«Наш главный принцип»
Энергетики о том, как на ГЭС извлечь максимум энергии из минимума воды
Обеспечить надёжное бесперебойное электроснабжение потребителей – такова лишь одна из задач энергетиков, эксплуатирующих Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Другие заключаются в том, чтобы защитить население от возможных паводков и соблюсти интересы всех остальных водопользователей – жилищно-коммунального и сельского хозяйства, пароходств и так далее. Их выполнение существенно усложнилось в условиях маловодья последних лет, не только охватившего регион от Иркутской области до Забайкальского края, но и проявляющегося в разных частях света. Но с этим вызовом удаётся справляться, констатировали участники телемоста «Развитие гидроэнергетики Восточной Сибири в контексте глобального изменения климата», который АО «ЕвроСибЭнерго» организовало в преддверии Всемирного дня водных ресурсов.
На долю ГЭС приходится чуть меньше половины установленной мощности электростанций Объединённой энергосистемы Сибири. Несмотря на то что маловодье существенно уменьшило отдачу Ангаро-Енисейского каскада, гидроэлектростанции в 2015 году произвели почти 88,3 млрд кВт-ч при том, что общая выработка в регионе составила 201,2 млрд кВт-ч. «У каскада есть много задач помимо генерации, – заметил генеральный директор «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин. – Это, в частности, водоснабжение и сельское хозяйство. Выработка электроэнергии стоит на последних местах, а на первом – защита от паводков. Сейчас благодаря наличию Иркутской ГЭС, которая больше года работает на минимальных попусках, закрываются потребности в водоснабжении городов, расположенных ниже по течению Ангары».
Арифметика проста: средний приток в Байкал в 2014 году составил 1271 кубометр в секунду, в 2015-м – 1120 кубов ежесекундно. Столько же вытекало из озера с водами Ангары. Для того чтобы обеспечить работу водозаборов в Ангарске, Усолье-Сибирском, Свирске, Черемхове и прилегающих к ним посёлках, необходимо, чтобы Иркутская ГЭС работала со сбросными расходами не менее 1300 кубометров в секунду (лишь на непродолжительное время зимой их могут снизить до 1250 куб. м ежесекундно, если позволяет ледовая обстановка). Несложный расчёт подсказывает, что без гидроузла выше по течению без воды рисковали остаться населённые пункты, где проживает почти 500 тысяч человек. Но катастрофы удалось избежать именно благодаря тому, что он был построен в пятидесятых годах прошлого века.
«В нормальном режиме»
«Мы готовы работать в любых режимах в периоды маловодья, многоводья и средней водности, – подчеркнул генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. – Как бы избито ни звучала фраза «надёжное и бесперебойное энергоснабжение», но это наш главный принцип. В этом году никаких отклонений от этой позиции с нашей стороны нет». Изменились разве что гидрологические условия, влияющие на работу всех четырёх ступеней Ангарского каскада ГЭС. К примеру, на последней из них, Богучанской, 21 марта были загружены пять гидроагрегатов из девяти, выдавая 1,5 ГВт. «Работа идёт в нормальном режиме, – сообщил генеральный директор ОАО «Богучанская ГЭС» Всеволод Демченко. – Расходы в нижний бьеф составляют 2400 кубометров в секунду, приток при этом – [около] 2300 кубометров в секунду. Видно, что мы сливаем немножечко больше воды, чем получаем от вышестоящего каскада. Это делается в целях освобождения полезной ёмкости для принятия паводка». По существующим правилам к началу весеннего половодья уровень Богучанского водохранилища должен составлять 207 м в Балтийской системе высот, тогда как 29 марта он равнялся 207,13 м БС.
В пяти сотнях километров, на Енисее сложилась несколько иная ситуация: общий приток в верхний бьеф Красноярской ГЭС составляет 1630 кубометров в секунду, а уровень воды в нём – 231,57 м БС. «За 45 лет, даже больше, Красноярский край не почувствовал никаких сложностей в связи с нашей работой, – рассказал директор станции Сергей Каминский. – Самый низкий сброс на моей памяти был в 2012 году, когда мы выработали всего 14,9 миллиарда [киловатт-часов]. Никто этого не заметил, ничего не произошло. Сейчас никаких рисков с точки зрения притока, снеготаяния нет. Сезон 2016 года будет безрисковый».
КПД на максимум
В нынешнем году есть ещё одна новость со стороны Красноярской ГЭС: ОАО «Силовые машины» проектирует и начинает изготавливать новые рабочие колёса для двух гидроагрегатов станции. Это лишь малая часть большой программы по модернизации гидроэлектростанций «ЕвроСибЭнерго», получившей название «Новая энергия». Подробно о ней мы писали в номере от 4 марта 2016 года (материал «Вода разбавит выбросы»), поэтому напомним, что она предусматривает реконструкцию части турбин Братской, Красноярской и Усть-Илимской ГЭС. Затраты на реализацию программы до 2018 года оцениваются в 15 млрд рублей, за счёт этого выработка гидроэлектростанций компании в Восточной Сибири вырастет на 1,5 млрд кВт-ч в год, а выбросы углекислого газа от сжигания угля на тепловых станция сократятся на 2 млн тонн.
«Воду необходимо использовать максимально эффективным образом, – резюмировал Соломин. – Первое – это, конечно, не допускать холостых водосбросов, чего на нашем каскаде и так не было довольно долго. Второе – пробовать довести КПД [генерирующего оборудования] до максимума. Третье – делать так, чтобы внутри каскада станции были не синхронизированы, а по сути рассинхронизированы во избежание дисбаланса на рынке: избытка предложения в один период и включения тепловых электростанций с повышением цены электроэнергии в другой, когда мало воды. Чем более сбалансированным будут режимы, тем выгоднее это для нас». В этом смысле стратегическая цель энергетиков, стремящихся обеспечить максимум выработки при минимуме расходов воды, перекликается с девизами, под которыми Всемирный день водных ресурсов проходит уже 24-й раз. К примеру, с темой 2000 года – «Водные ресурсы для XXI века», или 2014 года – «Вода и энергия». А обеспечение устойчивой работы ГЭС в условиях маловодья сочетается с концепцией нынешнего года: «Водные ресурсы и трудоустройство».