Экологический мониторинг для стройки
Оценка фонового состояния окружающей среды началась на площадках, где предстоит строить новые НПС
Расширение пропускной способности трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО) продолжается. В Иркутской области идёт подготовка площадок, на которых начнётся строительство трёх НПС. Одновременно с этим началось проведение экологических мероприятий – мониторинга почвенного покрова, воздуха. Проводится бурение скважин, необходимых для контроля качества подземных вод. Всё это нужно для соблюдения экологического баланса на территории, где предстоит работать человеку.
Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ООО «ЦУП ВСТО», дочернее общество ОАО «АК «Транснефть») продолжает масштабный инфраструктурный проект. Речь идёт об увеличении пропускной способности ТС ВСТО на участке от головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) «Тайшет» до НПС «Сковородино» (ВСТО-1). Пропускная способность ВСТО-1 после завершения проекта составит 80 млн тонн нефти в год. Таким образом, российские нефтедобывающие предприятия получат возможность увеличить транспортировку нефти на Азиатско-Тихоокеанский рынок.
Однако этому предшествует большая работа. Для реализации проекта расширения потребуется строительство шести новых НПС на территории Иркутской области – № 2, 3, 5, 6, 7, 9. Кроме того, запланировано увеличение объёма существующего резервуарного парка на ГНПС № 1 «Тайшет» на 50 тыс. кубометров, строительство объектов внешнего электроснабжения. Инвестором проекта является дочернее общество ОАО «АК «Транснефть» – ООО «Транснефть – Восток». Техническим заказчиком выступает ООО «ЦУП ВСТО».
Первым этапом масштабной стройки станет строительство трёх нефтеперекачивающих станций в Иркутской области (НПС № 3, № 6 и № 9). Подготовительные работы на будущих стройплощадках начались осенью текущего года.
– Произведена очистка территории от древесной растительности. Для тяжёлой техники, которой предстоит трудиться на месте стройки, уже обеспечены подъездные пути. Осуществлена также доставка строительной техники, – сообщают в ЦУП ВСТО.
Непосредственно строительно-монтажные работы на трёх площадках стартуют в зимний период. Ещё на трёх площадках, где в будущем также появятся новые НПС (№ 2, 5, 7), в настоящее время завершены инженерные изыскания. Основываясь на полученной информации разрабатывается проектная документация. Начать строительство этих трёх станций предполагается в середине 2016 года.
Вместе со строителями на площадки будущих НПС пришли экологи. Чтобы отслеживать состояние подземных вод на период стройки, пробурены специальные наблюдательные скважины.
– Мы должны знать состояние окружающей среды, состояние того, на что в первую очередь окажут воздействие предстоящие строительно-монтажные работы. Это называется оценкой фонового естественного состояния окружающей среды. Относительно этих наблюдений можно будет оценить, как повлияли строительно-монтажные работы на природу, а также скорректировать нашу работу, чтобы снизить это влияние, – комментируют в ЦУП ВСТО.
Подобный экологический мониторинг будет регулярным не только на подготовительных этапах, но и во время строительства, а в будущем – и при эксплуатации новых объектов. Периодичность наблюдения за теми или иными компонентами природной среды установлена в нормативных документах «Транснефти». Так, например, пробы атмосферного воздуха отбираются в зимний и летний периоды. Мониторинг подземных вод проводится раз в четыре месяца. Обычно проводят визуальные наблюдения, либо замеряют определённые физические параметры, например, скорость течения, отбирают пробы (вода поверхностная, вода подземная, почва, воздух). Полученные данные детально исследуются в лаборатории, оцениваются, после составляются отчёты.
Конкретные места отбора проб или наблюдения обозначены в программах мониторинга окружающей среды, их разрабатывает проектный институт в рамках проектной документации.
После окончания строительно-монтажных работ наблюдения за окружающей средой будет вести эксплуатирующая организация. Чаще всего это делается силами собственной лаборатории. Периодичность наблюдений и прочие параметры мониторинга на стадии эксплуатации определяются в плане-графике эколого-аналитического контроля. Таким образом, экологическая составляющая занимает большую и важную часть проекта.
СПРАВКА
В своей работе Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий Океан» руководствуется не только федеральным и международным природоохранным законодательством, но и внутренними весьма жёсткими регламентами компании «Транснефть». Экологический фактор учитывается ещё на стадии проектирования объектов: маршруты разрабатываются так, чтобы не затрагивать заповедники и особо охраняемые природные территории. На этапах строительства ООО «ЦУП ВСТО» использует лучшие экологически безопасные технологии, чётко следит за исполнением природоохранных стандартов организациями-подрядчиками. На всех строительных площадках организована многоуровневая система контроля за соблюдением требований экологической безопасности. В совокупности это позволяет обеспечивать высокий уровень экологической безопасности производственных объектов ОАО «АК «Транснефть».