«Белые пятна» нефтяной карты
Кладовая Приангарья за год приросла «чёрным золотом» лишь на 36,9 млн тонн. Именно столько промышленных запасов нефти «нашли» в 2015-м частные компании на своих участках. Новых месторождений в регионе не открыли. Зато годовая добыча нефти увеличилась до 15 млн тонн. Эксперты отрасли считают ситуацию критической: такие тенденции уже через 20 лет подведут углеводородную сырьевую базу к состоянию «скорее пусто, чем густо». В итоге объём добычи может сократиться до 5 млн тонн, посчитали иркутские учёные.
Удваиваются из года в год
Традиционно раскошеливается на геологоразведку в Приангарье не государство, а частные компании, владеющие лицензиями на нефтегазовые участки. Такая же тенденция сохранилась и в 2015 году. Сумма частных инвестиций на доизучение перспективных участков в этот раз составила 16,4 млрд рублей, рассказали «Конкуренту» специалисты в Иркутскнедра. Это вполовину больше, чем в 2014-м – 6,889 млрд.
Но всё же серьёзно прирастить запасы «чёрного золота» и «голубого топлива» в Иркутской области по итогам 2015-го не удалось. Нефти в кубышке региона стало больше лишь на 36,9 млн тонн (по промышленной категории запасов – С1, извлекаемые). Однако за тот же 2014-й прирост запасов нефти по С1 был выше – 43,5 млн т. Газа (свободного и газовых «шапок») в Иркутской области за минувший год найдено и поставлено на баланс 45,5 млрд кубометров, газового конденсата – 1,5 млн тонн. В 2014-м геологи нашли газа чуть меньше – 32,3 млрд кубометров, а конденсата примерно на том же уровне – 1,9 млн тонн (извлекаемые запасы).
Подросли за 2015-й на углеводородах Ярактинское месторождение (собственник – Иркутская нефтяная компания), Верхнечонское («Верхнечонскнефтегаз»), Северо-Даниловское («Роснефть»), Дулисьминское (НК «Дулисьма»), Вакунайское («Газпромнефть-Ангара»), Атовское («Иркутбургаз»). Наибольший прирост получен у «Верхнечонскнефтегаза»: С1 и С2 (извлекаемые) – 27,8 млн тонн нефти.
В 2016 году владельцы месторождений в Иркутской области планируют вновь удвоить инвестиции. Как рассказали «Конкуренту» в Центрсибнедра, общая сумма, заявленная нефтяниками, составляет 29,7 млрд рублей.
– Оно и понятно. Вот, например, Иркутская нефтяная компания сейчас добывает в среднем 4,5–5 миллионов тонн нефти в год из всей своей лицензионной базы, запасы которой по категории С1 составляют 20 миллионов тонн, – комментирует доктор геолого-минералогических наук, сотрудник лаборатории геологии нефти и газа Института земной коры Александр Поспеев. – Таким образом, сырьём для добычи они обеспечены лет на пять. Далее нужно что-то делать… У «Верхнечонскнефтегаза» при нынешнем темпе добычи запасов хватит на 12–15 лет. Но это не срок для нефтяной отрасли.
Неудача с Вакунайским и Игнялинским
Принесут ли в итоге удвоенные денежные вложения результат в 2016 году – тоже вопрос. Например, среди наиболее затратных геолого-разведочных работ, которые проводились в Иркутской области в 2015-м, эксперты отрасли называют Вакунайский и Игнялинский участки (приобретены компанией «Газпромнефть» в 2007 году. – «Конкурент»). На них проведена плотная 3Д-сейсморазведка с использованием плотной китайской схемы наблюдения, сделана 3Д-электроразведка.
– Это одна из самых точных на сегодня модификаций сейсморазведки: площадь покрытия приёмными каналами здесь в два раза выше, чем обычно используется в регионе, – рассказывает Алексей Гилёв, главный геофизик «Иркутскгеофизики».
– Мне самому приходилось иметь дело с материалами 3D-электроразведки, – комментирует другой собеседник издания, Александр Поспеев. – Информативность их очень высока: хорошо видно расположение в недрах углеводородных коллекторов. При дальнейшем бурении на таких разведанных участках прогноз по нефти и газу оправдывается почти на 100%. Но, увы, по итогам этой дорогой геологоразведки Вакунайский и Игнялинский участки имеют теперь промышленные запасы нефти – лишь 5,5 миллиона тонн. Этого мало для запуска месторождений в промышленную эксплуатацию. Нужно хотя бы 10–15 миллионов.
Начиная с 2009 года, когда нефтяные компании зашли на свои объекты и приступили к активной работе, в Приангарье удалось найти 22 новых нефтегазовых месторождения. В количественном выражении это неплохой результат пяти последних лет: в 2015-м на территории Иркутской области месторождений не открыто. Но к глобальному приросту запасов и нефти это не привело, отмечают эксперты отрасли. На новых месторождениях пока не хватает сырья даже для начала опытно-промышленной добычи, требуется доразведка. Поэтому в эксплуатации до сих пор только старые объекты.
Устал искать и сдал лицензию
И дело здесь не только в том, что требуются дополнительные инвестиции на изучение участков. По мнению экспертов, нефтяникам пока не удаётся нарастить свои запасы (как на новых месторождениях, так и на старых) по вполне объективным причинам – из-за горно-геологических особенностей самих нефтегазоносных районов.
– У «Роснефти» на участках, в том числе на Верхнечонском, очень маленькая толщина терригенных пород (обломочных, состоящих из обломков горных пород и минералов). А именно в «терригенке» сосредоточены основные запасы нефти, которые сейчас добываются. Когда они исчерпаются, встанет вопрос – где же добывать нефть дальше? Такая же ситуация с «терригенкой» у другой компании – «Петромира» (зашла в регион в начале 2000-х): там пробурено с десяток скважин, потрачено более миллиарда рублей. И только две из этих скважин дали промышленный приток сырья. Дело в том, что и на месторождениях «Петромира» толщина терригенных пород тоже уменьшается, в отдельных случаях – до нуля. Земли, на которых сейчас работают компании в Иркутской области, относятся к малотерригенным, – объясняет Александр Поспеев.
Между тем карбонатная часть залицензированных участков пока практически не осваивается недропользователями, отмечает Поспеев: слишком дорого и сложно. «По карбонатам есть большие опоискованные запасы по категории С2. Они примерно в 50–100 раз больше, чем разведанные, – приводит данные собеседник «Конкурента». – Но существуют риски, что, когда здесь будет проведена нормальная разведка, результат не порадует. К примеру, из 100 миллионов тонн запасов, которые сегодня есть на Севастьяновском месторождении (открыто в 2009 году «Роснефтью»), подтвердиться могут только 10%. В общем, второе Талаканское месторождение на землях, где сейчас работают компании, вряд ли мы получим. Надо переходить на новые, ещё не исследованные территории».
Но вкладывать в новые территории – «белые пятна» – частный капитал тоже не готов. В итоге некоторые из игроков, столкнувшись со сложностями, меняют свою политику, пересматривают планы. «Сургутнефтегаз», ранее активно покупавший участки в Иркутской области, сдал большую часть лицензий, прекратил геологоразведку и ушёл из Приангарья в Якутию. «Газпромнефть», скорее всего, тоже сочтёт работы на двух своих объектах неперспективными и прекратит вложение средств в изучение недр, предполагают эксперты «Конкурента». Иркутская нефтяная компания в последние годы делает ставки на Якутию, где активно приобретает лицензии на новые участки. «Петромир» хоть и не сдаёт лицензии, но деятельность свою тоже постепенно сворачивает. Таким образом, реальные перспективы по промышленной добыче углеводородов пока сохраняются за крупным бизнесом, успевшим приобрести самые лучшие, самые изученные объекты в Приангарье, – «Роснефтью», «Газпромом».
Нефтянке прогнозируют 5 млн тонн
«Белые пятна» изучаются, как правило, за счёт средств федерального бюджета. Только после геологоразведки на этой территории могут появиться более-менее привлекательные участки, которые заинтересуют частный капитал. Но в 2015 году из госбюджета по статье расходов «на воспроизводство углеводородного сырья» (то есть на разведку новых нефтяных и газовых объектов) для Приангарья выделено было всего 573,5 млн рублей. В 2016 году Роснедра решило потратить на поиски углеводородов в Иркутской области чуть больше –
624 млн рублей, рассказали «Конкуренту» в Иркутскнедра. Изучение будет вестись подразделениями Росгеологии на участках, которые пока находятся в государственном фонде. Судя по всему, федеральные профильные ведомства – Минприроды РФ и Роснедра – к Приангарью охладели. Ещё лет пять назад суммы составляли 1,5 млрд рублей на год.
– 624 миллиона – это больше, чем планировалось выделить региону изначально, но всё равно хватит в лучшем случае на две разведочные скважины. а в Приангарье их бурить нужно сотни, – комментирует академик РАН, председатель президиума Иркутского научного центра Игорь Бычков.
По словам Бычкова, практика показывает, что соотношение государственных и частных инвестиций в нефтегазовую отрасль составляет 1 к 6.
– Без серьёзных вложений из федерального бюджета на новые нефтегазовые территории Иркутской области никакой бизнес не пойдёт. Поэтому сегодня так важно наращивать запасы, искать новые нефтяные и газовые объекты на ещё не исследованной территории Иркутской области. Проводить здесь разведку нужно сначала государству – вложить рубль, чтобы потом получить шесть от частных компаний, – комментирует академик Бычков.
При существующих промышленных запасах нефти в Иркутской области и при таких динамичных темпах добычи уже через 20 лет объём извлекаемого сырья снизится. Вместо 12–15 млн в год добывать нефтяники будут лишь 5 млн, подсчитали учёные из Института систем энергетики.
Цифры
По данным компаний-недропользователей, добыча углеводородного сырья в 2015 году в Приангарье составила: нефти – 15,2 млн тонн (в 2014 году – 12,9 млн); газа, включая свободный газ, газ газовых шапок и растворённый в нефти (с учётом потерь, которые составили 64,8%) – 4,1 млрд кубометров (в 2014 году – 3,7 млрд); конденсата – 225,0 тыс. тонн (333,0 тыс.), рассказали «Конкуренту» в Иркутскнедра. В 2015 году прекращения действия лицензий по факту возврата или отзыва не произошло. Зато на торги были выставлены 14 участков, из них четыре – впервые: Верхнекатангский, Верхненепский (Северный), Добчурский, Харанжинский. В 2015 году Иркутскнедра удалось залицензировать семь объектов, по результатам этих аукционов в федеральный бюджет поступило 1,74 млрд рублей. На 2014 год, по данным Госбаланса, извлекаемые запасы нефти по категории С1 и С2 в Иркутской области составили соответственно 220 578 тыс. и 686 585 тыс. тонн; свободного газа – 1 807 426 и 2 708 776 млн кубометров.