издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Развязка в завязке

Депутаты Думы Иркутска поставили вопрос о возможном расторжении контракта с АО «Иркутскгипродорнии» по проекту корректировки реконструкции Маратовской развязки

Очередной срыв сроков начала реконструкции Маратовского кольца в Иркутске стал причиной обсуждения депутатами иркутской Думы эффективности работы одной из крупнейших проектных организаций Приангарья – АО «Иркутскгипродорнии». Среди стратегических предложений народных избранников во главе со спикером Думы Ириной Ежовой – разрыв договорных отношений администрации с проектировщиком самого проблемного городского узла. В «Иркутскнипрдорнии» признают, что не отработали свою часть соглашения до конца – откорректированный проект реконструкции двухуровневой развязки до сих пор не поступил на госэкспертизу, – но отрицают, что по их вине.

Страсти вокруг реконструкции Маратовского узла длятся почти 10 лет. Планы по строительству на месте кольца многоуровневой развязки существуют ещё с 2007 года – именно тогда АО «Иркутскнипродорнии» начало работу над своим проектом. Тогда его отклонили по причине дороговизны – оценивалось строительство в 10 млрд рублей. Неподъёмная для городского бюджета цифра в итоге привела к тому, что проект отложили на неопредёленный срок. За это время транспортная ситуация в районе Маратовского кольца только усугубилась, а движение стало более интенсивным. Весной прошлого года было принято решение вернуться к старым планам по реконструкции и строительству развязки. В апреле 2014 года город заключил со старым проектировщиком новый договор – корректировки проекта развязки. К маю 2015 года «Иркутскгипродорнии» должен был предоставить на государственную экспертизу доработанный с 2014 года план реконструкции, чья оценочная стоимость снизилась до 5 млрд рублей. Тем не менее до сих пор новый проект «Гипродора» так и не попал в руки федеральных экспертов.

Это и стало причиной претензий со стороны депутатов городской Думы Иркутска, которые 2 декабря в рамках слушаний обсуждали будущее Маратовского кольца. По мнению депутата от 21 избирательного округа Юрия Коренева, сегодня «город оказался в тупике» в решении этого вопроса. «Мы 10 лет назад разыграли конкурс на проектно-изыскательские работы. «Иркутскгипродорнии» представил нам несколько вариантов проекта», – констатировал народный избранник. Ни один из вариантов не реализовали. «Зачем тогда брались?» – поинтересовался он.

Причин срыва сроков реконструкции Маратовской развязки, утверждают в иркутской администрации, несколько. «Во-первых, необходимо выкупить земельные участки, которые попали в зону проекта, во-вторых, мы обязаны расселить восемь домов по улицам Радищева и Петрова, – говорит заместитель мэра – председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Евгений Дроков. – Кроме этого, нам нужно сдвинуть архитектурный памятник по адресу Рабочего Штаба, 4, на семь метров вглубь, иначе он мешает строительству». На это, по словам чиновника, понадобится около 250 млн рублей из бюджета, и только «после этого можно заходить в экспертизу». «Чтобы законно пройти этот путь, необходимо 2–2,5 года», – заметил Дроков.

Новость о том, что реконструкция развязки кроме 5 млрд рублей, заложенных на строительство, потребует дополнительных бюджетных вливаний, стала для многих неприятной новостью. Главным виновником всех проволочек парламентарии посчитали «Иркутскгипродорнии», который, по их мнению, должен был заранее подготовиться к таким поворотам и предусмотреть подобные расходы в проектных документах. 

– Нормальные проектировщики вообще-то проводят предпроектную подготовку и заранее знают, где дорога, а где памятник. А у нас вместе с перепроектированием возникают то памятники, то дома. Причём в самый ответственный момент, – считает спикер городской Думы Ирина Ежова. – Кажется, им просто выгодно постоянно находиться в проектной работе и взаимоотношениях с нами. <…> Может быть, мы прервём отношения с «Гипродорнии» и подумаем о другой проектной организации: они не справляются с задачей, а мы всё время им платим? Давайте выходить из тупика».

О каких деньгах говорила спикер Думы, в самом АО «Иркутскгипродорнии», куда «СЭ» обратился за комментарием ситуации, не знают. В последний раз деньги за разработку Маратовской развязки компания получила семь лет назад, когда впервые в рамках выигранного тендера занималась подготовкой строительного проекта. Затем, утверждают проектировщики, они вносили правки и давали пояснения исключительно безвозмездно. «Из денег по контракту на корректировку проектной документации, заключённому в апреле 2014 года, мы также не получили ни копейки», – говорит Александр Кыштымов, один из разработчиков проекта реконструкции Маратовской развязки. По условиям контракта оплата производится после положительного заключения экспертизы.

На госэкпертизу документ так и не попал. В пакете необходимых для заявки документов не было разрешения федерального Минкульта на перенос памятника регионального значения – пострадавшего в пожаре деревянного здания по адресу Рабочего Штаба, 4, а также финансовых гарантий появления строительного объекта. Без них отправить проект корректировки реконструкции Маратовского кольца на экспертизу оказалось невозможным. Вопрос, почему этих документов нет, проектировщики переадресовали городским чиновникам.

«Депутаты заявили, что мы в своём проекте размахнулись на обширный снос, – отмечает Кыштымов. – Но в первом варианте реконструкции под снос уходили ещё 11 объектов культурного наследия – их мы сохранили. Остался лишь один. Его перенос должен согласовать Минкульт РФ. Но чтобы обратиться туда с таким требованием, нужно также предоставить ряд документов, в том числе о его новом месте расположения». КУМИ же, по информации «СЭ», всё ещё не определилось с участком переноса.  

Но самое главное препятствие на пути реализации реконструкции Маратовской развязки – финансовый вопрос. «Об этом на слушаниях не говорили, – подчёркивает Александр Кыштымов. – Но, между тем, экспертиза такого объекта требует, чтобы у него было гарантированное финансирование из федерального или областного бюджета. На Маратовскую развязку денег сегодня никто так и не выделил». Профинансировать строительство областные власти пообещали лишь в случае, если проект пройдёт экспертизу. 

Когда корректировка проекта реконструкции Маратовского кольца попадёт на экспертизу, неизвестно. Руководитель аппарата администрации Иркутска Юлия Ефимова сообщила разгневанным депутатам, что в мэрии ещё «будут разбираться», чтобы понять, расторгать ли контракт с «Иркутскнипродорнии», поскольку  «они могут предъявить претензии, что мы не выполнили свою часть обязательств».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры