Холодное отношение
Жительница посёлка Маркова в Иркутском районе более двух лет бьётся за восстановление централизованного тепло- и водоснабжения, от которого её дом отрезала соседка. Трубы, проходящие по соседнему участку, выведены из строя, и хозяйка земли не пускает в свои владения ни специалистов Ново-Иркутской ТЭЦ, ни даже судебных приставов. В январские морозы отрезанный от магистралей дом, где в том числе живёт ветеран Великой Отечественной войны, обогревается с помощью автономной системы, работающей от электричества и не такой надёжной, как централизованные сети.
Прежде чем рассказать свою историю, Лидия Житова передаёт внушительную папку документов. Здесь обращения в суды и прокуратуру, переписка со следственными органами и копии кадастровых схем.
С ноября 2013 года семья Лидии Житовой не получает тепло и воду по централизованным сетям. Сейчас, в тридцатиградусные морозы, женщине приходится каждые два часа звонить домой – справиться, не отключилось ли электричество и не остался ли дом, где в том числе живёт её 95-летняя мама, ветеран Великой Отечественной войны, без тепла.
Дом по ул. Кайской, 45 в посёлке Маркова был подключён к централизованным сетям (тепло и холодная вода от Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго») в далёком 1999 году. В начале 2000-х он сменил хозяина, и новая владелица, Лидия Житова, как и полагается, заключила с компанией договоры на отпуск и потребление тепловой энергии и отпуск воды. Однако с конца 2013 года воспользоваться этими благами цивилизации семья Житовой не может.
Сети, по которым горячая и холодная вода подведены к участку, официально числятся бесхозяйными. Когда-то они проходили по землям муниципалитета, первый собственник дома провёл все согласования и получил разрешения на подключение. Но в середине 2009 года органы местного самоуправления (Марковская администрация и Иркутский район) согласовали размещение на муниципальных землях нескольких паев (1,8 га) в качестве земель сельхозназначения бывшего АОЗТ «Кайское», переданных Елене Абубакаровой, причём без какого бы то ни было обременения. Кроме того, по информации Лидии Житовой, площадь и конфигурация участков, которые получила Абубакарова, не соответствует кадастровой карте, есть экспертное заключение о захвате части муниципальных земель, где как раз находится тепловая камера. Эти наделы и встали между соседями в прямом и переносном смысле. Сельхозземли были переведены в земли поселения, и теперь на них можно вести строительство. Первый таун-хаус уже возвышается напротив дома Лидии Житовой.
В 2012 году Елена Абубакарова начала реконструкцию трубы на своей территории, а в ноябре 2013-го, в начале зимы, рассказывает ведущий юрисконсульт Иркутского филиала ООО «Учётно-сервисный центр ЕвроСибЭнерго» Людмила Подрезова, задвижка в тепловой камере, перекрывающая подачу воды на участок Житовой, была закрыта. Пока эксплуатирующая организация – Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» – судилась с собственником земли, чтобы получить доступ к объекту и восстановить тепло- и водоснабжение потребителя, камера и вовсе оказалась наглухо залита бетоном. По поводу намеренного вредительства было возбуждено уголовное дело, но, несмотря на свидетельства очевидцев и видеозаписи, где запечатлён процесс и его участники, правоохранители не сумели найти виновных.
Бетон из тепловой камеры растёкся по линии и лоткам, так что из строя было выведено около 100 метров сетей. Чтобы вновь подать тепло и холодную воду в дом № 45, нужно полностью менять этот участок, объясняют энергетики. Лидии Житовой и её домочадцам пришлось монтировать временную систему теплоснабжения. Поскольку люди не планировали жить с ней несколько зим, а установить её нужно было быстро, она не рассчитана на температурный режим ниже -20 градусов, и в сильные морозы семья рискует остаться вовсе без тепла и воды.
В декабре 2013 года распоряжением главы Марковской администрации тепловая сеть протяжённостью 100 м была признана бесхозяйной и передана на обслуживание ОАО «Иркутскэнерго». Оставим за скобками, что собственно трубы к этому моменту уже не было: её вовсе демонтировали – Елене Абубакаровой всё же нужно было подключить свой дом и новострой. По мнению Лидии Житовой, её дом мешал соседке-предпринимательнице подключать новые постройки к не слишком мощной линии: «Ничего личного, просто бизнес», – как пояснила Лидии Житовой Абубакарова. Тем не менее отношения между соседями испортились. Так совпало, что за эти три года неизвестные нападали на дочь Лидии Житовой, отравили собаку, поджигали надворную постройку, неоднократно пытались проникнуть во двор – об этом свидетельствуют записи охранного агентства. Чтобы обеспечить собственную безопасность, жителям дома № 45 пришлось установить видеонаблюдение и систему охраны по всему периметру своего участка. Это лишь часть пугающих фактов этой длинной истории. Как видит ситуацию вторая сторона, неизвестно – связаться с Еленой Абубакаровой не удалось.
Новый участок теплосетей на её территории проложили без проектов и необходимых согласований. Местная администрация, в свою очередь, передала сети, не наложив на участок публичный сервитут, который дал бы компании доступ к трубе и позволил нормально её эксплуатировать. Сейчас без разрешения собственника земель попасть на участок специалисты не могут. А Елена Абубакарова категорически против.
С 2013 года уже несуществующая труба на улице Кайской стала источником многочисленных судебных разбирательств. «Мы никого не отключали, – подчёркивает Людмила Подрезова. – У нас одна задвижка на Житову и Абубакарову». В апреле 2015 года Лидия Житова обратилась в суд с иском к поставщику энергоресурсов – с точки зрения потребителя, компания не выполняет своих обязательств по договору. Суд выносит решение «немедленно восстановить тепло- и водоснабжение», однако технически выполнить это решение при всём желании компания не может: без разрешения собственника на частную землю зайти нельзя. Для Елены Абубакаровой решение суда, где она выступала третьей стороной, – не аргумент. При этом в решении суда не сказано, каким образом компания должна восстановить тепло- и водоснабжение, не имея доступа к линейному объекту. Судебным приставам, в работу которых попало исполнительное производство по данному решению, тоже требуют от ПАО «Иркутскэнерго» практически чуда, никак, по словам юристов компании, не способствуя приведению судебного акта в действие. В настоящее время компания направила запрос о разъяснении решения суда.
Там, где должна проходить труба, пишут в акте выезжавшие на место специалисты, по-прежнему свален строительный мусор. «Мы бы и рады восстановить снабжение, – говорит юрист энергокомпании. – Но сделать это можем только тогда, когда будет труба. Тепло по воздуху передать нельзя». Поэтому ПАО «Иркутскэнерго», в свою очередь, судится с Еленой Абубакаровой за получение доступа к теплотрассе. На прошлой неделе, 13 января, должно было состояться очередное заседание суда, но оно было отложено, поскольку компания всё-таки пытается найти с жительницей Маркова компромисс и заключить мировое соглашение. Кроме того, ПАО «Иркутскэнерго» обратилось в судебные инстанции с требованием к администрации Марковского МО установить публичный сервитут и, таким образом, обеспечить полностью передачу бесхозяйной сети в ведение Ново-Иркутской ТЭЦ.
Однако муниципалитет злополучный сервитут предоставлять не спешит. Прежде не была утверждена схема теплоснабжения посёлка, поясняет глава Марковского МО Галина Шумихина, а теперь, когда она утверждена, администрация настаивает на строительстве новой сети протяжённостью 270 м, которая могла бы пройти по землям общего пользования, то есть по самой улице Кайская. Но, по расчётам специалистов ПАО «Иркутскэнерго», дорога здесь недостаточно широкая, чтобы по ней вести линию. Вариант подключения домовладения № 45 быстрее, говорят в компании: «Мы готовы в течение двух-трёх суток обеспечить ремонт, задействовать всю необходимую технику и силы», – заверила Людмила Подрезова.
Владельцы других домов тоже были бы рады воспользоваться надёжными коммунальными услугами, будь такая возможность, отмечает глава местной администрации Галина Шумихина, централизованное теплоснабжение в этой части Маркова дало бы возможность поселению развиваться дальше. Пока же в заложниках ситуации остаются не только Лидия Житова и её домочадцы, но и другие жители улицы – кроме Елены Абубакаровой, на улице Кайской к центральным сетям не подключён больше никто.