И вековечное дерево в центре…
В драмтеатре вновь ставят «Поминальную молитву»
На подмостках Иркутского драмтеатра ставят «Поминальную молитву». Снова. Театралы помнят ставший уже легендарным спектакль 1998 года – с Натальей Королёвой в роли Голды и Виталием Венгером в образе Тевье-молочника. Новая «Молитва» – не реконструкция старой. Это полноценный авторский спектакль с иным актёрским составом. Впрочем, некоторые артисты ещё раз входят в эту воду, но уже исполняя другие роли. На прошлой неделе в драмтеатре старый состав давал новому напутствия. И передавал дары. Например, исполнительница роли Голды получила в подарок шаль от Натальи Королёвой, а новая Цейтл – фату от Татьяны Двинской.
«Поминальная молитва» 1998 года была поставлена на сцене старой музкомедии. Основное здание драмы было на реконструкции, и все спектакли шли на Ленина. Затем постановку бережно перенесли на привычную сцену. Сто раз артисты отыграли этот спектакль, сто раз Виталий Венгер выходил перед зрителями в образ Тевье-молочника, срывая аплодисменты. Спектакль был поставлен специально к бенефису любимца всей иркутской театральной публики.
За восемь лет театр выезжал с «Поминальной молитвой» в самые разные города – Саянск, Усть-Илимск, Новосибирск, Белгород, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Москву, Одессу, Киев, Ташкент, Варну и Софию. В Москве постановку играли на сцене «Театра наций». Играли, очень волнуясь, всё-таки столица помнит несколько громких постановок этой пьесы Григория Горина. В том числе и легендарный спектакль Ленкома с Евгением Леоновым в главной роли. В «Театр наций» на спектакль иркутян пришёл народный артист СССР Михаил Ульянов, однокурсник Венгера по театральному училищу. После просмотра он сказал: «Берегите этот спектакль». Через некоторое время Ульянов ушёл из жизни. Прошло время, и мастеру иркутской сцены Виталию Венгеру пришлось оставить сцену. И без этой ключевой фигуры «Поминальная молитва» стала невозможна. Спектакль был снят с репертуара.
Но, как признавались артисты, все эти годы они мечтали вновь выйти на сцену в талантливейшей пьесе талантливейшего Григория Горина. Поэтому было решено поставить спектакль снова. Не реанимировать, не реконструировать, это будет совершенно новая постановка с некоторыми узнаваемыми деталями. Премьера «Поминальной молитвы» состоится 3 марта, режиссёр и артисты уже вовсю репетируют. А на прошлой неделе состоялась встреча двух составов «Поминалки» – старого и нового.
Старшие товарищи делились воспоминаниями и давали напутствия, младшие бережно принимали эти дары. Руководство и труппа подумали, что сам спектакль о традициях и преемственности. И хорошо бы эту преемственность поддержать со всех сторон, в том числе и внутри театра. Подобное действо происходило и при постановке «Женитьбы» в 2012 году. Тогда встречались актёры, игравшие в знаменитой «Женитьбе», поставленной Вячеславом Кокориным, и участники новой постановки пьесы Гоголя.
Длинный накрытый стол, пироги, горячий чаёк – запланированное мероприятие прошло без ненужных протокола и пафоса. Неформальным ведущим стал Олег Пермяков, режиссёр спектакля прошлого и настоящего. Приезжий режиссёр любит наш театр, и иркутская драма отвечает ему взаимностью. В центре внимания, конечно, был народный артист России Виталий Венгер. В последние годы он не выходит на сцену, но остаётся неотъемлемой частью драмтеатра имени Охлопкова. Память его прекрасно хранит драгоценные детали, которыми он и делится с присутствующими:
– Очень важно, чтобы в новом варианте спектакля осталось вековечное дерево в центре, осталась та самая деревня Анатовка, где живут объевреившиеся русские и обрусевшие евреи. И планшет, на котором было очень удобно, вольготно работать (планшет – пол театральной сцены. – Авт.). Я пересчитал 4 или 5 коллективов в Москве, которые не изменяют старым советским традициям, ходят именно по планшетам. А артистам я хочу дать напутствие такого порядка: независимо от возраста коробки с гримом надо спрятать.
Я хочу пожелать новому составу вдохновения. Вы репетируете совершенно потрясающую драматургию. Работайте с внутренним предчувствием праздника, иначе спектакль не получится.
По правую руку от Венгера посадили его жену по «Поминальной молитве», народную артистку РФ Наталью Королёву, исполнительницу роли Голды. Кстати, во время одного из спектаклей Королёвой стало плохо. Как она вспоминает, «заканчивается первый акт, идёт танец, вдруг я теряю сознание». Актрису унесли в гримёрку, вызвали скорую помощь. Пока та ехала, пока врачи осматривали актрису, шёл антракт. Его продлили с 15 минут до 40. Зритель чувствовал – что-то не то происходит. Но ни один со спектакля не ушёл. Врачи настаивали на госпитализации, однако Наталья Королёва осталась доигрывать спектакль, написав расписку врачам. Актёрская профессия порой требует и не таких жертв.
Но Наталья Королёва вспоминала и другое, хорошее:
– Мы работали озорно, весело, с Венгером по-другому и не работалось никогда. И с большой отдачей работали над этим спектаклем все. А вот пара Двинская – Чирва каждый раз работала не на 100, а на 120 процентов. Они зажигали нас тоже безумно. Мы все любили «Поминальную молитву», этот спектакль отличался от других нашим единством потрясающим. И в Одессе мы именно этим спектаклем переломили зрителя. Мы играли в знаменитом оперном театре, и в начале гастролей народу в зале было маловато. Но «Поминальная молитва» растопила зрителей, и мы заканчивали гастроли полным залом, было много цветов, благодарностей. Я вам желаю такого же счастья в этом спектакле, желаю пройти такой же путь, озорной и весёлый. Наше искусство вообще не может быть печальным и унылым. Счастливого пути, ребята!
Наталья Королёва передала новой исполнительнице Голды Анастасии Пушилиной текст своей роли и шаль. Ту самую синюю шаль, в которой Голда появляется во время своих последних сцен в спектакле. Кроме шали, Пушилина получила от Королёвой отпечатанную на машинке роль Голды, и эти листы, что называется, «с историей»:
– У меня, на счастье Насти, сохранилась моя роль. Роль Голды мне очень трудно досталась, видите, в каком она состоянии? Я над ней много работала. Печатали нам роли на плохой бумаге на очень плохой машинке с непонятным шрифтом. Но это не помешало мне хорошо сыграть Голду. Здесь есть очень ценные записи, небольшой событийный ряд для себя выписан, всё по действиям записано глаголами – уговорить, доказать. Что-нибудь тебе пригодится.
Актёр Яков Воронов, исполнитель роли Менахема-Мендла, вручил молодому преемнику Ивану Гущину настоящую «шпаргалу»:
– Сто раз, сто спектаклей эта «шпаргала» со мной была. Дай бог, ты её сохранишь. Я должен сказать организаторам большое спасибо за пироги, но не могу. Потому что принёс с собой мацу. И тоже передаю её Ване.
Для Якова Воронова, который известен в Иркутске не только как актёр, но и как блистательный ведущий всевозможных вечеров, аукционов и юбилеев, хоккейный комментатор, спектакль связан и с грустными воспоминаниями. И название его – «Поминальная молитва» – воплотилось во всей своей жестокой яви. Один из спектаклей Якову Воронову пришлось играть спустя всего неделю после похорон мамы. Как такое забудешь? И это тоже одна из жёстких граней профессии актёра – иметь силы выйти на сцену в любом душевном состоянии.
А вот заслуженная артистка России Татьяна Двинская признаётся, что роль Цейтл стала её последней лирической ролью в театре. Затем актриса, как это обычно бывает, перешла на возрастные роли и персонажи. Была в её творческой биографии и старая еврейка Роза Борисовна в «Матросской тишине». Но если бы не было Цейтл, не было бы и Розы Борисовны. Двинская удивила всех присутствующих, достав фату своей Цейтл. Фата досталась молодой актрисе Екатерине Константиновой. А Татьяна Двинская поделилась своими размышлениями о роли Цейтл:
– Цейтл – лирическая бунтарка, она сдвинула основы в семье, позволила себе любить того, кого она хочет любить. За ней вслед и сёстры потянулись. Много сил надо на эту роль, физических в том числе. Психологически и ремесленно это сложный образ. Сил тебе, Катя!
Удивил присутствующих и Степан Догадин, исполнитель нового Тевье. В прежней «Молитве» он играл небольшую роль Федьки-писаря. В постановке 2016 года её будет исполнять Глеб Ворошилов. Интересно, как слились линии судьбы нового и старого Федьки – Степан Догадин когда-то служил в армии на острове Диксон с отцом Глеба. Это известие сорвало аплодисменты среди присутствующих.
– В прошлом спектакле я играл Федьку-писаря, русского парня. А в «Матросской тишине» в первый раз сыграл еврея. И когда я увидел распределение ролей на этот спектакль, понял – покатило! – шутит новый Тевье-молочник. – Потому что такая роль – большой подарок для артиста. До сих пор не представляю, как это поднять и как сыграть. Надеюсь, что Глеб Ворошилов, который будет играть Федьку-писаря в новом спектакле, тоже будет любить свою роль. Мы отношения берегли в первой «Поминальной молитве». Если у нас это состояние снова случится, это будет большая наша победа.
Режиссёр Олег Пермяков ничего не сказал о той ответственности, что лежит на нём. А войти второй раз в ту же воду и не повториться – это большая ответственность. И она очевидна. И новый зритель, и старый не должны быть разочарованы. Но Пермяков – режиссёр с именем, он обязательно должен справиться.
– Новую редакцию «Поминальной молитвы» я не считаю восстановлением прежней постановки, – отметил режиссёр. – Конечно, сегодняшний спектакль будет похож на прошлый, поскольку есть пьеса, которую я не могу переписать. Оформление сценического пространства тоже будет узнаваемым для тех, кто видел постановку 18 лет назад. Но всех до единого персонажей играют новые актёры, а это другие энергии и профессиональные данные, другое понимание героев. К тому же время, в котором мы живём, всегда диктует иные условия, человеческие взаимоотношения и ритмы. В 98-м году хотелось говорить о какой-то выносливости и выживаемости. Сегодня я бы хотел, чтобы от этого спектакля шла информация, что счастье, надежда никогда не умрут, если человек верит. Поэтому иркутского зрителя ждёт новый спектакль на вечные темы любви, долга и человечности. Спектакль этот артисты должны не играть, а проживать, по моему мнению. Потому что это настоящий подарок судьбы.
Чуть больше трёх недель осталось до одной из главных весенних премьер театрального Иркутска. Напутствия переданы, роли выучены и репетируются, костюмы шьются, декорации новой Анатовки встают на старой сцене…