издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Китайский язык мне точно понадобится в будущем»

Иркутские школьники в качестве эксперимента сдавали госэкзамен на китайском

  • Автор: Анастасия ДУБАСОВА

В конце октября в Иркутске ученики школы № 26 и Центра образования № 47 писали экспериментальный экзамен по китайскому языку. Восьмые и девятые классы в форме основного государственного экзамена, и десятые-одиннадцатые классы в форме ЕГЭ. Но результаты школьники так и не узнают. Министерство образования в нескольких регионах страны провело пробный экзамен не с целью проверить знания старшеклассников, а для того, чтобы апробировать процедуру ЕГЭ и форму заданий по этому предмету. «Ступеньки» познакомились с ребятами, которые согласились участвовать в эксперименте, и выяснили, как и для чего они учат китайский язык.

В школе № 26 и в Центре образования № 47 существуют лингвистические классы. Там с пятого класса ученики к основному английскому языку выбирают второй дополнительный, который обязательно изучают до окончания школы. Это может быть немецкий, испанский, французский или китайский язык. В прошлом году министерство образования проводило экспериментальный ЕГЭ по испанскому, а в этот раз решили устроить экзамен по китайскому. В экзамене было две части: письменная и устная. У экзаменуемых проверяли аудирование, грамматику, чтение. Восьмой и девятый классы сдавали письмо, а десятые и одиннадцатые ещё и эссе. К тому же разговорная часть у них была сложнее. Количество человек, которые могли сдать такой экзамен, было ограничено. В городе пробный экзамен сдавали всего 47 человек. 

На вопрос, почему согласились сдавать экзамен, результаты которого всё равно не узнают, ученики девятого класса Центра образования № 47 ответили: «Нам нужно сдавать итоговый экзамен, а здесь была возможность ознакомиться с оформлением. Ведь этот экзамен проходил так же, как и ОГЭ и ЕГЭ. Принесли КИМы, распечатали при нас. Мы заполнили бланки. И четыре часа писали экзамен. Да он и по форме был точно такой, как ОГЭ по английскому».

В этом лингвистическом классе половина учеников с пятого класса изучают немецкий, а половина – китайский. Всего по программе второй дополнительный язык в учебном плане занимает два часа. Но школьники могут ходить на факультативные занятия после уроков. Кто-то дополнительно берёт час, а кто-то два – здесь уже по желанию самих ребят. 

Ученики лингвистических классов по два-три раза в год практикуют язык. У Центра образования № 47 заключён договор по обмену школьниками с одной из школ Шеньяна в Китае. Девятиклассники в рамках этого проекта уже четыре раза ездили в КНР. Первая поездка длилась две недели, а четвёртая – полтора месяца. «Первый раз мы жили в отдельном корпусе, и с нами общались только китайские учителя. Та первая поездка была больше ознакомительной. В следующие разы нам разрешалось по два урока учиться с китайскими школьниками и общаться с ними в свободное время, – рассказывает Сергей Бриток. – Китайские школы отличаются от российских. Там другой режим занятий. Они начинают свой день с шести утра. До обеда – по три-четыре урока, потом перерыв два часа, потом с двух до шести снова занятия. А многие ученики после уроков остаются в школе и до девяти вечера делают домашние задания. Почти живут в школе».

Сейчас, рассказывают девятиклассники, они постоянно общаются с учениками и преподавателями из Китая в социальных сетях. «Так как у них нет доступа к нашим сетям, они нам скачали специальные программы, установили свои соцсети и зарегистрировали нас там», – говорит Мария Биланич. 

Свой уровень знания языка сами школьники оценивают как «средний». Хотя преподаватели говорят, что за пять лет ребята неплохо освоили китайский: главное, что понимают носителей языка, а те – их. Да и запас слов у ребят совсем немаленький. Ученики лингвистического класса отмечают, что сложно было в самом начале изучения языка. «Трудно освоить базу, азы. На первом этапе как раз многие и сдаются, – отмечают ребята. – А потом становится легче». Но проблематичным остаются иероглифы, при написании которых главное запомнить порядок черт: слева направо, сверху вниз. И второе – произношение. Но если есть музыкальный слух, то запоминать и произносить звуки намного проще. «Там ведь всё строится на тонах», – объясняет Маша Биланич. 

Ребята говорят, что нисколько не пожалели, что в четвёртом классе решили изучать китайский язык. «Конечно, в четвёртом классе мы адекватно не осознавали, как он нам может пригодиться. Тогда нам помогали делать выбор родители. А нам было просто интересно изучать незнакомый язык. Тем более он азиатский, отличается от других. А сейчас, когда стали старше, понимаем, что он нам может понадобиться в будущем. Можно выбрать себе такую сферу деятельности, чтобы сотрудничать с Китаем, – рассуждает Маша. – Но я планирую выбрать профессию, не связанную с китайским. Хотя всё может измениться. По крайней мере, при необходимости я смогу уехать учиться в Китай». 

Серёжа Бриток вспоминает, что решил учить китайский язык по настоянию своего папы. «Он мне сказал, чтобы я попробовал, потому что в будущем это пригодится. А так как папа для меня авторитет и большой пример, я, конечно же, послушал его и пошёл изучать китайский язык. И сейчас я понимаю, что он понадобится в экономической сфере, которой я хочу заниматься», – рассказывает девятиклассник. Одноклассник Серёжи Лёша Каменев тоже собирается в будущем работать в экономической сфере. «Экономика Китая бурно развивается, поэтому изучать китайский очень перспективно. Тем более Китай и Россия одни из ближайших партнёров на мировом рынке. Поэтому этот язык мне точно понадобится в будущем», – уверен школьник.

Цитата

На вопрос, почему согласились сдавать экзамен, результаты которого всё равно не узнают, ученики девятого класса Центра образования № 47 ответили: «Нам нужно сдавать итоговый экзамен, а здесь была возможность ознакомиться с оформлением. Ведь этот экзамен проходил так же, как и ОГЭ и ЕГЭ. Принесли КИМы, распечатали при нас. Мы заполнили бланки. 

И четыре часа писали экзамен. Да он и по форме был точно такой, как ОГЭ по английскому».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры