Информация к размышлению
Итоги микропереписи населения на примере отдельно взятого участка
Осенью в России проходила микроперепись населения. О ходе и особенностях мероприятия в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель руководителя Иркутскстата Елена Сигачёва.
– Елена Геннадьевна, расскажите подробнее, что такое микроперепись и для чего она проводится?
– Это выборочное социально-демографическое обследование, своеобразная перепись по укороченной программе, позволяющая сэкономить средства на её проведение и в то же время получить актуальную демографическую информацию. Десятилетний интервал, рекомендованный ООН, отдельные страны (Канада, Япония и другие) сочли слишком длительным и перешли на подробный учёт населения с интервалом в 5 лет. Ведь за 10 лет происходят достаточно серьёзные демографические изменения, требующие уточнения. Часть государств в межпереписной период проводят выборочные обследования.
По этому пути пошла и Россия. В течение октября были собраны сведения, опрошено около 2% населения. В настоящее время информация обрабатывается на федеральном уровне. Это длительный процесс, быстро обработать все переписные листы невозможно.
– Но уже сегодня хочется знать, каковы итоги, что показала микроперепись?
– Нам, статистикам, тоже любопытно. Для удовлетворения интереса мы взяли только один счётный участок, в Усолье-Сибирском. Это данные 177 домохозяйств (с числом жителей 330 человек) – просто сведения для размышления. Для глобальных выводов и определения мер демографической политики необходим солидный массив информации.
Из всех вопросов, предусмотренных бланком, отобрали наиболее интересные, оставив за бортом образование, гражданство и так далее.
– А какие вопросы вы исследовали?
– Прежде всего, интересен численный и половозрастной состав домохозяйств. Доля детей (17,2%) на этом отдельно взятом участке примерно соответствует областному показателю. А удельный вес пенсионеров необычно высок, треть учтённых граждан уже перешагнула черту трудоспособности. Среди пенсионеров женщин почти в 5 раз больше, чем мужчин.
– И эти женщины пенсионного возраста, вероятно, одиноки?
– Да, во многих случаях это именно так. Почти в каждом втором домохозяйстве фиксировалось одиночное проживание, когда люди живут самостоятельно, не имея рядом близкой души. На этом участке оказалось 49 домохозяйств, состоящих из двух человек, 24 (то есть, вдвое меньше) – из трёх, ещё меньше, 14 домохозяйств, – из четырёх человек. Единичны примеры, где совместно живут 5-6 человек.
В одиночестве коротают век, как правило, вдовы. Оставшись без второй половины и будучи в преклонном возрасте, они вынуждены сами решать все бытовые вопросы. Либо на такую самостоятельность обречён человек, не сумевший найти свою половину. Это преимущественно женская проблема. У молодых ещё всё впереди, а после 25 лет есть риск остаться старой девой. Микропереписью на данном участке в Усолье учтено 7 женщин 28–38 лет, никогда не состоявших в браке. Ещё 5 дам, не испытавших семейного счастья, разменяли пятый, а то и шестой-седьмой десяток лет. Надежда умирает последней, однако вероятность создания семьи с возрастом неумолимо падает. Мужчинам тоже не всегда удаётся создать семью. Учтено 3 хронических холостяка в возрасте далеко за 30 (а одному из них 50 лет), но мужчина, как известно, в любом возрасте жених.
– А в процентном отношении много у нас тех, кто не смог создать семью?
– Если из числа обследованных лиц исключить несовершеннолетних, то доля жителей, никогда не состоявших в браке, составит 16%, а разведённых (разошедшихся) – 12%. Интересно, что официально оформлен лишь один развод, остальные пары просто прекратили совместное проживание без юридического оформления. Заметно больше тех, кто проводил в мир иной свою вторую половину – 24% (каждый четвёртый). И около половины обследованных взрослых лиц живут в браке, причём многие из этих пар обходятся без штампа в паспорте.
– Микроперепись даёт ответ на вопросы, что такое семья, какая она?
– Семьи бывают разные: молодые, неполные, многодетные и другие. Оставшиеся в одиночестве пенсионеры или молодые пары, ещё не успевшие обзавестись детьми. Есть вместе проживающие взрослые брат и сестра, не сумевшие создать свои семьи. Или бабушка с внуком. Есть престарелые мамы, живущие с немолодым уже сыном-холостяком. Есть семьи, состоящие из двух женщин разных поколений, но с одной судьбой, где мать и дочь – обе вдовы или обе не были замужем (отсутствие мужа, как известно, не исключает материнства).
И редкий случай в наше время – живущие под одной крышей представители трёх поколений, таких всего 4 семьи (2% исследованных домохозяйств). Редчайший случай – совместное проживание 4 поколений. В этой семье старшая из женщин, разменявшая девятый десяток, живёт вместе с дочерью, взрослой внучкой и двумя маленькими правнуками. То есть женская линия наконец увенчалась присутствием мужчин.
– Думаю, актуален вопрос о детях. Часто ли рожают наши женщины?
– Это очень актуально. Всем женщинам задавался вопрос о числе рождённых детей. Наиболее частый ответ – двое детей (его дала каждая вторая из женщин, успевших стать мамами). Трое детей у 12% усольчанок на этом участке, только один ребёнок – у 35% рожавших женщин. Зафиксировано по одному случаю рождения пяти и восьми детей. Самая многодетная из этих мам ещё не отметила свой полувековой юбилей и уже разошлась с мужем. Как видно из материалов микропереписи, одним-двумя детьми могут ограничиваться как наши молодые современницы, так и их бабушки в свои прежние годы. Захотят ли молодые женщины родить ещё, во многом зависит от государственной политики и социально-экономического положения регионов. Жилищные условия, надёжная работа, достойный размер зарплаты и пособий на детей, беспроблемное устройство в детсад поблизости от дома, медицинское обслуживание, по возможности без лишних очередей, отсутствие в школах добровольно-принудительных сборов денежных средств – всё это могло бы склонить женщину к положительному решению вопроса «Быть или не быть?». Проблеме детсадов сейчас уделяется большое внимание. Но многие другие вопросы «зависают» в связи с кризисной ситуацией в экономике.
Из обследованных на данном участке в Усолье 22 женщины старше 20 лет (каждая восьмая) ещё не успели обзавестись детьми. Из этих, пока бездетных, 8 дам пребывают в молодёжном возрасте и вполне могут стать мамами. Ещё 5 женщин практически вписываются в интервал от 30 до 40 лет, для них тоже не всё потеряно. Но 9 женщин, не испытавших радость материнства, старше репродуктивного возраста, они уже не смогут внести свой вклад в решение демографической проблемы. Возможно, они всецело отдавались работе, любимому делу, без сомнения, принесли пользу стране. Но, пожалуй, не были счастливы в общепринятом понимании этого слова. С другой стороны, если мыслить глобально, это неиспользованный демографический ресурс.
Но, подчеркну ещё раз, исследовать данный вопрос и делать правильные выводы всё же лучше на большом массиве информации.
– Что ещё интересное, на ваш взгляд, показала микроперепись?
– Зафиксировано весьма распространённое явление современности – отсутствие регистрации по месту жительства. Это может быть одинокий человек или целиком семья, снимающая жильё. Но во многих случаях это кто-то один из семьи или часть её, включая ребёнка, что может свидетельствовать о наличии второго жилья у одного из супругов, а также, возможно, о ненадёжности семейных отношений.
– Есть какие-то новые вопросы, не задававшиеся ранее в ходе переписей населения?
– Да. И это вопрос, я бы сказала, интимного характера, немаловажный для каждого из нас – вопрос о здоровье. Не о простейших болячках, знакомых всем, типа простуды или гастрита. О более серьёзных вещах. Микроперепись показала, что на данном счётном участке 87 человек (каждый четвёртый) имеет хронические заболевания, ограничивающие жизнедеятельность. Из них 13 человек в связи с этим нуждаются в посторонней помощи. Только в одном случае эту помощь оказывает социальный работник. Чаще всего это ответственность родных людей, живущих вместе с больным. И два случая помощи родных и знакомых (включая соседей), живущих отдельно, это означает, что большую часть времени порою совсем беспомощный человек остаётся наедине со своими проблемами, которые в его состоянии самостоятельно не разрешимы.
Инвалидность, чаще II группу, имеют 11% из числа живущих на данном участке. Многие инвалиды, отягощённые хроническими недугами, существенно осложняющими их жизнь, тем не менее, ответили, что не нуждаются в ежедневной помощи других лиц. Часть из них, находясь в глубоко преклонном возрасте, живут одиноко. А из нуждающихся в посторонней помощи и получающих её далеко не всем установлена группа инвалидности.
Установление инвалидности – очень хлопотное дело, оно требует сбора документов, осмотра больного врачами разных профилей. Престарелый больной человек сам не в состоянии заняться этим. Если рядом нет того, кто способен заняться данным вопросом, больной лишается каких-то льгот и материальной доплаты, предусмотренной законом. Вероятно, есть необходимость что-то изменить в системе социальной защиты, по возможности упростить процедуру установления инвалидности.
– Таким людям полагается пенсия по инвалидности?
– Конечно, и для кого-то она единственный источник существования, либо она дополняется посильным заработком. Пенсия по старости и по другим основаниям даёт источник средств для 30% обследованных на участке, а в сочетании с заработком – ещё для 6% респондентов. Основной источник жизни – трудовая деятельность (её отметили 32% опрошенных). На третьем месте по распространённости находится иждивение, помощь других лиц, алименты, это источник средств для 23% живущих на данном участке (детей, неработающих женщин, впрочем, не исключается и мужское иждивение). Есть случаи существования на пособие по безработице. Но на данном конкретном участке не зафиксировано существования за счёт личного подсобного хозяйства, стипендии, сбережений, дивидендов, патентов и авторских прав, сдачи внаём имущества.