Открыть свою Атлантиду
«Искатели россыпей» – книга под таким названием увидела свет в Иркутске. Её страницы наполнены увлекательными рассказами о раскопках у стен древнего иркутского кремля, иконописцах, купцах-меценатах, коллекционерах, об удивительных эпизодах из истории Восточной Сибири.
Участие в создании книги приняли известные учёные, краеведы, журналисты, люди пытливые и творческие. «Подобно старателям, – пишет в предисловии автор-составитель сборника Рудольф Берестенёв, – предстают перед нами энтузиасты, посвятившие свою жизнь поиску и сбору по крупицам драгоценного духовного наследия, фактов и событий давно минувших дней».
Именно о таких, как они, создателях коллективного сборника повествует в статье «Увлечённые хранители времени» заслуженный работник культуры России Нина Струк. «Иркутск всегда находился на перекрёстке российской истории, – пишет Нина Степановна. – Его улицы помнят, когда по ним ходили Хабаров, протопоп Аввакум, Ганнибал, Бенкендорф, учёные, декабристы, участники восстаний в Польше, петрашевцы, члены революционных организаций, исследователь Колчак и члены царской фамилии. Общероссийские события находили продолжение, зачастую преломляясь в его судьбе. Не было исключением и коллекционирование, история которого теряется в глубине веков…». Вместе с автором статьи мы узнаём о различных экспедициях, целью которых было собирание фактов и свидетельств о сибирском крае, его людях, достопримечательностях. В летописях находим имена исследователей – Мессершмидта, Гмелина, Миллера, адъюнкта Иоганна Фишера.
Начало научного коллекционирования в Иркутске и в Сибири в целом связано с именем иркутского губернатора Франца Николаевича Клички. Его распоряжением в городе была открыта библиотека, при которой было велено собирать всякие редкости – образцы полезных ископаемых, растения, модели кораблей и т.д.
В декабре 1782 года состоялось открытие первого за Уралом, к слову, третьего в России, музея. Первыми собирателями музейной коллекции стали Э. Лаксман и А. Карамышев. В «музеум», так на латинский лад называли иркутское собрание, привозили, присылали коллекции из разных уголков России: образцы минералов с Колыванских рудников, археологические находки из Якутии, костюмы сибирских аборигенов, предметы быта алеутов – жителей земель, вновь присоединённых иркутскими купцами к Российской империи.
Немало любопытных сведений мы находим на страницах, посвящённых коллекциям купцов Трапезниковых и Басниных. Жемчужиной уникальной коллекции купеческой фамилии Сибиряковых был портрет поэта Гаврилы Державина кисти
Н. Тончи, который и сегодня украшает постоянно действующую экспозицию Иркутского областного художественного музея.
В историю Иркутской епархии вплетены судьбы многогранно одарённых священнослужителей, которые кроме своей подвижнической профессиональной деятельности блистали различными талантами, проектируя церковные здания, украшая храмы написанными ими иконами, которые создавали церковные летописи и совершили множество добрых дел во славу Божию. О таких самородках, внёсших значительный вклад в развитие отечественной культуры, пишет в статье «Они служили Богу, искусствам и науке» кандидат исторических наук Тамара Крючкова.
Значительное место в своём исследовании она уделяет развитию иконописного дела на иркутской земле, получившего широкий размах в связи с тем, что Иркутск в 1727 году стал столицей новой епархии. Важную роль в иконописной практике сыграл, в частности, первый епископ новой епархии святитель Иннокентий, который хорошо разбирался в искусстве иконописи, сам писал иконы во время пребывания в Забайкалье. К сожалению, на сегодняшний день пока не удалось найти ни одной иконы, созданной иркутским чудотворцем. Антирелигиозный каток XX века стёр с лица земли множество храмов, уничтожил тысячи икон, а дошедшие до нашего времени произведения иконописного искусства, как правило, потеряли свои исторические корни.
Но у некоторых икон, хранящихся в настоящее время в коллекциях музеев, в действующих храмах и в частных собраниях, удалось установить авторство. Одна из таких икон – «Богоматерь Владимирская», находящаяся в Иркутском областном художественном музее, – возможно, написана в начале XIX века иркутским протодиаконом Иваном Сухих, кстати, искусным живописцем. Автору статьи удалось отыскать любопытные сведения о жизни и деятельности таких мастеров иконописания, как иеродиакон Виктор, иеромонах Илларион Трусов, иконописец Никон Красовский, автор иконостаса в Богоявленском соборе в Иркутске, других талантливых подвижников.
Читатель найдёт в книге немало интересных сведений о судьбах одарённых священнослужителей в таких областях, как церковная архитектура, исторические изыскания, являющиеся для современных исследователей ценнейшим источником. Один из виднейших представителей духовенства Восточной Сибири XIX века кафедральный протоиерей Прокопий Громов, например, опубликовал в Иркутске в 1868 году книгу «Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий, первый епископ иркутский, его служение, управление, кончина, чудеса и прославление». Значительный вклад в изучение духовного наследия святителя Иннокентия внёс ректор Иркутской духовной семинарии архимандрит Модест.
Духовенство Иркутской епархии проявило себя и в летописании. По свидетельству автора статьи, при каждом храме имелся архив, в котором хранились документы, отражающие историю строительства данной церкви, важные события. Особый интерес представляют летописи храмов, в частности, напечатанная в 1875 году «Летопись иркутской Крестовоздвиженской церкви», летописи Успенской церкви города Иркутска, кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа, ряд других. Материалы этих летописей, по мнению учёных, не утратили своей ценности до настоящего времени.
В истории Иркутска есть имена, без которых общая картина культурной и общественной жизни много теряет в своей неповторимой красочной палитре. Одно из них – Нит Степанович Романов, жизнь которого – яркий пример преданности своему делу. Библиотекарь и библиограф, летописец и краевед, книжник и коллекционер, общественный деятель, он посвятил себя книгам, людям, родному Иркутску. О нравственном, духовном подвиге этого разносторонне талантливого человека, его жизненном пути рассказывается в глубокой и содержательной статье историка Надежды Куликаускене.
Можно сказать, яркое эссе Надежды Васильевны – это её лебединая песня. Являясь научным редактором книги «Искатели россыпей», она много времени и сил отдавала компоновке статей, их содержательной стороне. Но главным для неё оставался её труд, тем более что личность Нита Романова многие годы была для неё, можно сказать, путеводной звездой. К великому сожалению, книга, в которой её статья занимает одно из центральных мест, вышла после безвременной кончины Надежды Васильевны.
«Подвижник сибирской культуры» – само название статьи говорит о её содержании. «Мысленно обозревая прожитые им годы, – пишет автор, – невольно задумываешься о том, каким духовным богатством для каждого из нас оборачивается неустанный труд, самозабвенность и целеустремлённость. Нит Романов собрал столько материалов, в том числе документальных (рукописи, письма, фотографии, листовки и т.д.), что возникает мысль о его стремлении спасти и сохранить для потомков всё, что было возможно. Он написал столько, что каждый, кто бы ни обратился к его наследию, найдёт ответ на тот или иной вопрос».
«К сожалению, – пишет Куликаускене, – имя Нита Романова многие годы было почти забыто и упоминалось от случая к случаю». Большинство иркутян, особенно людей среднего и молодого поколения, услышали имя Романова после выхода двух его книг: «Летопись города Иркутска за 1881–1901 годы» (Иркутск, 1993) и «Летопись города Иркутска за 1902–1924 годы» (Иркутск, 1994). Оба издания, что знаменательно, были подготовлены автором статьи, историком Надеждой Куликаускене.
Незаурядным событием в изучении наследия Нита Романова, по мнению Надежды Васильевны, стали чтения, посвящённые его памяти. Первые Романовские чтения, организованные, кстати, по инициативе Куликаускене, прошли в 1996 году. Последние по счёту, пятые чтения состоялись в 2011 году. В научных конференциях, ставших уже традиционными, принимают участие преподаватели, аспиранты вузов, учителя, краеведы, работники библиотек, архивов, музеев Иркутска.
Нита Романова интересовало буквально всё, что касалось истории города и жизни иркутян. Очерки, статьи, заметки, корреспонденции, пособия по истории библиотечного дела, краеведению – с 1909 по 1924 год им опубликовано более 50 работ. В памяти тех, кто знал и помнил Нита Степановича, он прежде всего оставался страстным библиофилом и коллекционером. С ранних лет и до конца жизни Романов собирал рукописи, книги, периодические издания. В дни революционных событий в Иркутске, по воспоминаниям самого Нита Степановича, как только стихала стрельба на Тихвинской площади, где он жил, он бежал и срывал листовки, воззвания, прокламации, наклеенные в разных местах. Стал известным удивительный случай спасения одной книги. Идя по мосту через реку Ушаковку и увидев примёрзшую книгу, он спустился на лёд, вырубил её, принёс домой, оттаял, просушил – оказалось, необходимая книга, которой пополнил свою библиотеку. Если какое-нибудь учреждение переезжало в другое помещение, Романов всегда знал об этом и всё оставшееся после переезда просматривал. Среди брошенного «хлама» он что-нибудь да находил: или книгу, или редкую иллюстрацию, или интересный документ.
Много лет титанического труда Нит Романов отдал своему детищу – летописи Иркутска. Начав работу в 1908 году, он сделал в ней последнюю запись 3 февраля 1940 года, в очередной раз просматривая рукописи, записывая на полях те или иные вопросы, требующие дополнения, выяснения, уточнения. Дневники Нита Романова, по словам исследователя, это уникальные и единственные неизданные рукописные источники по истории Иркутска 20–30-х годов XX века и о самом авторе.
Безусловно, читателей познавательной и богато иллюстрированной книги заинтересуют и другие статьи «искателей россыпей»: профессора Вадима Шахерова – о благотворительной и меценатской деятельности иркутских купцов; журналиста, Почётного гражданина Иркутска, страстного библиофила Геннадия Бутакова – о книгах с автографами авторов, «нашедших пристанище» в его домашней библиотеке; профессора ИГУ Леонида Любимова – о нелёгкой и увлекательной судьбе газеты «Восточное обозрение», выходившей в Иркутске в конце XIX – начале XX века.
Интерес представляют статьи и самого составителя сборника Рудольфа Берестенёва. В частности, Рудольф Георгиевич вспоминает свою поездку в Москву в 1975 году в составе иркутской делегации для взятия Вечного огня в столице для создаваемого в Иркутске мемориала Славы.
Есть известная восточная сказка о сокровищнице, вход в которую доступен лишь тем, кто владеет тайной шифра, вернее, знает волшебные слова, открывающие доступ к несметным богатствам: «Сезам, открой свою дверь!»
Авторам сборника, если продолжить аллегорию, людям увлечённым и деятельным, удалось отыскать «тайну шифра», проникнуть в глубь времён, стать обладателями сокровищ, которыми они щедро делятся с нами, благодарными читателями.