«Я хочу рассказать вам…»
Музыковеду Лидии Пухнаревич исполнилось 85 лет
7 февраля свой 85-летний юбилей отметила старейший музыковед Иркутска – Лидия Михайловна Пухнаревич. Её имя хорошо известно в музыкальных кругах города и на страницах «Восточно-Сибирской правды» появлялось многократно. Она выступала как автор статей, была и героиней публикаций. Но, безусловно, славный юбилей – весомый повод, чтобы вновь рассказать о ней, коснуться того, что прожито и достигнуто этим интересным человеком.
Вся жизнь Лидии Пухнаревич связана с Иркутском. Коренным иркутянином был и её отец. Вырос он в семье с небольшим достатком. Поэтому впоследствии, рассказывая о своём дореволюционном детстве, часто говорил, какое изумление вызывали у него шикарные экипажи, провозившие зажиточных иркутян. Хотя Михаил Пухнаревич, по словам дочери, так и не получил хорошего образования, однако, обладая пытливым умом, с удовольствием посещал в молодые годы Иркутский университет. Там, на медицинском отделении (том самом, что впоследствии стало самостоятельным институтом), учился его брат Иван Фёдорович. Интересуясь вопросами естествознания, Михаил, приходя вместе с братом, с восхищением слушал увлекательные лекции профессора, доктора медицинских наук Николая Бушмакина, который в то время был также ректором университета. Ещё один брат Михаила, Николай Пухнаревич, получил специальность охотоведа. Но, обладая хорошими вокальными данными, учился также в Иркутском музыкальном техникуме в классе небезызвестной Ольги Житейской. Вместе с ним у этого педагога обучалась и Варвара Гагарина, впоследствии ставшая солисткой Большого театра СССР. К сожалению, Николай Фёдорович так и не окончил техникума.
Зато Лидия Пухнаревич уверенно шла к профессии музыканта с юных лет. В раннем детстве, услышав игру знакомой пианистки, она захотела всерьёз учиться музыке. Первым человеком, показавшим ей приёмы фортепианной игры, была мать. В отличие от мужа она происходила из зажиточной семьи, однако из-за превратностей судьбы ей довелось оказаться в детском доме. Там с юными воспитанниками немного занимались музыкой. Тогда-то и выявились музыкальные способности Софьи Ивановны. Неслучайно она горячо поддержала устремления дочери. Между прочим, через много лет, уйдя на пенсию, Софья Ивановна Пухнаревич стала сочинять песни, две из которых даже были изданы в сборнике работ самодеятельных композиторов. Лидия Михайловна вспоминает о матери с огромной нежностью: «Собственно говоря, первой моей учительницей была мать. Она мне показала две русские песни. Первая – «Ах вы, сени, мои сени». Двумя руками я в лёгком изложении играла эту музыку. И вторая песня – «Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки». Вот такая была моя первая музыкальная практика».
Юная Лидия Пухнаревич очень хотела поступить в музыкальную школу. И вот мечта осуществилась. Приём в школу уже был окончен, но композитор Генрих Ланэ, который был одним из членов приёмной комиссии, увидев девочку и пообщавшись с ней, настоял на зачислении. Лидия Михайловна училась в фортепианном классе Маргариты Мишариной, которую характеризует следующим образом: «Строгий педагог. Очень аккуратный. В обращении с нами она была очень вежливой, мягкой. По натуре женщина интеллигентная. Но немного холодноватая».
В музыкальном училище Лидия Пухнаревич попала в класс к Татьяне Бендлин. Имя этой пианистки, часто выступавшей в местных концертах и обладавшей незаурядными педагогическими способностями, хорошо памятно иркутянам старшего поколения. Об этом педагоге Лидия Михайловна всегда вспоминает с огромной теплотой. Она рассказывает: «Вначале мы встретились с Татьяной Гуговной в музыкальной школе. Она вела хор старших классов и занятия по музыкальной литературе. Кажется, один семестр я у неё отслушала музлитературу. Как-то она рассказывала о Шуберте. И вдруг запела «Лесного царя». Так ярко и выразительно исполняла, что впечатление осталось на всю жизнь. Ну а потом я поступила в музыкальное училище, где попала в класс Татьяны Гуговны».
В 1950 году после окончания училища Лидия Пухнаревич твердо решила отправиться в Москву для получения высшего музыкального образования. И через год стала студенткой историко-теоретико-композиторского факультета музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Навсегда остались в её памяти яркие педагоги, у которых посчастливилось заниматься. Сегодня их имена стали настоящими легендами. Взять хотя бы известнейшего композитора Генриха Литинского, преподававшего полифонию. А педагогом по специальности у Лидии Пухнаревич была Валентина Таранущенко, знаменитый музыковед своего времени.
Москва подарила молодой сибирячке уникальную возможность посещать различные концерты и оперные спектакли с участием выдающихся музыкальных деятелей. Об этом Лидия Михайловна рассказывает с особым волнением: «У меня было две подруги – Юлечка Шахназарова и Галина Захарова. Это были очень умные, развитые девушки, которые меня вовлекли в музыкально-театральную жизнь Москвы. Юлечка меня водила на симфонические концерты, доставала изощрёнными путями билеты на самые интересные выступления. Мне хочется отметить, каких пианистов я слушала. Была на концертах Владимира Софроницкого, Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса… Но Рихтер был у нас самым любимым пианистом. Юлечка умудрялась доставать билеты на все его концерты на разных площадках. Помню, мы слушали его даже на заводе имени Лихачёва. Были, конечно, и в Большом театре. Например, на «Пиковой даме» с Георгием Нэлеппом, «Иване Сусанине» с Максимом Михайловым и других спектаклях. Это незабываемо».
Валентина Таранущенко была одержима творчеством Рейнгольда Глиэра. Поэтому неудивительно, что своей ученице она посоветовала писать дипломную работу об одном из его сочинений – легендарном Концерте для голоса с оркестром. С подготовкой этой работы связан один интересный эпизод. Вот что рассказывает Лидия Михайловна: «Я собирала материал о концерте. Конечно же, необходимо было сопоставить его с другими глиэровскими концертами. И за партитурой Концерта для арфы с оркестром я ездила к знаменитой арфистке Вере Дуловой. Мужем же у Дуловой, помню, был солист Большого театра Александр Батурин. Детей у них вроде не было. Зато, когда я к ним пришла, навстречу мне ринулась куча маленьких собачек, болонок. У каждой на голове бантик. Через некоторое время я написала и защитила работу. И вскоре как раз Глиэра не стало. Это был июнь, я ещё в Москве находилась».
Возвратившись в родной Иркутск, Лидия Пухнаревич пришла на работу в музыкальное училище. Здесь она проработала до 1963 года как преподаватель теоретических дисциплин: гармонии, сольфеджио, элементарной теории музыки. За год до Лидии Михайловны в Иркутск вернулась подруга её молодости Ирина Харкеевич. Она также получила специальность музыковеда, но училась в Казанской консерватории, которую успешно окончила в 1955 году. Во время одной из наших встреч с Лидией Михайловной она извлекла старые фотографии и показала снимок, где запечатлена вместе с Харкеевич. Однако наряды этих молодых женщин достаточно необычны. На мой вопрос, что же это такое, Лидия Михайловна ответила: «Это мы уже работали в училище. Был капустник. Ира изображала Волхову, а я Садко. Так что не только работа, но и веселье у нас было».
Деятельность музыковеда не ограничивалась работой в училище. Лидия Михайловна сотрудничала с Домом народного творчества, оценивая произведения местных авторов, готовившиеся к изданию. В течение короткого срока довелось даже работать музыкальным редактором на радио.
В 1962 году в Иркутском педагогическом институте появилась музыкальная специализация. Впоследствии здесь возник и музыкальный факультет. На нём стали работать сильные педагоги, перешедшие в институт из училища. Достаточно вспомнить Ирину Харкеевич, Дмитрия Баскова, Раису Кушакову, Юрия Филлера… С 1963 года работала в институте и Лидия Пухнаревич. Она рассказывает, что из музыкального училища отпускать никак не хотели. Это, конечно, было приятно, но всё-таки интерес к новой работе побудил перейти в пединститут. Здесь Лидия Михайловна проработала более четверти века. Она читала лекции по гармонии, полифонии, анализу музыкальных произведений, вела сольфеджио. Лидия Михайловна вспоминает, что работать было очень интересно, поскольку сложился яркий педагогический коллектив. Достаточно вспомнить, например, замечательного иркутского пианиста Дмитрия Баскова, ярко проявившего себя и в педагогической сфере. Он, по выражению Лидии Михайловны, как будто был музыкантом от рождения, то есть в ином качестве его просто нельзя было представить. С большой любовью относились студенты и к Ирине Харкеевич, читавшей содержательные лекции по истории музыки. Работа в подобном коллективе не могла быть скучной…
Параллельно с педагогической деятельностью Лидия Михайловна сотрудничала с Домом народного творчества, участвовала в проведении семи областных телевизионных конкурсов самодеятельного творчества. В 1973–1998 годы она была членом жюри областной конференции «Молодость, творчество, современность». Хорошо известно, сколько ярких имен открылось в ходе проведения подобных мероприятий.
С 1989 года Лидия Михайловна работала в Доме народного творчества уже как штатный сотрудник. Задолго до этого она стала известна как фольклорист, совершая поездки по области и записывая различные народные творения. А ещё с 1997 года Лидия Пухнаревич – член Иркутской областной организации «Союз композиторов», которой в следующем году исполнится уже 20 лет.
До недавнего времени Лидия Михайловна проводила различные концерты. Думаю, иркутяне, неравнодушные к музыкальной культуре нашего города, должны помнить, как несколько лет назад она подготовила цикл концертов «Я хочу рассказать вам».
Лидия Михайловна и сейчас полна творческой энергии. Например, подготовила ряд справок для энциклопедии Иркутской области. Автору этой публикации доводилось не раз сотрудничать с Лидией Михайловной при подготовке различных статей и очерков, а также проведении исторических вечеров, связанных с музыкальным прошлым нашего города. Её выступления всегда придавали мероприятиям особый колорит. И дело здесь даже не в профессионализме Лидии Михайловны. Ведь есть профессионалы, которых широкой аудитории слушать достаточно скучно. А Лидия Михайловна умеет по-настоящему увлечь публику своими повествованиями. Безусловно, причина в том, каким ярким языком она обладает. А ещё в том, что человек очень увлечён тем, о чём говорит. Лидия Михайловна продолжает посещать различные концерты, и с ней всегда интересно обсуждать события музыкальной жизни города. Очень хочется, чтобы она и дальше оставалась человеком, полным творческой энергии.