издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тринадцатый элемент роста

  • Автор: Сергей Петров

К 2020 году «РУСАЛ» планирует увеличить потребление алюминия в России и странах СНГ до 2,2 млн тонн в год с нынешних 1,5 млн тонн. О том, каким путём это будет достигнуто и какую роль в этом сыграют заводы в Иркутске и Братске, рассказал во время видеоконференции директор по сбыту в России и странах СНГ ОК «РУСАЛ» Роман Андрюшин.

Мировой спрос на алюминий растёт быстрее, чем потребность во всех остальных биржевых металлах. Так, в 2014 году он увеличился на 7% и достиг 55,2 млн тонн. Показатель трёх кварталов 2015 года – 43,4 млн тонн, что на 5,6% больше потребления за девять месяцев 2014 года. Локомотивы роста – Северная Америка, Европа, Ближний Восток, Индия и Юго-Восточная Азия. Снижение спроса зафиксировано в России, Японии и Южной Америке. Однако на глобальную картину это обстоятельство значительного влияния не оказало. 

Двигатель спроса

«Сейчас доля потребления России незаслуженно низка, – замечает Андрюшин. – Если в 1989 году спрос на алюминий составлял три миллиона тонн, то сейчас – полтора миллиона тонн». Речь, впрочем, идёт о рынке не только России, но и всех стран СНГ. «РУСАЛ», который является мировым лидером в производстве алюминия, доминирует на нём: только в нынешнем году объём поставок со стороны компании, согласно последнему прогнозу, составит 780–790 тыс. тонн. Эта цифра практически не отличается от показателей 2014 года. «Мы не потеряли продажи, несмотря на снижение спроса, – подчёркивает топ-менеджер «РУСАЛа». – В большей степени это произошло за счёт успешной политики по импортозамещению». А в 2016 году потребление, по всей вероятности, начнёт расти – в компании ожидают, что объём поставок превысит 800 млн тонн. Впрочем, перед отечественным Объединением производителей, поставщиков и потребителей алюминия, первое заседание которого состоялось 11 декабря в Москве, стоит ещё более амбициозная задача – к 2020 году нарастить спрос до 2,2 млн тонн, снизив долю импорта в готовых изделиях до 10–20%.

Что касается существующего положения вещей, то наибольший объём поставок приходится на алюминиевый прокат – 300–350 тыс. тонн продукции, которую заводы компании выдают на внутренний рынок. На втором месте находится энергетика, в которой алюминий и его сплавы используются для производства кабелей, проводов и оборудования. Спрос с её стороны – 200 тыс. тонн. В то же время потребности строительного сектора по сравнению с 2014 годом сократились почти в два раза, до 60–70 тыс. тонн. Около 60 тыс. тонн приходится на долю автомобилестроения. Впрочем, с этой отраслью связаны особые надежды на рост спроса. Таковы глобальные тенденции, вдобавок у России есть немалый потенциал: на один выпущенный за рубежом автомобиль приходится до 200 кг алюминия, тогда как в случае с отечественными машинами речь идёт о 70 кг. Кроме того, прибавку к потреблению могут дать новые производства автокомпонентов на территории России вроде завода компании Nemak, который заработал в августе 2015 года. Другое направление в русле мировых тенденций – производство подвижного состава для железных дорог из алюминия: «РУСАЛ» и Alcoa работают над алюминиевым вагоном-хоппером, массовое производство которого стартует в 2016 году. Кроме того, надежды возлагаются на авиацию, в первую очередь на самолёт МС-21, презентация которого намечена на апрель следующего года. 

Перспективный сплав

Пока на Иркутском авиационном заводе готовятся к выпуску перспективного фюзеляжного авиалайнера, чей проект «подтянет» цветную металлургию, Иркутский алюминиевый завод поставляет примерно пятую часть своей продукции – 100 тыс. тонн в год – на российский рынок. «В силу, скажем так, конкурентного преимущества завода в виде катанки мы надеемся, что энергетика – это, в первую очередь, тот сектор, который встретит наше предложение, – отметил Андрюшин. – К сожалению, ситуация в России – финансирование инфраструктурных программ – ограничивает этот рост, поэтому я не думаю, что Иркутск будет способен немедленно увеличить в разы продажи на внутреннем рынке. Но в увеличении спроса на катанку мы полагаемся на новые сплавы». На ИркАЗе, в частности, освоили выпуск алюминиево-циркониевой проволоки. А компания-партнёр «РУСАЛа», ООО «Энергосервис», в рабочей группе под эгидой ПАО «Россети» разрабатывает стандарт по её использованию в проводах линий электропередачи. Помимо этого сплав алюминия и циркония используется в другой разработке. «Прошли совместные испытания с ведущими нефтяными компаниями – «Лукойлом», «Газпром-нефтью», – добавил директор по сбыту в России и странах СНГ ОК «РУСАЛ». – Сейчас находимся в стадии переговоров по использованию сплава в «Роснефти». Я вижу блестящее будущее у этого сплава и думаю, что в ближайшие несколько лет мы загрузим производство алюминиево-циркониевой катанки». 

Если брать абсолютные цифры, то Братский алюминиевый завод тоже поставляет на отечественный рынок около 100 тыс. тонн. В ближайшие годы объём поставок там также планируют наращивать, в том числе за счёт расширения номенклатуры отгружаемой продукции. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры