издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мифы рынка труда

В этом году о сокращении штата заявили 514 организаций в Иркутской области

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Рабочих мест, согласно данным регионального министерства труда и занятости, лишится 4871 человек. «Эта цифра для нашего региона прогнозируема и не ведёт к кризисной ситуации на рынке труда», – пояснили в минтруда, добавляя, что порядка 25–30% увольняемых переводятся на другие позиции на этих же предприятиях. На рынке труда по-прежнему сохраняется дисбаланс в структуре вакансий и профессий соискателей.

О высвобождении работников в этом году заявляют организации с небольшой численностью работающих и, как правило, высвобождение связано с проведением реорганизации на предприятиях. В основном это организации финансовой сферы, органы управления, строительства. «Незначительное число предприятий заявляют о вы­свобождении, связанном со снижением объёмов производства, количества оказываемых услуг», – успокаивают в министерстве. 

В регионе по-прежнему большим спросом пользуются рабочие профессии: на них в структуре потребности в работниках приходится 83%. Доля строительства в общем объёме вакансий – 44%, сельского хозяйства – 12%, торговли – 8%, здравоохранения и предоставления социальных услуг – 8%, образования – 3%. Требуются, прежде всего, квалифицированные рабочие: бетонщики, каменщики, электрогазосварщики, плотники, арматурщики, штукатуры, повара, маляры, облицовщики. Среди служащих востребованы врачи, медсёстры, педагоги, учителя, воспитатели. Устойчивый спрос существует на неквалифицированных рабочих: уборщиков, подсобных рабочих, грузчиков.

В долгосрочной перспективе, прогнозируют в минтруда, будут востребованы рабочие строительных профессий, а также машинисты, водители большегрузов, слесари, операторы (линий по производству пищевых продуктов, автозаправочных станций, технологических установок, станков с программным управлением). 

В то же время среди безработных по-прежнему больше всего бухгалтеров, юрисконсультов, инспекторов по кадровой работе, специалистов по подбору персонала, экономистов, менеджеров, кладовщиков, продавцов. Ситуация, когда люди получают профессии, неактуальные на рынке, не нова, отмечает руководитель пресс-службы по УФО и СФО компании HeadHunter Елана Таращук. «По данным нашего исследования, 24% дипломированных юристов Иркутска работают в сфере «Юриспруденция». Примерно каждый десятый (12%) ушёл в продажи, 6% в административный персонал, а 6% стали бухгалтерами, столько же работают в сфере управления персоналом, – отмечает представитель HH. – Ситуация с дипломированными экономистами Иркутска выглядит следующим образом: четверть из них работают в бухгалтерии, 15% ушли в продажи, 14% в банки, 8% стали топ-менеджерами, 4% – секретарями. Достаточно резюме тех, кто работает няней или рабочим, имея диплом юриста или экономиста». Миф, что бухгалтерам, юристам и экономистам просто найти работу, удивительно живуч. 

Срок поиска работы, по данным HH, по сравнению с прошлым годом не изменился. В среднем со­искатели тратят на это около двух месяцев. Многое, конечно, зависит от квалификации и профиля специалиста. Топ-менеджеры могут искать работу до года, и этот срок считается нормальным. 

Количество кандидатов на сайте HeadHunter в марте этого года выросло на 13%, однако соискатели стали заметно спокойнее – в прошлом году в этот же период прирост был 52%. 

На стимулирование занятости и снижение напряженности на рынке труда направлена ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения». Из областного бюджета на комплекс мер поддержки занятости в прошлом году было направлено около 84 млн рублей. Запланированный объём в 2016-м – 108 млн рублей. Министерство организовывает временные оплачиваемые общественные работы, стажировки для выпускников, квотирует рабочие мест для несовершеннолетних и инвалидов.

«Хорошие результаты даёт организация переподготовки безработных и незанятых граждан по новым профессиям или повышение их квалификации по имеющимся специальностям, – сообщили в министерстве. – В 2015 году прошли профессиональное обучение или  получили дополнительную квалификацию по профессиям, востребованным на рынке  труда, около 4000 человек – безработных граждан и женщин, воспитывающих детей до 3 лет». Эффективными называют в минтруда меры по развитию предпринимательских инициатив безработных, субсидирование самозанятости, особенно жителей сельской местности.  

Впрочем, у Контрольно-счётной палаты региона своё мнение о рациональности расходования бюджетных денег на стимулирование рынка труда. Проверив эффективность использования средств лишь одной подпрограммы – «Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» на 2014–2018 годы, выделенных в 2014 году и за 9 месяцев 2015 года, аудиторы нашли несколько любопытных особенностей. 

Объём программы невелик: 1,3 млн в 2014 году и 1,2 млн – в 2015. Основные замечания КСП касаются невыполнения целевых показателей, вопросов нормативно-правового регулирования и постановки бюджетного и бухгалтерского учёта, сообщила на прошлой неделе на заседании комиссии по кон­трольной деятельности Заксобрания региона глава КСП Ирина Морохоева. К примеру, минтруда не сформировало нормативы финансовых затрат, они были рассчитаны без учёта федеральных образовательных стандартов. Большинство безработных направлялись на обучение, при этом часто люди проходили переподготовку по профессиям, не входящим в перечень наиболее востребованных. В основном безработные изучали бухучёт, хотя в экономике региона остро не хватает строителей, воспитателей детских садов и медсестёр.

Большая часть молодых мам, участвовавших в подпрограмме по содействию занятости женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет, получили водительские права категории «В», хотя постоянное место работы не требует таких навыков. Адекватным обучением в КСП считают программу «медицинский массаж» для медика, «1C: Бухгалтерия» – для кассира, сметное дело – для экономиста. Между тем водителями за счёт области стали бухгалтеры, преподаватели, социальные работники. 

Есть претензии у КСП и к организации ярмарок-вакансий и учебных рабочих мест. Проведение мини-ярмарок, где мог участвовать лишь один работодатель, привело к превышению целевых показателей в 3,2 раза. «Ярмарка, наверное, должна проводиться при наличии большего количества участников и предложений», – предположила Ирина Морохоева.

Кроме того, областную субсидию в 411 тыс. рублей получило ООО «Отличное решение», но не выполнило условия по сохранению рабочих мест для инвалидов в течение года. Предприятие прекратило производство, а принятые на работу после получения субсидии инвалиды были уволены, не проработав и шести месяцев. Детский садик «Василёк» получил субсидию на оснащение рабочего места для многодетного родителя – 30 тыс. рублей были потрачены на оргтехнику, которая вообще не использовалась на рабочем месте. А многодетная мать после получения субсидии уволилась по собственному желанию. 

Как отметили в КСП, министерство труда частично исправило свои недочёты и учло рекомендации аудиторов на 2016 год.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры