издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не компанейский «Компаньон»

Иркутянин пополнил ряды кредиторов разорившейся страховой компании

Без машины и с большим кредитом за неё остался иркутянин Павел Тирских. Его Tоyota Rav4 угнали прямо из гаража. Машина была застрахована, поэтому, особо не переживая, сразу после происшествия семья отправилась в свою страховую компанию «Компаньон». Однако выплачивать страховку фирма отказалась. К моменту страхового случая у компании была отозвана лицензия, началась процедура банкротства. Не смогли ничем помочь иркутянину и в «Тойота Центре», где он приобретал автомобиль. Это при том, что салон работает с ограниченным числом страховщиков и с ними у продавца заключены договоры. И Павел купил полис именно той компании, которую порекомендовали в салоне. О проблемах страховщика было известно задолго до отзыва лицензии, но руководство салона не посчитало нужным предупредить о возможных сложностях своих клиентов. В итоге из трёх лет кредита Павлу осталось год выплачивать около 30 тысяч в месяц за машину, которой у него нет. Перспективы получить хоть какую-то компенсацию от страховой компании весьма туманны.

Тирских заранее знали, какой автомобиль хотят приобрести в салоне. Супруга давно мечтала о мощном кроссовере. Семья ездила по разным салонам, подбирала нужную модель. В итоге решили машину покупать в солидной компании – в иркутском филиале «Тойота Центра». Но авто нужной комплектации в Иркутске не оказалось, поэтому семье пришлось подождать пару недель, пока агрегат доставили из другого города. «Нам эта машина и сейчас нравится. Кожаный салон. Все нужные опции. Солидного чёрного цвета. Именно то, что нужно», – тепло рассказывает о приобретении Павел. 

На дорогостоящую покупку удалось легко оформить кредит. Часть денег покупатели заплатили наличными. Правда, попользоваться авто долго не пришлось. Через пять месяцев машина пропала прямо из гаража. «В это время я был в командировке. Приезжаю – узнаю, что автомобиль угнали. Взломали ворота и забрали только «Тойоту», хотя рядом стоял ещё микроавтобус. Его не тронули. Мы потом смотрели по сводкам. За один месяц машин восемь угнали в Иркутске такого класса», – вспоминает бывший владелец.

В страховой компании, куда супруги обратились после происшествия, дали ответ, что денег на выплату нет и вообще фирма готовится к процедуре банкротства. Хотя в пресс-релизе Центрального Банка 16 июля 2015 года, в котором регулятор сообщает об отзыве лицензии у компании «Компаньон», говорится о том, что фирма обязана производить выплаты по страховым случаям.

«До истечения шести месяцев после вступления в силу решения Банка России об отзыве лицензии страховая организация обязана исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям; осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования» – такое уточнение содержится в официальном ответе управляющего региональным отделением Главного управления Центробанка РФ Сергея Андреева.

Более того, если клиент, у которого страховой случай не наступил, захочет разорвать отношения со страховщиком, компания обязана вернуть часть страхового взноса за оставшееся время действия договора в течение двух недель после обращения. Теперь становится понятно, почему о проблемах «Компаньона» не было слышно.

«Чтобы сократить расходы, компания решила производить выплаты по страховым случаям только тем клиентам, которые будут включены в реестр кредиторов. Это достаточно трудоёмкий процесс, расчёт на то, что многие просто не захотят «заморачиваться», – говорит юрист Игорь Льгов. – Во-первых, надо собрать пакет документов. Сложность ещё и в том, что сама страховая группа находится в Самаре. Бумаги нужно пересылать туда. Конкурсный управляющий находится в Ростове-на-Дону. Документы Павла мы отправили 19 февраля по почте, но до сих пор его не включили в список кредиторов».

Сумма выплаты у Павла немаленькая – с учётом эксплуатации угнанный автомобиль оценивался почти в 1,2 миллиона рублей. Юристы, представляющие его интересы, не дают бывшему владельцу никакой гарантии, что он получит хотя бы часть заявленной суммы. По процедуре банкротства деньги, которые есть у компании, распределяются в соответствии с очерёдностью. В первую очередь выплачивают за судебные издержки, работу юристов. Во вторую очередь получают работники компании, им выдают выходные пособия и другие выплаты. 

Павел, если его включат в число кредиторов, попадёт в последнюю, пятую очередь. Средства между кредиторами в ней распределяются пропорционально. То есть конкурсный управляющий разделит количество оставшихся средств на счёте между всеми участниками очереди. Не факт, что денег окажется достаточно, чтобы погасить все долги.

С вопросами о том, как потребитель может защитить себя от недобросовестного страховщика и какие существуют способы выбрать достойную компанию, мы обратились к специалистам Управления Роспотребнадзора по Иркутской области. По словам пресс-секретаря ведомства Светланы Кауровой, универсальных правил выбора страховщика не существует. 

«Совет один: доверять свои деньги проверенным игрокам. Страховаться в крупных компаниях, которые у всех на слуху, – посоветовала Светлана Каурова. – Обо всех нюансах может знать только человек, который хорошо разбирается в сфере страхования. Обычный человек может зайти на сайт Центробанка и посмотреть, у каких компаний лицензия приостановлена или отозвана. Если лицензия у фирмы есть, я думаю, страхователю сложно будет по каким-то признакам определить, насколько устойчиво положение того или иного страховщика. Чтобы это узнать, можно обратиться к специалистам, экспертам и узнать их мнение».

Павел Тирских, например, тоже думал, что сотрудники дилерского центра дадут ему стоящий совет, однако ошибся. «Я понадеялся на специалистов. Думал, что «Тойота Центр» – солидная фирма, плохого не посоветуют, – сожалеет пострадавший, – тем более раньше брал в этом салоне корейский автомобиль, тоже в кредит. Всё было хорошо».

Специалисты прогнозируют, что отзыв лицензии у «К  омпаньона»  и его дальнейшее банкротство – это лишь первая ласточка. В ближайшее время рынок страхования могут покинуть компании, которые ведут рискованную политику и заключают сомнительные сделки. Эксперты не берутся называть конкретные фирмы, чтобы не усугублять ситуацию. Но очевидно, что предстоящая чистка страховых компаний в первую очередь отразится на кошельках владельцев полисов. Так что при выборе, кому отдать свои деньги, лучше опираться на мнение действительно авторитетных людей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры