Несезон Турции
«Лимон, гранат, помидоры, хурма, айва, виноград вот этот…» – грустно перечисляет в ответ на нашу просьбу показать турецкий товар на прилавке продавец одного из иркутских овощных павильонов. В целом он оценивает долю овощей и фруктов производства Республики Турция примерно от 15 до 20%, что приблизительно соответствует официальной статистике. «Вот, ещё в четверг звонили поставщикам в Москву, говорят, всё, забудьте», – делится он, и тут же добавляет: – Ничего, что-нибудь придумают». Уже наученный опытом прошлогодних санкций в отношении продукции из стран Евросоюза, мужчина воспринял опубликованный 28 ноября указ президента о специальных экономических мерах в отношении Турецкой Республики спокойно. Как и большинство собеседников «Конкурента».
Между тем из документа следует, что взаимные поездки граждан России и Турции будут прекращены, и туроператорам надлежит отказаться от продажи путёвок. В Турции сейчас несезон, поэтому турдеятели пока не забили тревогу, чего не скажешь о предпринимателях, которые возили турецкие товары в Россию. Этим же указом президент РФ также распорядился ввести запрет или ограничить ввоз в Россию отдельных видов турецких товаров. Пока их перечень определяется, наши таможенники задерживают груз на границе. Предприниматели замерли в ожидании: от того, попадёт товар в Россию или отправится на родину, зависит судьба их бизнеса.
«Из Иркутска в Турцию чартерные рейсы летали с мая по сентябрь. В это время года чартеры есть в Таиланд, Вьетнам и Китай», – сообщили нам сотрудники пресс-центра «Международного аэропорта Иркутск». В лучшие времена Иркутск только чартерными перелётами обеспечивал более 20 тысяч отдыхающих на курортах Анталии, а футбольный клуб «Байкал» проводил тренировочные сборы в Республике.
«Сейчас в Турции несезон. Мы начинали продавать путёвки с февраля–апреля, а с осени продажу закрывали, да никто их и не спрашивал, – комментирует руководитель туристического агентства HeyDay Tour Антон Раменский. – Надеюсь, что русско-турецкие отношения к сезону выправятся – было бы обидно вслед за Египтом потерять Турцию».
Те немногие, кто собирался поехать в Турцию по путёвкам в несезон, сделать этого не смогут. Крупнейшие туроператоры – «Пегас Туристик», Coral Travel, TEZ Tour – прекратили продавать путёвки. 26 ноября глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что ведомство намерено применять санкции к туроператорам, продолжающим продавать туры в Турцию. «Ростуризм будет отслеживать информацию о таких продажах и принимать меры, чтобы подобных продаж не было», – подчеркнул он. Кроме того, указом президента РФ отменены чартерные рейсы в Турцию.
«Зимой количество людей, что стремятся побывать в Турции, минимально, поскольку море сейчас холодное. Те, кто едет, направляются в основном в Стамбул на шопинг-туры, но это единицы. Так что в настоящее время туристические фирмы не понесут ощутимых убытков. Зато летом, когда россияне ездят отдыхать на Анталийском побережье, туроператорам придётся искать другие интересные направления. Вероятно, Греция, Кипр, Испания, Португалия, Италия, а также побережье Краснодарского края и Крым будут пользоваться популярностью», – считает руководитель Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма Игорь Коваленко.
Те, кто действительно собирался в Турцию, находят альтернативные способы туда добраться. Иркутянин Никита Добрынин планирует провести 5 дней своих новогодних выходных в Турецкой Республике. «На зимних каникулах я решил посмотреть мир – поеду в Грузию и Армению. Поскольку Турция недалеко от этих стран, я загляну и туда – отправлюсь самолётом из Еревана, – рассказывает Никита. – Я планирую пробыть 3 дня в Стамбуле и 2 дня в Анталии. У меня там живёт знакомый. Я связался с ним, и он сказал, что после случая со сбитым самолётом отношения турок с русскими не изменились, все живут дружно. Я не считаю, что моей безопасности что-то угрожает, и обязательно посещу Турцию».
Отдыхают ли сейчас в Турции жители Приангарья – неизвестно. Когда было приостановлено авиасообщение с Египтом, агентство по туризму Иркутской области собрало данные о том, сколько жителей нашего региона находилось в этой арабской республике. После событий, произошедших в Турции, подобный мониторинг не проводился. «Наша сфера деятельности – это, прежде всего, туризм в регионе, поэтому мы не собирали данные о том, сколько человек из Иркутской области в данный момент находится в Турции», – пояснил временно замещающий должность руководителя агентства по туризму Иркутской области Станислав Грошиков.
Общий объем товарооборота Турции с Иркутской областью, по данным Иркутской таможни, за текущее время 2015 года составил более 183 млн долларов. Главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Иркутской таможни Татьяна Красавина пояснила, что основная часть товарооборота при этом приходится на экспортные операции и формируется, в основном поставками продукции алюминиевой промышленности. Из Приангарья в Турцию также вывозится лес, уголь. Из Турции прямые внешнеэкономические поставки минимальны. В текущем году они составили чуть более 312 тысяч долларов. Ввозились различные запчасти и оборудование, табак, изделия из пластмассы, резины и прочее. Овощи и фрукты из Турции в Иркутской таможне не оформляются. Они, также как текстильный ширпотреб, поступают в Приангарье в незначительных объемах из южных и центральных районов России, где уже прошли таможенный контроль и были выпушены в свободное обращение.
В отличие от турдеятелей для бизнесменов, работающих в сфере перевозки товаров, не существует такого понятия, как «несезон». Постоянный мониторинг ситуации на российской границе проводят предприниматели. Владелица магазина женской одежды больших размеров Bum в торговом центре «Сезон» Карина продаёт в основном вещи из Турции. Иногда она сама возит товар, а иногда заказывает его в службе доставки. «В нынешней ситуации я покупаю товар, а служба доставки не даёт гарантии, что он дойдёт. Груз доходит до границы, останавливается и дальше не продвигается. На таможне предупреждают, что товар будут задерживать в течение 2-3 месяцев. Затем он может пройти границу, а может вернуться обратно в Стамбул, хотя раньше товар приходил за неделю, – рассказывает Карина. – Мы с другими предпринимателями на постоянной связи в групповом вайбере. Все, кто купил билеты в Турцию на конец ноября – начало декабря, их сдают. В Стамбуле наших покупателей из России практически нет. Турецкие продавцы снижают цены вполовину, чтобы расплатиться с фабриками. Где такое видано, чтобы перед Новым годом товар был со скидкой 50% и не продавался?» По мнению Карины, после новогодних праздников половина бутиков, чьи владельцы заказывают товар в Турции, могут закрыться. «Магазины, вероятно, будут переходить на российский, польский или корейский товар, но хорошо расходятся в основном вещи из Турции», – говорит Карина. Ей запасов одежды на продажу хватит на ближайший год. Потом, если ситуация не изменится, она планирует переориентироваться на итальянский или корейский товар – только в этих странах можно заказать одежду необходимых ей фасонов.