издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Выйти на сцену и убрать комплексы

В иркутской коррекционной школе № 11 для детей с нарушениями речи активизируется театральное движение

  • Автор: Анастасия ДУБАСОВА

Помочь детям исправить речь – вот главная задача, которая стоит перед педагогами специальной коррекционной образовательной школы № 11. Но есть ещё одна важная задача – помочь школьникам преодолеть страх в общении с людьми, который возникает у них из-за нарушений речи. Одним из способов стало создание театральной студии. Четвёртый год в коррекционной школе ученики начальных классов показывают спектакли с вокальными и танцевальными элементами. В этом году в школе создали ещё и пластический театр для учеников среднего звена. К Новому году участники трёх театральных студий подготовили сказки.

Идея поставить спектакль возникла четыре года назад у родителей учеников тогда ещё первого класса. «Проблемы с речью сковывают ребят эмоционально. Поэтому мы решили помочь нашим детям и организовали для них театральный кружок», – рассказывает Юлия Биневская. Для всего класса актёрская деятельность стала обязательной. Каждому ребёнку необходимо было преодолеть себя и заговорить со сцены. С классом стала заниматься педагог дополнительного образования. Вместе с ней за постановки спектаклей взялась мама Юлия Биневская.

После образования театрального кружка на следующий год в школе решили сделать ещё один с новоприбывшими первоклашками. Каждый год параллельно две театральные группы ставят небольшие по объёму сказки. Готовят постановки обычно к праздникам. Зрителей приглашают немного: некоторые актёры со сцены не могут говорить громко, так что в зале должно быть предельно тихо.

Идея поставить спектакль
возникла
четыре года
назад у родителей учеников
тогда ещё
первого класса

Сначала дети показывали спектакли только для учеников своей школы, для родителей и преподавателей. Затем постановки стали посещать ребята из других школ. Например, на сказки приходят ближайшие соседи – ученики школы-интерната музыкантских воспитанников. Как говорят маленькие актёры, они стали «выезжать на гастроли в другие школы».

Уже к Новому году две театральные группы показали свои спектакли: ученики третьего класса сказку «Волк и семеро козлят», а ученики четвёртого – «Кошкин дом». Постановки учеников коррекционной школы поначалу, может показаться, особо и не отличаются от спектаклей школьных самодеятельных театров. Актёры на сцене так же, перевоплотившись в своих героев, ведут диалоги, поют, танцуют. Но различий нет только на первый взгляд – на самом деле их много. Чтобы подать реплику, ребятам нужно приложить много усилий. Есть актёры, которые заикаются. Есть актёры, которым не даётся произношение различных звуков. А есть актёры, которые и вовсе не слышат. Также у ребят из-за нарушения речи нарушена моторика. 

Педагоги-организаторы специально насыщают спектакли песнями и хореографией. Это направлено на то, чтобы дети учились слышать такт музыки и чувствовали ритм. «Видно, что четвёртый класс уже отличается от третьего. По некоторым детям и не поймёшь, что у них есть речевые проблемы, – отмечает директор специальной коррекционной школы № 11 для детей с нарушением речи Антон Кутимский. – Коррекционная работа, в которую входит и театральная деятельность, позволяет в начальных классах выровнять речь. После окончания начальной школы некоторые дети переводятся в обычные школы». 

Два месяца назад в коррекционной школе № 11 появилось ещё одно театральное направление: с учениками пятых–девятых классов теперь занимаются постановкой пластических спектаклей. Директор школы пригласил профессионального педагога. Сейчас актёры театральной студии готовят премьеру спектакля «Курочка Ряба». «Этот спектакль построен только на звуках и движениях. Актёрам предстоит научиться с помощью пластики оживлять предметы», – говорит Антон Кутимский.

Педагоги-организаторы специально насыщают спектакли песнями и хореографией

И педагоги, и родители обращают внимание на то, что частые выступления на публику приносят огромную пользу. С каждым спектаклем ребята чувствуют себя более уверенными, раскрываются, убирают внутренние зажимы. Директор школы отмечает: «Такие дети боятся общения, тем более сцены. Поэтому для них участие в спектаклях – ещё один способ убрать комплексы».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры