наоборот, не найти себе места. Сейчас нам нужно как-то обойти этот подводный камень. 

Пока профсоюзу и ректорату не удалось достигнуть договорённости относительно судьбы 129 преподавателей, у которых срочный контракт заканчивается 30 июня. Судя по всему, с ними будет расторг­нуты трудовые отношения, и дальше они могут отправляться в свободное плавание. Однако областной профсоюз уверен: новый конкурс на эти ставки не будет объявлен из-за форс-мажорной ситуации, связанной с сокращением направлений. Следовательно, педагоги также попадают под сокращение. Пока это противоречие не улажено. Но Игорь Манохин и Святослав Сорокин не единожды пообещали, что все преподаватели будут трудоустроены на тех же условиях. 

Что касается процесса перевода студентов, то он завершён. Кстати, нарушения при переводе студентов наблюдались во всех вузах. От ребят требовали сдавать дополнительные экзамены и зачёты, хотя вся процедура перевода строго регламентирована: не может меняться стоимость обучения или условия образовательной деятельности. 

– Ничего дополнительно сдавать и платить они не должны, – сказал во время своего визита  Сорокин, и все вопросы уладились. 

Ребятам, которые хотят завершить своё обучение по уникальному направлению «Конфликтология», будет предоставлена возможность доучиться в Российском государственном социальном университете. Администрация ЕАЛИ сообщает, что уже получено согласие ректора РГСУ, сейчас оформляется официальный запрос. 

В пресс-релизе на сайте ЕАЛИ говорится, что студенты с неаккредитованных направлений при желании смогут доучиться  в головном вузе. Для этого требуется осенью отозвать документы из  иркутских вузов и отправляться в Москву. Говорят, общежитие предоставляется. Выпускники 2015 года, которые получили только дипломы вузовского образца, смогут в «максимально комфортных условиях» пройти аттестацию в БГУ или ИГУ и получить, наконец, диплом государственного образца. 

Остаётся надеяться, что ректор московского вуза тоже  найдёт взаимопонимание с руководством региона. Пока Игорь Манохин заявлял, что прежний губернатор разговаривал с ним достаточно сурово: «Отдайте корпуса и уходите». Нынешнее руководство, по словам московского руководителя, также не желает с ним встречаться. Однако накануне визита Игоря Манохина, который состоялся 19 апреля, заместитель губернатора Иркутской области присутствовал на заседании совета ректоров и обратился с просьбой к директору филиала МГЛУ организовать встречу Игоря Манохина с губернатором.

Но всё равно остаётся целый ряд вопросов в этой истории, на которые хотелось бы получить ответы. Преподавателям института  до сих пор было отказано в праве ознакомиться с заключением аттестационной комиссии. Более того, заведующие кафедрами неаккредитованных направлений получили дисциплинарное взыскание, но так и не смогли посмотреть, какие были сделаны ошибки, почему программы обучения не соответствуют федеральным стандартам. 

«Заключение аккредитационной комиссии – это открытый документ, он обязательно должен быть опубликован на сайте, – говорит руководитель областной организации профсоюза работников образования Валентина Федосеева. – И мы его действительно нашли, он находится на сайте Минобра в свободном доступе». 

Документ содержит много любопытных подробностей, которые сейчас, без сомнения, уйдут на второй план. Например, по тому самому уникальному направлению «Конфликтология» из четырёх параметров не соответствует федеральным стандартам только один, а именно «условия  реализации государственных программ». Это значит, что материально-техническая  база оставляет желать лучшего. Все остальные требования, в том числе и самое главное – качество образования, признаны выполненными. Тем не менее комиссия делает вывод: «Содержание и качество подготовки обучающихся по заявленной для государственной аккредитации основной государственной программе бакалавриата «Конфликтология» не соответствует ФГОС». 

По направлению «Культурология» не выполнены два из четырёх требований. Например, в части требований к структуре основной образовательной программы и условиям её реализации обнаружены несоответствия федеральным стандартам. Однако стандарт соблюдается по срокам получения образования и его качеству. 

– Интересно, что заключение экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы было составлено 15 января, на сайте размещено в первых числах февраля, а 26 февраля было вынесено решение об отказе в аккредитации, – говорит Валентина Федосеева. – Можно предположить, что у  руководства филиала и головного вуза было время для отстаивания своих позиций, тем более что грубых нарушений федеральных стандартов аттестационная комиссия в Иркутске не обнаружила. Более того, все до единой программы обеспечивали качество образования.  Наверное, в данном случае всё зависит от желания отстаивать интересы филиала, от той самой «политической воли». 

Интересно, что 6 июня 2014 года  федеральная служба по кон­тролю и надзору аккредитовала образовательные программы по всем направлениям сроком на 6 лет. А 26 июня того же года наш Лингвистический университет официально прекратил своё существование в качестве самостоятельного юридического лица. Спрашивается, зачем же ему нужна была аккредитация на 20 дней? 

Что касается набора на следующий учебный год, руководство вуза уже заявляло об увеличении контрольных цифр приёма на 150 мест. Кроме того, планируется открыть дополнительные профили и специальности, в том числе и новые лингвистические направления. Например, рассматривается возможность ввести изучение монгольского и вьетнамского языков. Депутаты Законодательного Собрания на встрече со Святославом Сорокиным пообещали, что «пожар в СМИ будет потушен». В самом деле, стоит ли раскачивать лодку, если впереди – набор студентов на новый учебный год?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры