ВИП-будка
«Иркутский репортёр» выяснял, как возникают и работают зоогостиницы
Небольшой, но уютный домик, лежанка, полки, настенный ковёр – примерно так выглядит гостиничный номер для собаки. В Иркутске есть несколько отелей для домашних животных, которые, как и обычные гостиницы, имеют сезонный спрос, постоянных клиентов и вип-номера.
«Идея возникла сама собой»
Мысль написать этот текст появилась случайно. В социальных сетях я наткнулась на объявление двухгодичной давности: «Гостиница для комнатных растений – приму на передержку цветы».
«Если вы уезжаете и не можете никому оставить свои цветы или не можете найти человека, который может обеспечить им надлежащий полив и уход, – обращайтесь! Растения до вашего приезда будут находиться в квартире при обычных условиях освещения и влажности. Возьму цветы с рекомендациями по уходу, чтобы цветок чувствовал себя хорошо до вашего приезда. Цена – 10 рублей в сутки. Оплата производится при сдаче цветов мне на хранение. Если цветок по каким-либо причинам не может быть забран вовремя – предупреждение по телефону заранее, минимум за 2 дня до дня, в который предполагали забрать. При просрочке цветок будет вам возвращён по факту доплаты за дни, которые он находился на хранении сверх срока. При неоплате цветок остаётся жить у меня:)», – писала Наталья в июле 2014 года.
Как выяснилось, бизнес-проект, о котором девушка прочитала в Интернете и захотела воплотить дома, себя не оправдал. Несмотря на минимальную стоимость услуги, комнатные растения в «отеле» пожелали оставить только два человека.
Рядом с объявлением, которое разместила Наталья, появляются и другие ссылки – на гостиницы для домашних животных. На этом рынке больше предложений и выше спрос. Кроме того, у зоогостиниц есть собственные сайты с перечнем услуг и прайс-листом. Например, средняя стоимость номера для кошки в Иркутске – 400 рублей, а для собаки – 650 рублей. По запросу «зоогостиница» появляются не только ссылки на уже существующие отели, но и рекомендации на тему «как создать гостиницу для животных».
Наши героини уже преодолели этот этап – они владеют собственными зоогостиницами. Хозяйка отеля для кошек «КотоНяня» Елена Прадчук открыла гостиницу в предместье Рабочем полгода назад. «У меня пять кошечек. Проблема, где оставить животных на время отъезда, возникали часто. В местах, где предлагают держать кошек, рядом живут собаки, условия неподходящие. Тогда я решила открыть собственную гостиницу». «КотоНяня» располагается в цоколе девятиэтажки. Помещение принадлежит хозяевам отеля и находится недалеко от их места жительства – это упрощает организационные моменты. «Как таковых ветеринарно-санитарных норм по расстоянию от жилых домов отеля для кошек нет», – уточнила Елена.
Отель «CatHappy» гораздо старше – основала его Нина Альбот почти пять лет назад в предместье Марата. «Решение открыть зоогостиницу пришло само собой. Поскольку я состою в клубе любителей кошек и у меня дома живут два кота и кошка, передо мной частенько вставал вопрос: «Где оставить питомца на время отъезда?» Оказалось, что это беспокоило и многих моих знакомых, – рассказывает Нина. – Гостиница – это хобби, которое стало дополнением к профессии (наша собеседница по образованию экономист. – Авт.). Начинать бизнес было несложно, потому что долгое время мы работали с кошками, занимаясь разведением породистых животных. Правила содержания кошек, забота об их здоровье, особенности поведения были нам хорошо известны».
Гостиница располагается в частном секторе. В помещении есть этаж, который оснащён санитарным оборудованием, вентиляцией и всем, что требуется по СанПиНу. Систематически хозяева проводят дезинфекцию. «Мы стараемся выполнять все требования действующего законодательства, хотя это носит уведомительный характер. Чтобы в дальнейшем не было никаких проблем с контролирующими органами, лучше сразу начинать бизнес так, как положено», – уверена хозяйка зоогостиницы.
«Магия волков» – старожил на рынке гостиничных услуг для животных. Этот отель в 2006 году основала ветеринарный врач, кинолог Марина Сафонова при поддержке своего мужа, который, кстати, является свободным художником. Находится зоогостиница на шестом километре Александровского тракта в садоводстве «Раздолье-2». Когда супруги приобрели участок, вокруг него не было дачных строений, было тихо и солнечно. «Потом мы обзавелись соседями, а не соседи нами», – шутит Марина. – Мы стараемся быть тише. В одиннадцать часов у нас отбой. Когда новые постояльцы только приезжают и кто-то начинает скулить или плакать, мы идём их успокаивать».
Изначально целью Марины было воспитание и разведение служебных собак. «Но идея немножко поутихла. Найти хорошую собаку и воспитать её очень сложно. Мы остановились на том, что стали растить для себя спортсменов и выходить с ними на соревнования. Гостиницу мы открыли для дополнительного опыта, – делится хозяйка «Магии волков». – Мы помогаем владельцам собак с коррекцией питания, дрессировкой». Кошек в гостиницу тоже принимают, но тренинги с ними не проводят.
«Никто не хочет жить в тесном номере»
В каждом отеле для животных свой уклад, интерьер, правила, но есть и моменты, общие для всех зоогостиниц. К примеру, поселиться там могут лишь привитые, здоровые, ухоженные животные. «Наши требования: обязательная вакцинация и защита от кожных паразитов. Мы принимаем кошек с ветеринарным паспортом», – утверждает владелица «КотоНяни». Таковы правила и в «CatHappy» и «Магии волков». «Но прививка может быть сделана некачественно – нужно учитывать все риски», – пояснила хозяйка «Магии волков». Поэтому каждая кошка имеет свой лоток, а собак на специальной площадке выгуливают по очереди.
К тому же любой контакт питомцев разных хозяев запрещён. «Между собой животные не взаимодействуют. Все они могут по-разному реагировать друг на друга. Некоторые хозяева спрашивают, почему животные находятся в кабинках. Но никому не хочется, чтобы соседняя кошка проявила к вашему коту агрессию. Кто-то может разозлиться, кто-то – просто испугаться. Поэтому каждый проживает на изолированной территории, где ему удобно и хорошо. Кошки не просто сидят в вольерах. Они могут полазать и попрыгать в большой комнате с игровым комплексом. В него входят специализированные домики, когтеточки, качели», – рассказала Нина Альбот.
В её гостинице можно разместить максимум десять животных. «Приезжая в отель, никто не хочет жить в тесном номере. Кошку нельзя сажать в клеточку: ей нужно поиграть, покушать, сходить в туалет. Вольеры оснащены всем необходимым для кошек: лежанками, когтеточками, местом для приёма пищи и туалета», – уточнила Нина. В гостинице есть номера эконом-класса, которые занимают полтора квадрата. Есть номера повышенной комфортности, которые занимают 2-3 квадрата. Высота вольеров-номеров 1,5–1,8 м. «Домашние питомцы могут весить от 1,5 до 10 кг. Говоря словами чисел, если пересчитать вес кошечки относительно квадратуры наших вольеров, то они нисколько не уступают размерам обычных гостиничных номеров в пересчёте на средний вес человека. И люди и животные должны жить в вольготном пространстве», – уверена Альбот.
В гостинице «КотоНяня» одновременно могут находиться восемь животных, если руководство установит дополнительные клетки – всего в отеле пять постоянных номеров. Контактов между постояльцами нет. «Они могут общаться только через стеклянную дверь, – говорит Елена Прадчук, – Хозяин привозит всё необходимое: корм, миску, лоток, наполнитель, игрушки – это мера для исключения заболеваний. Рекомендации по кормлению прописываются. От себя я ничем не докармливаю».
Поскольку зоогостиница «Магия волков» в большей степени ориентируется на собак, номера там более просторные. Животные не просто размещаются в вольерчиках – каждый питомец живёт в своём доме. Исключения делаются только для семей – вместе могут поселиться животные одного хозяина. «Например, сейчас у нас в домиках живут близняшки: две таксочки и два стаффика», – отметила Марина Сафонова.
Каждый номер оборудован большими окнами, лежанкой и даже полками – владельцы гостиницы хранят там вещи, необходимые для тренинга, а также по состоянию мебели проверяют, отучился ли пёс от вредной привычки – грызть дерево. «Мест у нас немного, потому что мы берём столько животных, сколько можем обеспечить вниманием и заботой. За городом у нас три тёплых места и два вольера в летнее время. Площадь основных домиков немногим больше шести квадратов. Из трёх мест у нас один карантинный домик. Иногда бывают накладки в один-два дня, и животные переживают там время. К тому же, в нём больше квадратов, чем в остальных блоках – двенадцать, и там можно заниматься дрессировкой, – рассказывает Марина, – Площадь вольеров варьируется от четырёх до девяти квадратов. Например, хаски нужен не просторный вольер, а тёплое, уютное «гнездо». Рабочие собаки нервничают, находясь в просторном пространстве. Ещё у нас есть филиал в городе, где животным предоставляются комнаты от 12 до 15 квадратов».
В зоогостиницах работают от одного до трёх человек. Елена Прадчук рассказывает, что пока не может никому доверить дело и самостоятельно ухаживает за животными, кормит их, играет с ними, а также при необходимости выполняет услуги зоотакси. В «CatHappy» больше сотрудников: «Нам достаточно 2-3 работников. Один человек занимается всеми организационными вопросами, другой – уходом за животными и уборкой. Есть приходящий ветеринар и водитель зоотакси», – прокомментировала Нина Альбот.
В «Магии волков» со всеми заботами справляется Марина Сафонова вместе с членами семьи. Гостиница занимает большой участок, на котором находится жилой дом, номера для постояльцев, вольеры для собственных бельгийских овчарок и хаски, площадка для выгула, а также огород. «Когда владельцы животных возвращаются из отпусков, мы радуемся за них, потому что мы не можем оставить хозяйство и куда-то поехать. У нас весь холодильник в магнитиках из стран, в которых мы не были», – призналась Марина.
«Съеденная мебель и масса «полезных» вещей»
Хозяева гостиниц утверждают, что их дело основано в большей степени на энтузиазме, чем на стремлении получить прибыль. «Когда открываешь свой бизнес в этой сфере, не следует ждать, что на тебя посыпятся деньги. На самом деле, десять животных – это десять горшков и двадцать мисок в день, а не 300 рублей, умноженные на 30 дней, – считает Нина Альбот. – С экономической точки зрения, если вы ждёте огромных барышей, такой бизнес невыгоден – это большие трудовые и моральные затраты. Это хобби, которое даёт дополнительный заработок».
Основная причина – ярко выраженная сезонность. «Количество постояльцев зависит от времени года. Если это не каникулы, не праздники и не лето – то к нам привозят 3–5 животных в неделю. В высокий сезон у нас всё расписано. Кошка выезжает, вольер дезинфицируется, и заселяется другое животное. Летом, когда все отдыхают, мы упорно работаем», – пояснила владелица «CatHappy».
Наши собеседники признают, что открывать зоогостиницу в арендованном пространстве невыгодно. «Если помещение в твоей собственности, не особо напрягает, когда нет животных», – поделилась хозяйка «КотоНяни».
Владельцы зоогостиниц уверены, что их бизнес не прокормит человека, если будет его единственным делом. К примеру, Елена Прадчук собирается открыть в отеле салон-парикмахерскую для животных. Основная профессия Нины Альбот – экономист. А Марина Сафонова в своей зоогостинице оказывает дополнительные услуги.
«Когда ты содержишь зоогостиницу, ты должен иметь побочные виды деятельности: тренинг, выезд на дом, стрижку собачек. Отель – дело сезонное. Здесь надо выкручиваться. Этим могут заниматься такие люди, как мы: те, кому хочется вывести собачку на уровень соревнований, – считает Марина Сафонова. – Зоогостиница – это утренние и вечерние тренировки, съеденная мебель и масса «полезных» вещей. Но я знаю людей, которые могут ставить это на поток и делать бизнес. Обычно такой подход ущемляет животных. Некоторые владельцы гостиниц используют неподходящие материалы – к примеру, кафель. Это упрощает уборку, но вредит животным – они портят зубки, ножки, рискуют застудить почки».
Тем не менее каждый стремится продвигать свою зоогостиницу по-своему, предлагая постояльцам новые услуги. «Мы планируем сделать комнату для котопрайдов, чтобы кошечки из одной семьи могли жить вместе», – поделилась Елена Прадчук. «Мы тоже растём, и в скором времени наши постояльцы будут проживать в более комфортных условиях. В новом строящемся здании зоогостиницы будут размещены номера, где у каждой кошечки будет свой балкон и игровое пространство», – добавила Нина Альбот.