издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Статистика добра

Опубликован третий «Русфонд. Навигатор»

  • Автор: Марина Аларичева, директор аналитического центра Русфонда

В последние годы интерес к благотворительному фандрайзингу (сбору средств с филантропическими целями) растёт. По данным Форума доноров, компании сокращают благотворительные бюджеты и активизируют фандрайзинг, многие практикуют сбор пожертвований среди сотрудников. Всё больше средств массовой информации создают свои благотворительные проекты. Ниже мы представляем результаты нашего ежегодного исследования «Русфонд.Навигатор» (rusfond.ru/navigator). 

В новый справочник вошли 485 фондов из 63 регионов РФ. Между тем, по данным Минюста РФ, к началу 2015 года существовало 8 816 благотворительных фондов. Однако только 6 139 фондов представили министерству ежегодные отчёты в бумажном виде. А на сайте Минюста и вовсе только 1 464 электронных отчёта. Увы, три четверти фондов не считают нужным отчитываться перед обществом, хотя публикации на сайте Минюста обязательны. Но верно и то, что форма отчёта в Минюст по-прежнему неважно устроена (если вы, заполняя форму, допустили ошибку, то её уже не исправить) и малоинформативна: она не предполагает даже контактов фонда. По этим причинам в новый «Русфонд.Навигатор» попала только треть фондов с электронными отчётами. 

В действительности же частная филантропия в РФ развивается неплохо, это отмечают и отечественные, и зарубежные исследователи. Британский CAF, к примеру, недавно исследовал отношение частных пожертвований в благотворительные организации разных стран к ВВП этих стран. Россия в этом анализе заняла престижное восьмое место. Правда, по данным CAF-Россия, в 2014 году наше городское население пожертвовало в эти организации 160 млрд рублей, а нам эта цифра представляется несколько завышенной. Во всяком случае, 485 наиболее крупных, популярных и ответственных российских фондов вместе собрали только 10,4 млрд рублей. 

Некоторые теоретики благотворительности считают, что фонды должны сосредоточиться на системном решении социальных проблем – вплоть до строительства больниц, а не на адресной помощи нуждающимся. Практика показывает, что такие масштабы благотворительным организациям не по силам. Вот, к примеру, глава Башкортостана Рустэм Хамитов на этой неделе обязал Минздрав республики направить 398 млн рублей на сооружение местного перинатального центра на 130 коек. А вся стройка оценивается в 1,976 млрд рублей. То есть сборов всех 485 фондов из «Русфонд.Навигатора» хватило бы на строительство в стране лишь пяти таких центров. Но не все фонды занимаются темой здравоохранения – таких 39%, это лишь одно из 19 направлений благотворительного фандрайзинга. По-прежнему среди фондов и их жертвователей востребована тема социальной реабилитации (помощь людям в трудной жизненной ситуации, ВИЧ-инфицированным, алко- и наркозависимым). В сравнении с предыдущим годом стало больше фондов, работающих в области культуры и искусства (165), правозащиты (39). 

Больше половины фондов из «Русфонд.Навигатора» собрали за год менее 3 млн рублей каждый. В то же время на долю 3% фондов пришлось 63% всех сборов. В 51 фонде есть крупный донор (человек, компания или государство), чьи взносы составляют более половины привлечённых средств. При этом только 44 фонда отметили, что у них более 100 жертвователей, лишь у 18 фондов более 1 000 жертвователей. 

Мы попробовали оценить кадровые ресурсы фондов, вошедших в «Русфонд.Навигатор». Отчёты в Минюст такой информации не содержат, нам же удалось получить сведения у 226 фондов – в них работают всего 1 650 сотрудников и 23 402 волонтёра. При этом лишь в 4 фондах более 50 сотрудников, у 35 фондов коллективы больше десяти человек. Основная масса волонтёров сосредоточена в десяти фондах (по 500 волонтёров и более). 

Наконец, вот данные о том, как на фандрайзинге сказался экономический кризис. Нам удалось опросить 80 фондов: сборы половины из них выросли по сравнению с 2014 годом. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры