Изобразительное инакомыслие
В Иркутске прошла презентация электронных книг фотохудожника Александра Князева
В отделе истории Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова в минувшую пятницу состоялась презентация электронных книг фотохудожника Александра Князева. Александр Дмитриевич рассказал о своём жизненном пути, о фоторемесле, о своём особом восприятии мира, о новом издательском проекте, призванном показать иркутянам работы в новом формате – с использованием современных технологий, и, конечно же, о дальнейших творческих планах.
Александр Князев – известный иркутский фотохудожник, мэтр в области фотографии. Его работы ценятся не только в нашем городе, в нашей стране, но и за рубежом. Он автор более 20 персональных фотовыставок, которые проходили в Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Сеуле, Вене, Братиславе, Пекине и других городах. Князев – единственный из сибирских фотографов, кто экспонировал свои работы о Байкале в знаменитом Дворце фестивалей в Каннах. Его работы получали награды многих престижных фотографических конкурсов, в том числе «Интерпресс-фото», «Уорлдпресс-фото». Фотографии Князева неповторимы и узнаваемы, неизменны в них изощрённость взгляда, прихотливая игра с формой, изобразительное инакомыслие.
Фотохудожник всегда с увлечением открывает новые горизонты творчества, ищет новые пути развития. Для того чтобы познакомить со своим творчеством более широкий круг желающих, оставить свой след в истории, в последние годы увлёкся издательской деятельностью. В разных городах им выпущено несколько фотографических альбомов и книг: «Память Иркутска», «Ангара – дочь Байкала», «Иркутск», «Байкал. Времена года», «Завещанный город», – которые приобрели широкую известность и получили высокую оценку в прессе.
С развитием технологий появилась возможность создавать альбомы, книги, журналы не только в привычном нам традиционном бумажном виде, но и в электронном и мультимедийном, что делает их более содержательными и более доступными. Александр Дмитриевич увидел перспективы в этом направлении и с энтузиазмом включился в работу по созданию электронных фотоальбомов и книг. Вот как он сам говорит об этом: «Живя среди книг, должен признаться, что я больше беспокоился о пополнении библиотеки, чем о чтении собранных книг, что было бы куда естественней. Перечитывая Пруста, Набокова, Хэмингуэя и Воннегута, я, к стыду своему, обнаружил среди нечитанных книг великую литературу Ивана Бунина и прильнул к его чтению. Книги по фотографии заполонили всё пространство и перегородили все пути в новое… Тут и приспичило «остановиться-оглянуться». Оказалось, что можно теперь хранить в формате e-book фотокниги с огромным объёмом информации в гораздо меньшем пространстве. Достаточно новая программа flippingbook предлагает новый взгляд на компьютерное бытие книги без надоевших цифровых изъянов. Это случилось настолько интересно, что я переиначил свои планы и в течение прошлого года сочинил книги «Окна Земли», «Планета Байкал», «Женщина растительного происхождения», «Поклонение коню», «Деревянные цветы» и другие. Какая жизнь уготована этим книгам – не могу знать, и судьбу искушать не стану. Известно только одно-единственное желание – порадовать фотографиями многих свидетелей моей работы в Иркутске».
Во время проведения презентации мы побеседовали с Мариной Свининой, фотографом, учившимся у Александра Князева.
«Я в своё время отметила, что Александр Дмитриевич – первый иркутский фотохудожник. То есть первый человек, который не стремился к репортажу, а относился к фотографии как к искусству. В конце 1970-х – начале 1980-х годов фотография была настолько сложным процессом, что оставались в ней единицы. А Александр Князев меня, Владимира Гуляева, Ивана Гурова и ещё нескольких человек «сбил с пути»: мы не стали работать по профессии, а занялись фотографией. Он же научил нас высокой эстетической требовательности к себе и своей работе. Мы, его ученики, знаем его работы, как свои пять пальцев, как «Отче наш», и, наверное, боготворим их даже больше, чем свои собственные», – говорит Марина Свинина. Поделилась она своим мнением и относительно нового «электронного» проекта Александра Дмитриевича: «Мне понятна логика этого процесса, но для меня всё же важно получить бумажную версию понравившегося мне альбома, книги. Хотя электронный вариант хорош тем, что в нём нет типографских изъянов. Очень мало фотографов старой формации смогло преодолеть этот «порог» новых технологий. Александр Дмитриевич – это тот человек, который постоянно учится чему-то новому. Он очень хороший пример того, как нужно жить в профессии. Электронные издания имеют преимущества в том, что они более доступны, могут быть большего объёма, обладают лучшим качеством. Таким образом, можно подвести хороший итог своему творческому пути. Я рассматриваю эти книги как настольные, как учебники для начинающих фотографов».