Вечер символистов в Музее истории
Понятие «символизм» напрямую связано у читателей с Серебряным веком российской поэзии. Частичку этой эпохи ощутили зрители, пришедшие на минувшей неделе в Музей истории города Иркутска на презентацию альманаха иркутских поэтов «Видимое слово».
Альманах необычен. Это стихи и иллюстрации художников к ним. Или наоборот. Каждый открывший книгу воспринимает её по-своему.
Руководитель Иркутского регионального представительства Союза российских писателей Светлана Михеева так прокомментировала претворение в жизнь этого творческого эксперимента: «Искусство неодолимо тяготеет к символу. И в этой связи языку равных нет, слово – изначальный символ, скажет поэт. Художник иронически ухмыльнётся, ибо первый человеческий язык – это язык изображения. Символ намекает нам на неизвестное, на тайну, заключённую в облике, на привидение, спрятавшееся в саду. Именно поэтому слово желает стать видимым, а изображение – невидимым. Говоря иначе, слову необходимо проступить сквозь завесу темноты, чтобы быть узнанным, а изображению, напротив, нужно спрятать предметную сущность, чтобы заговорила темнота, ибо «вещи прекращают говорить, когда мы всё ближе подносим к ним визуальное зеркало их внешности», – так говорил Франк Марк. В этом, собственно, и состоит наш эксперимент – иллюстрирование текста. Не подкрепление стихов картинками, а прояснение языка, сообщение изображению дополнительного измерения, где обитает дух. Мы ни в коем случае не подразумеваем, что искусства послужат друг другу костылями. Но надеемся, что их синтез создаст широкое поле для дальнейших экспериментов».
Руководитель иркутского регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева высказала своё мнение об издании:
«Жизнь этой книги началась не с первого вышедшего из типографии экземпляра, а гораздо раньше. Настоящее начало – с того момента, когда рукопись литературного произведения попала к иллюстраторам и дизайнерам полиграфического оформления. Именно с этого момента начался ряд волшебных превращений, благодаря которым иллюстрированное издание предстало перед читателем как продукт особого искусства – книжного».
«Мне кажется, что зрителям презентации больше всего понравилась обстановка творчества, царившая в зале, – сказал директор музея Сергей Дубровин. – Как-то незаметно, уже во время чтения стихов мы были втянуты в творческий процесс. Совместно обсуждали исполнение грядущих планов – выставок поэтов и художников, создание экспозиции художников-иллюстраторов. А главное, мы слушали авторов, могли задавать им вопросы и на экране видеть иллюстрации художников к стихам».