издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкал и годы обсуждений

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Уровень Байкала к началу мая, по прогнозу, опустится на 29 см ниже установленной правительством РФ минимальной отметки в 456 м над уровнем моря. Об этом сообщил директор Сибирского филиала ФГУНПП «Росгеолфонд» Сергей Торопов на совещании, посвящённом проблемам Байкала и развитию Байкальской природной территории, которое состоялось в Иркутске на прошлой неделе. Впрочем, антропогенных проблем у озера гораздо больше, чем природных. Широкий состав участников совещания говорит о том, как много государственных структур бьётся над их решением. Однако отчёты профильных ведомств о проведённой работе оставили ощущение их если не бессилия, то неспособности переломить ситуацию.

Маловодье, спирогира, хаотичная застройка берегов и бесконтрольный туризм, стихийные свалки бытового мусора, накопленные отходы Байкальского ЦБК, опасные стоки Селенгинского ЦКК – проблем у Байкала много, и причина большинства – человек. Участники совещания – представители природоохранных ведомств разного уровня, бизнеса и власти Приангарья и Бурятии много говорили о том, что Байкал – это символ и гордость России, о его уникальности и ценности. Однако дальше признания важности озера решение его проблем пока не слишком продвинулось. «Мы с вами далеко не всё делаем, чтобы сохранить озеро Байкал, – открывая совещание, констатировал губернатор Иркутской области Сергей Левченко. – По-прежнему не решены вопросы, касающиеся Байкальского целлюлозно-бумажного комбината: это шламоотвалы, промплощадка, теплоисточник Байкальска». Счётная палата вновь нашла недостатки в исполнении различных программ по Байкалу, напомнил глава региона. 

Целью совещания, по словам руководителя Федерального агентства водных ресурсов Марины Селиверстовой, был поиск резервов и ресурсов для более эффективной работы, но в основном выступающие говорили о том, что сделано, что предстоит сделать и на что средств в бюджете нет. 

К упомянутым проблемам Сергей Торопов добавил отсутствие очистных сооружений в целом ряде населённых пунктов в Центральной экологической зоне Байкала, которые сбрасывают стоки просто на рельеф. Ещё одна проблема, вернее, «экологическая загадка», по словам чиновника, – Селенгинский ЦКК. «Есть оценки, по которым предприятие загрязняет подземные воды гораздо сильнее, чем БЦБК», – говорит Торопов, однако точных данных нет. Катастрофические лесные пожары, уничтожившие, по оценке Гринпис, 1,2 млрд га лесов в Иркутской области и Бурятии в прошлом году, размножение сине-зелёной водоросли спирогиры, деградация причальных сооружений и отсутствие пунктов приёма подсланевых вод тоже не добавляют озеру здоровья. 

Руководитель Управления Рос­природнадзора по Иркутской области Оксана Курек рассказала о результатах проверок водопользователей в Центральной экологической зоне Байкала. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в стоках превысили «Облжилкомхоз» и КОС Байкальска. Однако рассчитать стоимость ущерба ведомству не удалось: для расчёта фоновых показателей необходимо было взять пробы воды недалеко от посёлка Маритуй, но управлению помешало отсутствие плавсредства. Гидрометеослужба же готова была представить сведения только на платной основе, а в бюджете управления средства не предусмотрены. 

Проверяя территорию на предмет несанкционированных свалок, специалисты Росприроднадзора обнаружили, что не все свалки, заявленные как ликвидированные, были действительно уничтожены. В 2015 году управление провело более 100 рейдов, обнаружено 36 нелегальных свалок, примерно две трети из них – на Байкальской природной территории. 

О том, как планирует бороться с частью этих проблем на Байкальской природной территории Иркутская область в 2016 году, рассказал министр природных ресурсов и экологии региона Олег Кравчук. В частности, регион займётся мусором. Министерство направило бюджетные заявки по ряду мероприятий в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 гг.». Особенно тяжёлое положение с утилизацией бытовых отходов в Ольхонском районе: границу Прибайкальского национального парка пересекает до 300 тыс. туристов, а тариф на вывоз ТБО рассчитывается исходя из официальной численности населения территории в 10 тыс. человек. Область предлагает построить мусоросортировочные пункты и станции в Ольхонском районе, Большереченском, Мамоновском МО, мусоросортировочный комплекс в Иркутском районе, полигоны ТБО в Слюдянском и Ольхонском районах, а также в Маркова и Хомутово. Органы местного самоуправления территорий готовят необходимую документацию.

В госпрограмме заложено 7 млрд­ рублей на строительство 12 мусоросортировочных объектов, свалок и разработку схемы обращения с твёрдыми бытовыми отходами Байкальской природной территории, сообщил Сергей Торопов. 

В планах Приангарья на этот год – реконструкция канализационно-очистных сооружений в правобережной части Иркутска (на это запланировано потратить 1,069 млрд рублей, в том числе 873 млн за счёт ФЦП, остальное – из консолидированного бюджета области), строительство КОС в Казачинско-Ленском районе, берегоукрепление в Листвянке и укрепление берега Китоя в районе Ангарска. 

Своей очереди ждёт и демеркуризация цеха ртутного электролиза «Усольехимпрома» в Усолье-Сибирском – проектная документация проходит Главгосэкспертизу. Также ждут своего часа и шламонакопители БЦБК. «Опасный объект. В случае землетрясения в Байкал всё это может свалиться, распространяется с грунтовыми водами», – охарактеризовал эту бомбу замедленного действия Сергей Торопов. «Мы занимаемся темой БЦБК более четырёх лет, из них три года потрачено не на проектную деятельность, а на согласования», – заявил генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг» (дочерняя структура 

ВЭБа, выполняла проект утилизации накопленных отходов БЦБК) Дмитрий Шейбе. Несмотря на остановку комбината в 2013 году, Байкальск всё так же зависит от предприятия, на которое завязана система жизнеобеспечения города. В этом году в планах области начать реконструкцию ТЭЦ БЦБК. Для решения проблем и развития Байкальска Дмитрий Шейбе предложил создать совместную управляющую компанию ВЭБа и правительства Иркутской области – Внешэкономбанк мог бы выкупить единым лотом имущество БЦБК, а регион – внести в УК земельные участки под ним. Глава Приангарья на совещании оставил это предложение без комментариев. 

По мнению министра природных ресурсов Кравчука, ФЦП «Охрана озера Байкал…» нужно продлить за период 2020 года. Этот вопрос в числе прочих планируется вынести на заседание Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, которое состоится в Москве 22 января под председательством министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры