издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В зоне повышенного риска

Приангарье вступает в пожароопасный сезон

В условиях дефицита финансирования региональному правительству ничего не остаётся, кроме как предельно трезво оценивать свои возможности. Об этом заявил зампред областного правительства Виктор Кондрашов, открывая совещание о подготовке к уже наступившему пожароопасному сезону. По сравнению с прошлым годом снижение сил и средств в нынешнем сезоне составляет около 30%.

– Мы в присутствии представителей федеральных структур сказали о том, что приняли решение никаких фиктивных цифр не рисовать, выявить реальное количество техники, сил и средств, способных принимать участие в тушении лесных пожаров, – отметил  Кондрашов. После такого вступления сразу стало понятно, что ситуация не самая благоприятная и грозит стать ещё критичнее. 

Руководитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области Сергей Шеверда рассказал, что, согласно сводному плану, во время тушения лесных пожаров в регионе будет задействовано свыше 5 тыс. человек и 2 тыс. единиц техники. И техники и людей будет меньше практически на 30% по сравнению с прошлым годом. Сергей Шеверда заявил, что таким внушительным сокращение оказалось из-за того, что в прошлом году на бумаге данные были сильно завышены. Однако, думается, дело не только в этом. 

В следственном управлении СК России по Иркутской области после проведённой проверки отмечают: в распоряжении Агентства лесного хозяйства имеется 66 пожарно-химических станций вместо 71, предусмотренных лесным планом. Укомплектованность существующих ПХС средствами пожаротушения составляет лишь 50–60% от нормы, а износ техники – 90%. В этом году в сводный план включено на 476 единиц техники меньше, чем в прошлом. 

«В текущем году, как никогда, напряжённая ситуация со сводным планом тушения лесных пожаров с точки зрения внесения единиц техники по территориям Иркутской области. Постоянно вносятся изменения и уточнения в количественные показатели в районах области, что не позволяет оценить стабильность и объективность подготовки», – обеспокоены в следственном комитете. 

По состоянию на 15 марта в плане было заявлено 792 единицы самоходной техники, 594 единицы техники арендаторов, 180 единиц техники лесхозов, 18 единиц техники национальных парков. В сводном плане пожаротушения не заявил ни одной единицы спецтехники Усть-Удинский район. В Чунском районе заявлено 32 единицы самоходной техники, но фактически осмотрено 13, причина задержки – ненадлежащая организация работы в агентстве, считают в следственном комитете. 

В Усть-Кутском районе из 50 единиц самоходной техники фактически осмотрено 35, причина задержки – непредставление техники для осмотра лесниками. В Усольском  районе почти вся техника (23 из 24 машин) не готова из-за отсутствия регистрации за действующим собственником – ОГАУ «Ангарское лесохозяйственное объединение». 

Схожая проблема в Иркутском районе. Здесь планы не могли согласовать с Голоустненским и Ангарским лесничествами, потому что «зависла» перерегистрация техники с ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» на действующих собственников. 

Тем не менее и федеральное и региональное финансирование тушения лесных пожаров в этом году сокращается. Сергей Шеверда заявил, что на тушение лесных пожаров   Иркутская область получит 776 млн рублей из федерального бюджета. По сравнению с прошлым годом финансирование  сокращено на 161 млн рублей. При этом  у Агентства лесного хозяйства осталась кредиторская задолженность на 84 млн рублей. Правда, заявка на погашение задолженности уже рассмотрена, ожидается поступление средств.  

Финансирование мероприятий по охране, защите,  воспроизводству лесов из областного бюджета также сокращено – на 160 млн рублей.

– Прорабатывается вопрос о выделении дополнительных средств, которые можно выручить за счёт проведения аукционов  по краткосрочному предоставлению лесных участков, – сообщил Сергей Шеверда. 

Однако ещё неизвестно, будет ли получен дополнительный доход, окажется ли средств достаточно для того, чтобы срочно залатать все дыры.  Вот и в следственном управлении на прошлой неделе сделали вывод, что из-за недофинансирования Приангарье не готово к наступлению огненного сезона. Ведомство направило в адрес губернатора Иркутской области Сергея Левченко письмо с предложением о принятии действенных мер подготовки к пожароопасному сезону и обеспечению достаточного финансирования при тушении лесных пожаров на территории региона.

К сожалению, сокращаются средства и на авиапатрулирование лесов. Доведено госзадание на 1146 лётных часов. «При средней кратности патрулирования один раз в сутки денег хватит до начала июля», – заявил на совещании начальник Иркутской авиабазы Юрий Михайлов. При высокой пожарной опасности однократное патрулирование  позволит обнаружить до 30% пожаров на территории. В прошлом году, например, за пожароопасный период возникло 1607 пожаров и 363 из них было обнаружено с помощью авиации. Для двух-трёхкратного облёта требуется не менее 3,5 тыс. лётных часов. Однако приходится экономить. 

Например, в целях той же экономии самолёты Ан-2 со стоимостью лётного часа 67 тыс. рублей частично заменили на легкомоторные, у которых лётный час стоит от 33 до 37 тыс. рублей. По словам Юрия Михайлова, таким образом удалось сэкономить 7 млн рублей. Однако ещё неизвестно, что из этой экономии получится. Лёгкомоторные самолёты, во-первых, не подходят для десантирования парашютистов, а во-вторых, их применение сильно ограничено погодными условиями. Планируется, что во время пожарного сезона  в области будут задействованы 7 самолётов Ан-2, 4 лёгкомоторных самолёта и 4 вертолёта Ми-8. 

Непростая ситуация складывается с предоставлением данных, которые необходимы авиабазе для расчёта класса пожарной опасности. Метеорологи не дают бесплатно специализированные сведения, требующие дополнительных измерений. В 2015 году, например, за них запросили 400 тыс. рублей. В нынешнем году цена на информацию выросла до 3,2 млн рублей. 

– Как-то это вообще… несоизмеримо, – обратился к присутствующим Юрий Михайлов. 

– Предоставление платной информации – это вынужденная политика Росгидромета в условиях недостаточного финансирования, секвестрования и так далее, – отметил начальник Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Азат Насыров. – Но мы открыты для диалога и готовы обсуждать все возможные варианты. 

Заместитель начальника Главного управления МЧС по Иркутской области Василий Разумнов о проблемах не рассказывал. Хотя в следственном управлении утверждают, что произошло снижение сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований ГУ МЧС по Иркутской области на 56% по силам и на 71% по средствам. 

Василий Разумнов напомнил, что за последние десять лет в весенне-летний период в Иркутской области произошло 23 массовых пожара, которые уничтожили 460 строений. Ежегодно весной и летом в регионе возникает около 500 пожаров, в которых сгорает до 150 жилых домов, или одна средняя деревня. 

В зоне риска на лесной территории Приангарья расположено 456 деревень и посёлков, огонь на которые может перекинуться из леса. Кроме того, в особой защите нуждаются 14 объектов экономики и 49 летних детских лагерей. Василий Разумнов отметил, что уже прошли проверки готовности населённых пунктов к пожароопасному сезону. Не готовыми к нему признаны 17 посёлков. Виктор Кондрашов попросил представить ему лично список неуспевающих. 

Пожароопасный сезон в Приангарье  уже начался. Кстати, в этом году введён запрет на  отжиг сухой травы, в том числе и на сельхозпалы. «Любое возгорание с первого дня  будем фиксировать как пожар со всеми вытекающими последствиями», – пообещал Сергей Шеверда. Кстати, в 2015 году на землях, подведомственных агентству, возникло 96% всех лесных пожаров на территории Иркутской области, что составляет 76% всей площади, пройденной огнём. 

В прошлом году первый пожар был зафиксирован в области 7 апреля. Посмотрим, что принесёт новая весна. Конечно, регион уже накопил богатый и печальный опыт борьбы с лесными пожарами, который должен нам помочь. Но всё-таки очень хочется, чтобы лето было дождливым.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры