издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Траектория торговых предпочтений

Потребительский рынок сегодня переживает не лучшие времена

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА, Иркутскстат

Торговля – один из немногих видов деятельности, динамично развивавшихся в России на протяжении последних лет. Объём продажи товаров населению Иркутской области за период с 2000-го по 2014 год удвоился.

Для этой сферы характерен рост, за исключением периодов, когда финансово-экономическая ситуация в стране не вполне стабильна. Такими кризисными периодами явились 2009-2010 годы, и в настоящее время потребительский рынок переживает не лучшие времена. 

В 2013-2014 годы рост был довольно сдержанным, на 0,4–0,6%. С ноября 2014-го начался спад. В 2015 году жителям Приангарья продано товаров на сумму 294,8 млрд рублей (90,1% к предыдущему году). При этом доля непродовольственных товаров (один из показателей уровня жизни населения) за год снизилась с 57,0% до 54,2%. В торговом «меню» индивидуальных предпринимателей, многие из которых отдают предпочтение продуктовой группе, на непродовольственные товары приходится 52%.

В рейтинге сибирских регионов по общим масштабам розничной торговли Иркутская область в минувшем году занимала 6-е место, по душевому обороту – 10-е, а по темпам роста делила с Забайкальским краем 6-7-е места.

В деле обеспечения населения товарами заметную роль играет малый бизнес, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивающие около трети общего объёма продаж. Правда, их вклад нестабилен. До массового развития крупных торговых сетей в 2000 и 2005 годы он составлял 42–44% (в 2012-м – 26,4%). 

По данным обследования, проведённого в сентябре 2015 года, число индивидуальных предпринимателей, продающих товары на рынках и за их пределами, оценивается в 20,1 тыс. человек. А с учётом наёмных работников и помогающих членов семьи торговым предпринимательством на индивидуальной основе занимались 71,7 тыс. человек.

Продажа товаров – хлопотное дело, и не всегда оно по силам одному. Большинство предпринимателей привлекают наёмных работников. В каждом четвёртом случае – лишь одного помощника, но случается и до 5–10 или 15 человек и очень редко – больше. 

Торговля не всегда приносит бешеные деньги. Более половины предпринимателей довольствуются относительно небольшой выручкой (до 200 тыс. руб. в месяц). Свыше миллиона рублей удалось наторговать лишь самым удачливым (8,5% от числа торгующих индивидуалов). Солидная выручка характерна для торговли в специализированных магазинах и не снилась тем, кто вынужден торговать вне магазина или продаёт подержанные вещи, ремонтирует бытовые изделия. Комфортная работа в стенах магазина ежемесячно приносит выручку до 400 тысяч рублей, на рынках – в пределах 50 тысяч.

Есть одна общая закономерность: в течение года, от квартала к кварталу, сумма выручки возрастает, чему способствуют, главным образом, инфляционные процессы. В последние два года ценовая прибавка к прежней стоимости товаров составляла 11-12%. 

Но при любом уровне цен население будет приобретать необходимые товары. Представители малого бизнеса, как и прежде, будут способствовать удовлетворению покупательского спроса. А проходящий в стране сплошной учёт малого и среднего предпринимательства поможет выяснить реальное состояние этого сегмента экономики и повысить эффективность мер государственной поддержки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры