«Я понял, что конечная цель – я»
Депутат Заксобрания Красноштанов считает, что он – главная цель в уголовном деле против мэра Ольхонского района
Ущерб «почве, местам произрастания объектов растительного мира, среде обитания беспозвоночных животных». Следственный комитет усмотрел в действиях мэра Ольхонского района Сергея Копылова превышение полномочий, которые повлекли за собой эти нарушения на сумму более 23 млн рублей. Уголовное дело возбуждено 28 января. В этом же деле появился депутат Заксобрания Алексей Красноштанов, компания которого занималась строительством дороги Баяндай – Еланцы – Хужир. Обыск, проведённый у Красноштанова в рамках этого дела, сам депутат расценивает как попытку неких сил помешать ему участвовать в выборах в Госдуму.
Неофициальная информация о задержании мэра Ольхонского района Сергея Копылова в Иркутске распространяться начала ещё в минувшую пятницу, 29 января. В понедельник подтвердили этот факт почти одновременно адвокаты и родственники Копылова, собравшие пресс-конференцию, а также до сих пор молчавший Следственный комитет, выпустивший пресс-релиз.
Уголовное дело было возбуждено 28 января в 22.00, Копылов был задержан несколькими часами позже, ему предъявлено по части 2 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
«По версии следствия, с ноября 2015 года по январь 2016 года мэр Ольхонского районного муниципального образования, зная, что на участке местности, находящемся на особо охраняемой природной территории Прибайкальского национального парка, осуществляются работы по реконструкции автомобильной дороги Баяндай – Еланцы – Хужир, дал указание руководству организации, производящей указанную реконструкцию, проводить работы по изменению исторически сложившегося природного ландшафта с целью незаконной добычи каменных пород, а также пообещал покровительство данной деятельности в силу занимаемой должности», – говорится в официальном сообщении СК по Иркутской области.
Незаконные действия мэра привели к ущербу «почвы, местам произрастания объектов растительного мира, среде обитания беспозвоночных животных». Сумма ущерба составила, по версии следствия, около 24 млн рублей.
В понедельник Константин Шишинков и супруга мэра, Наталья Копылова, в Иркутске проводили пресс-конференцию, где рассказывали о подробностях произошедшего задержания.
– 29 января я находилась в Иркутске, муж – в посёлке Сахюрта, в доме своей матери. Мы созванивались накануне в 11 вечера, всё было хорошо. На следующий день мне начали звонить друзья, знакомые, представители Ольхонской администрации, председатель Думы – о случившемся многие узнали лишь из СМИ, все тоже находились в неведении. В итоге только в субботу ближе к обеду я узнала, что к мужу всё-таки допустили адвоката, – рассказывает Наталья Копылова.
По словам адвоката, задержание Копылова произошло 29 января в промежуток с 4 до 6 утра «тремя вооружёнными сотрудниками полиции и оперативниками, одетыми в штатское». Мэр района был доставлен в Иркутск, на момент задержания у него изъяли телефон, в итоге о факте задержания он не мог оповестить знакомых и близких, а встретиться со своим адвокатом Копылов смог только через сутки после того, как назвал фамилию своего защитника.
– Само задержание, по непонятным для нас причинам, оформлено не в Ольхонском районе, а в Иркутске, в отделении полиции № 6 Куйбышевского района, – комментирует адвокат. – В дальнейшем это позволило органам следствия (опять же по непонятным для нас причинам) обратиться за избранием меры пресечения Копылову именно в Куйбышевский суд.
При этом он обратил внимание, что мера пресечения по закону должна избираться на месте совершения преступления, которое инкриминируется, либо по месту задержания: «И в том и в другом случае это – Ольхонский район».
Мера пресечения Копылову пока не избрана: на первом судебном заседании по этому вопросу решено было продлить срок задержания мэра на 72 часа, чтобы органы предварительного следствия представили более убедительные доказательства, обосновывающие ходатайства о заключении под стражу. «На судебном заседании защита пыталась спросить, почему органы настаивают на такой мере пресечения, ведь даже нет документов, подтверждающих незаконную добычу. Этот вопрос задавал и судья», – делятся представители Копылова.
Выступить пожелали другие сторонники Копылова. Среди них оказался Сергей Перевозников, занимающийся сельскохозяйственной предпринимательской деятельностью в Ольхонском районе. Он рассказал, что все местные – около 100 человек – собирались в минувшее воскресенье вместе и обсуждали, что можно сделать, чтобы помочь Копылову «с меньшим прессом пройти через всю эту ситуацию». «Точно также задержали Григория Огдонова (мэр Хужира, находится под следствием) более двух с половиной лет назад, три дня о нём семья вообще ничего не знала. И такое происходит у нас регулярно. Очень хорошо, что нас много, мы попробуем эту ситуацию переломить», – говорит Перевозников.
Между тем за минувшие дни, кроме задержания Копылова, оперативники успели провести следственные действия, связанные с делом мэра, и в Иркутске. Так, обыск был проведён в доме бизнесмена-строителя, депутата Заксобрания Алексея Красноштанова, одна из фирм которого занималась дорожными работами в Ольхонском районе. Кроме того, обыск прошёл и в доме депутата Думы Иркутска Светланы Кузнецовой, являющейся одним из руководителей «Благотворительного фонда Красноштанова».
– Мне предложили добровольно выдать всё, что связано с мэром Ольхонского района. Я был крайне удивлён – что меня с ним связывает? – поделился Алексей Красноштанов. – И если бы в нашей цепочке не было Светланы Павловны (Кузнецовой), то я оказался бы в замешательстве – кто первичен в этом деле: я или мэр Копылов? Но когда появилась она, не имеющая никакого отношения к Копылову, я понял, что конечная цель – я.
Зато все действия, проведённые в выходные, он расценил как попытку ослабить его авторитет накануне выборов в Госдуму, где он рассчитывает попробовать свои силы в качестве кандидата. «Когда информация об обыске стала распространяться, мне сразу начали звонить мои друзья-политологи, которые и подтвердили это», – заявил региональный парламентарий. На вопрос, кому же он может быть так неугоден, Красноштанов объявил, что ему очень сложно сегодня обсуждать эту фамилию.