издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«У нас всё просто: никакого храма»

Актёры ТЮЗа открывают Центр «Новая драма»

В самом сердце города, в одном из старых иркутских дворов, 27 марта открывается театр. Дата выбрана не случайно – Международный день театра. И сама задумка интересная – молодые актёры ТЮЗа создают Центр «Новая драма». Как будто вернулись 1980-е, когда от классических репертуарных театров почковались коллективы, создавая нечто свежее, новое, неординарное. Именно так в Иркутске в подвальчике ТЮза им. Вампилова, по адресу: ул. Ленина, 13, появился «Театр пилигримов». Именно так в крохотном помещении в ДК «Юниссиб» когда-то возник и Театр пантомимы под руководством Валерия Шевченко. Молодые артисты ТЮЗа открывают театр на собственные средства и с благословения режиссёра и драматурга Ивана Вырыпаева, который во время своего приезда в Иркутск посетил своих бывших учеников.

«Ребята, это шикардос!» – именно так экспрессивно выразился Иван Вырыпаев, когда спустился в подвал одного из старых монументальных домов на улице Карла Маркса. Небольшой подвал ребята отремонтировали самостоятельно, выбрав в качестве основной краски чёрную. 32 зрительских места, небольшая сцена, – что ещё нужно для экспериментального театра?

– Современный театр можно сделать в любом месте, – убеждён Вадим Карионов, один из создателей театра. – Будь это подвал, ангар, чердак, огород. Вот сгоревшее здание стоит рядом, на улице Бабушкина, – тоже прекрасная площадка для театра. Современный новый театр может существовать везде. У нас было и есть желание стать в Иркутске центром, куда бы стягивались артисты из разных театров, студий.

Как вспоминает Карионов и его товарищи, они приехали втроём, чтобы посмотреть это помещение. Размышляли вслух: «Здесь гримёрка будет, здесь сцена». Хозяева поинтересовались: «А вы что, ребята, хотите делать?». Услышав про театр, из четырёх претендентов на подвал выбрали именно молодых актёров. 

– Мы быстро скинулись, я продал свою машину, и мы арендовали это помещение. С ремонтом нам помогали самые разные люди, приходили друзья друзей. Здесь была дыра в полу, мы не знали, как её заделывать, ребята раз, раз, и всё сделали. Оказалось, что световое оборудование стоит бешеных денег. Когда мы услышали эти цифры, схватились за голову – как же мы будем сцену освещать? Но пришел один человек, загорелся – да это же квартирник питерский! А он занимается световым оборудованием. Посмотрев нашу площадку, он распределил, куда и что. Привёз фонари, пульт и отдал в безвозмездное пользование. Нам приятно, что люди приходят и помогают, нам без помощи не прожить.

– Ирина Хакамада в своём предновогоднем интервью говорила, что возвращается камерное, уютное время квартирников и кухонных посиделок. Ваш театр как раз вписывается в эту концепцию. 

– Как утверждает режиссёр Константин Богомолов, классические большие репертуарные театры присвоили себе статус храмов. И, присвоив этот статус, они перестали быть театрами, установив некие рамки. У нас всё просто: никакого храма. Мы остаёмся актёрами ТЮЗа, мы любим свой театр. Но мы хотим заниматься и своим делом, дышать свободным кислородом. Поэтому мы организовал такой центр. Можно назвать его и квартирником, потому что одновременно много людей здесь не вместится. Но, я подчёркиваю, основа для нас – современная драматургия. Мы так и называемся – содружество молодых актёров Центр «Новая драма». 

Театр ребята в буквальном смысле этого слова сделали своими руками

– Идеи витают в воздухе, ничего принципиального нового в мире нет. Но что-то же послужило для вас толчком для рождения театра в подвале?

– Давно мы вынашивали эту идею. Напрямую вдохновила прошедшая в январе в ТЮЗе «Театральная лаборатория», приезд театрального критика Павла Руднева. Как и позиция, творчество нашего главного режиссёра Андрея Сидельникова. Эти люди непосредственно своими взглядами на театр, на современный театр и современную пьесу сподвигли нас на это дело. Сама жизнь невольно и всё больше подталкивала к своему театру. Когда артист изо дня в день в театре играет одно и то же, то начинает деградировать. А я ещё раз повторяю: мы хотим дышать. Иркутская публика – театральная, у нас прекрасная молодёжь, но она не знает современной драматургии. А мы им даём место, где можно будет увидеть постановки современных пьес, как российских, так и зарубежных. И главреж ТЮЗа Андрей Сидельников нас тоже одобрил и даже попросил: «Дайте мне кисть, я вам тут тоже что-нибудь покрашу». 

В Иркутске уже есть подвальный театр, который так и называется – «Подвал». Здесь работают студийные актёры, и это главное отличие от «Новой драмы», где будут работать актёры профессиональные. Хотя новый театр также набирает студию – делиться опытом, давать то направление в жизни, которое молодые артисты считают правильным на данный момент. Ну и отбивать аренду тоже необходимо.

– Возникает встречный вопрос: а какое направление вы считаете верным и правильным? 

– Во время своего приезда в Иркутск у нас гостил Иван Вырыпаев, у которого мы учились в театральном училище. Его «Практика» обрела статус достояния российского театра и даже мирового. И он правильные вещи нам говорил – без разбора пьесы никуда нельзя. Есть классический разбор пьесы, которого мы все придерживаемся. Актёры сами для себя копаются в своей роли, – продолжает Вадим Карионов. – Но способ существования в театре сегодня немножко другой, жизнь поменялась. Мы не можем выходить на сцену, делать три шага и с определённой интонацией произносить какой-то текст. Это всё ложь. 

– А что же тогда правда?

Первой премьерой «Новой драмы» станет «Человек-подушка» Мартина Макдонаха. Далее будут поставлены две пьесы Вырыпаева

– А правда – когда актёр выходит на площадку и существует сам от себя. Не так, как его режиссёр заставляет играть, выстраивая роль вплоть до интонации. Есть я, есть Гамлет. Я попал в эту ситуацию, но я действую не как Гамлет, а как действовал бы я, будучи в этих обстоятельствах. 

– А если внутренние принципы или мироощущение актёра противоречат Гамлету, как он эту роль играет? В противоречии с Шекспиром?

– А с ним очень сложно спорить, как можно противоречить Шекспиру? Актёр эту роль разжёвывает, проглатывает, выходит и выступает. Это один из способов существования на сцене, который наиболее близок нам. 

Кстати, Иван Вырыпаев концепцию нового театра поддержал: «Ребята, я всеми руками и ногами за вас». 

– Мы вообще-то хотели послушать его. Но он пришёл, увидел сцену и говорит: «А чего меня слушать? Давайте я буду вас слушать и вам помогать». У нас были вопросы по поводу двух его пьес, которые мы хотим ставить здесь, это «Пьяные» и «Июль». Причём «Июль» он запрещал ставить, но затем признал, что это было его ошибкой. И Вырыпаев отдал нам все свои пьесы без авторских прав. «Чем смогу, я вам помогу. Пока могу помочь только этим», – такими словами он нас напутствовал. 

Театр находится в самом центре города – в одном из старых дворов на улице Карла Маркса

Сейчас в планах рождающегося иркутского театра – найти подобные в стране и создать общероссийское движение новой драмы. Вопреки мнению многих театральных режиссёров, находки в современной драматургии есть. 

Первой премьерой «Новой драмы» станет «Человек-подушка» Мартина Макдонаха: 

– Эта пьеса идёт по всему миру и во многих театрах России. Только до Иркутска ещё не добралась, как будто на границе города стоит железный занавес и не пускает сюда современную драматургию, – рассказывает Вадим. – Далее мы работаем над пьесами Ивана Вырыпаева. Есть в планах интересный проект по современной поэзии, им будет заниматься Анжела Маркелова. Она поделилась со мной идеей, когда мы лавочки с ней красили. 

Молодые артисты говорят: страха никакого нет, напротив – интересно. Новый театр, новое движение как способ избежать внутренней и профессиональной деградации. Вот и Иван Вырыпаев пожелал творческого саморазвития себя и других, оставив на стене нового театра именно такой автограф. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры