Запоздалый прогресс
Интрига вокруг создания в Иркутске опорного вуза продолжает развиваться по непредсказуемому сценарию
Упорно молчавший либо намекавший на бесполезность реформы БГУ разразился на днях официальным письмом, которое вызвало много шума в СМИ и недоумение в ректорате ИГУ. Байкальский университет предложил Иркутскому государственному университету влиться в свою структуру. Но дело даже не в том, что меньший вуз хочет присоединить к себе больший. Может статься, что уже слишком поздно не только объединяться, но и претендовать на какие-то статусы в принципе.
Официальное письмо от имени ректора и учёного совета БГУ поступило в приёмную ректора ИГУ на прошлой неделе. В нём старейшему и самому крупному вузу Приангарья предлагалось влиться в состав Байкальского университета ради создания на базе БГУ опорного вуза. Копии письма были разосланы всем членам учёного совета классического университета.
В пресс-службе БГУ отказались от каких-либо комментариев, сославшись на то, что ректор университета Александр Суходолов находится в командировке. Впрочем, получить какие-либо комментарии от руководства вуза невозможно уже несколько месяцев. Судя по ответам секретаря и пресс-службы, все официальные лица находятся либо в командировке, либо на совещании. Ректор ИГУ Александр Аргучинцев не стал торопиться с ответом на обращение коллег.
– Обращение поступило не только ко мне, как ректору, но и к учёному совету, – отметил Аргучинцев. – Плановый учёный совет у нас всегда проходит в последнюю пятницу месяца, ближайший намечен на 29 января. Перед членами учёного совета будет поставлен вопрос о необходимости включить обсуждение письма в повестку заседания. Я не знаю, как проголосуют коллеги. Если выскажутся «за», будем обсуждать, однако я не исключаю и противоположной реакции.
В ноябре и декабре ИГУ выражал готовность побороться за звание опорного вуза. Однако не нашлось второго вуза, готового объединиться с ИГУ. В это же время губернатор Сергей Левченко объявил, что видит своей задачей по возможности уберечь от участия в реформе ведомственные вузы. По всей видимости, того же мнения придерживаются руководители профильных министерств. Все вузы продолжают работу в регионе в прежнем формате.
МГЛУ, как филиал московского вуза, исключался из числа потенциальных участников конкурса. Оставалось ждать, что скажет руководство БГУ. После продолжительного молчания ректор бывшего БГУЭП в интервью одной из газет критически высказался о сути реформы. Но официальная позиция руководства вуза так и не была озвучена.
Нынешнее приглашение БГУ выглядит тем более странно, поскольку университет не выполняет ни одного критерия программы развития опорных вузов. В то же время ИГУ сообщил о выполнении пятого условия из семи. По условиям конкурса, достичь таких показателей вуз должен только через пять лет после вступления в программу. Именно на эти цели ему и даётся государственное финансирование.
На сайте ИГУ размещена информация о том, что количество научных публикаций сотрудников университета за прошлый год в международной реферативной базе данных Web of Science (WoS) на 100 научно-педагогических работников составило 15,3. Согласно требованиям Минобрнауки РФ, к 2020 году для опорных вузов этот показатель должен составить 15,0.
По итогам 2014 года Иркутский государственный университет отчитался о выполнении ещё четырёх ключевых показателей. В частности, количество студентов очной формы обучения должно составлять не менее 10 тыс. человек. Доходы вуза – не менее 2 млрд рублей из всех источников. Количество укрупнённых групп специальностей и направлений, по которым реализуются основные образовательные программы, – не менее 20. Наконец, объём научных исследований не должен быть менее 150 тыс. рублей на одного научно-педагогического работника.
Тем не менее приём заявок на участие в первом туре федерального конкурса уже завершён. Предполагалось, что в результате отбора будет выбрано 15 победителей, которые получат статус опорных университетов и финансирование на реализацию программы в размере 600 млн рублей на три года. По факту на конкурс было подано всего 15 заявок, три из которых были отклонены по формальным признакам. В итоге лишь 12 вузов участвуют в первом туре и априори станут победителями ввиду полного отсутствия конкуренции. По предварительной информации, приём заявок для участия во втором туре начнётся в апреле. Поэтому предложение БГУ как минимум несвоевременно.
– Если бы заявка от Иркутской области поступила и была оформлена надлежащим образом, она имела бы стопроцентные шансы на успех, – отметил Александр Аргучинцев, комментируя письмо БГУ. – Неофициально в Министерстве образования и науки признают, что условия первого раунда были слишком жёсткими и, возможно, будут облегчены. Однако новый раунд не объявлен, неизвестно, когда он будет объявлен, неизвестны его условия. Более того, вообще непонятно, состоится ли второй тур из-за тяжёлого экономического положения в стране. Поэтому я не вижу сейчас предмета для обсуждения. Когда условия второго раунда будут объявлены, тогда и будем их обсуждать. Может быть, вообще не потребуется объединять вузы. Поэтому обращение БГУ можно расценивать как достаточно странный и несвоевременный шаг, который кроме недоумения ничего не вызывает. Я уже не говорю о чисто человеческих отношениях. У Александра Петровича Суходолова есть мой мобильный телефон, электронная почта. Я всегда всем отвечаю, со студентами беседую, веду блог. Уж тем более с коллегой, с ректором я бы нашёл время для любых встреч, любых обсуждений.
Первый заместитель губернатора Иркутской области Виктор Игнатенко расценил появление официального обращения со стороны Байкальского университета как «частичный прогресс».
– Раньше ИГУ выступал за создание опорного вуза, – отметил Виктор Игнатенко на пресс-конференции, посвящённой подведению итогов первых 100 дней губернаторства Сергея Левченко. – Теперь оба вуза высказываются за создание опорного университета. Остался вопрос технологии. Но главное всё-таки экономика образования. Посмотрим, как станет развиваться ситуация. Мне интуиция подсказывает, что в ближайшие три года будет стоять задача выживания вузов, а не их модернизации.
В правительстве утверждён состав рабочей группы по вопросам оценки заявок на создание опорного вуза под председательством Виктора Игнатенко. В неё вошли 12 человек, среди которых председатель Законодательного Собрания Сергей Брилка, председатель совета ректоров Андрей Хоменко, представители Торгово-промышленной палаты, Союза работодателей и предпринимателей и другие.
Только полномочия этого органа не так уж велики. «Рассмотрение и согласование заявок вузов, которые захотят стать участниками конкурса по созданию опорного университета, – вот и вся наша компетенция», – отметил Виктор Игнатенко.
Виктор Игнатенко рассказал, что в ближайшее время губернатор планирует встретиться с министром науки и образования РФ Дмитрием Ливановым. Рабочая группа готовит повестку встречи. Например, Иркутская область намерена поставить вопрос об изменении условий проведения второго раунда конкурса на создание опорных университетов. Региону хотелось бы получить право единоличного участия в конкурсе для крупного университета, если он ещё на старте выполняет более половины показателей, которые по программе нужно достичь лишь через пять лет. Второе предложение – сделать исключение для тех вузов, которые провели объединение до появления конкурса.
Впрочем, экономическая ситуация такова, что заставляет хорошо задуматься, прежде чем пускаться в какие-либо реформы. Судя по условиям конкурса, на сегодня государство предполагает максимальное инвестирование в создание опорного университета в размере 600 млн рублей на три года, по 200 млн рублей в год. В начале 2014 года это было 5,7 млн долларов, на конец 2015 года – уже 2,7 млн долларов. Сегодня Сбербанк тестирует цену за баррель нефти в 25 долларов, некоторые прогнозируют и 10 долларов за баррель. При том, что финансирование деятельности опорных вузов начнётся в 2017–2019 годах, никто не знает, во что превратятся эти деньги.
– Без хорошего финансирования достичь серьёзных показателей невозможно, – говорит Виктор Игнатенко, ещё месяц назад однозначно заявлявший о необходимости создания опорного вуза в Иркутске. – А где гарантии, что обязательства по финансированию будут обеспечены? Поэтому самое главное – это экономика будущего университета. Здесь много вопросов, и мы надеемся, что ясность будет внесена после встречи губернатора с министром образования. Полностью ситуация будет понятна к апрелю этого года. Но есть опасения, как бы тяжёлая экономическая ситуация в стране вообще не поставила крест на этой реформе.
Однако если реформа забуксует, это не значит, что в высшем образовании региона всё останется по-прежнему. Скорее всего, это будет означать, что область не смогла использовать свой шанс.
– То, что было заявлено Министерством образования и науки, всё равно остаётся в силе, – говорит Александр Аргучинцев. – Может быть, что-то изменится, но вузы, вошедшие в число опорных, всё равно останутся в составе ведущей группы. Даже урезанное финансирование в приоритетном порядке будет распределяться только на две группы вузов. Первая – это участники программы 5/100, в которую приглашают федеральные и национальные исследовательские университеты. Вторая – опорные университеты. Все остальные будут финансироваться по остаточному принципу. С учётом общей финансовой ситуации нужно полагать, что этого остатка просто не будет. Шансов на то, что Министерство образования и науки поменяет свою стратегию, крайне мало. Даже беглый анализ проведения реформ в течение последних десяти лет показывает, что Минобрнауки не отказывается от реализации своих стратегических планов.