Сергей Юдин: «Изменить к лучшему жизнь земляков»
Архитектор, направленный по комсомольской путёвке на борьбу с организованной преступностью и бандитизмом, создатель первого в регионе охранного агентства – вот повороты на той дороге, по которой Сергей Юдин, коренной иркутянин, шёл к своей нынешней общественной должности – депутата Думы областного центра по 19-му избирательному округу. «Хотелось попытаться изменить к лучшему жизнь земляков и нашего города в целом. Иркутск ведь имеет большой потенциал к развитию», – так объясняет народный избранник очередной зигзаг на своём жизненном пути.
– На депутатском поприще вы всего второй созыв – шесть лет. Но этого срока, наверное, достаточно, чтобы разобраться с главными проблемами, мешающими людям в вашем избирательном округе спокойно жить?
– Мой округ – это центр города, и его проблемы известны. Здесь самое большое количество деревянных зданий – памятников истории, и практически все они находятся в аварийном, руинном, я бы сказал, состоянии. В большинстве домов-памятников проживают люди. В каких условиях они существуют, тоже не секрет: печное отопление, выгребные ямы во дворах, нужники на прилегающих территориях, водоразборные колонки в 100 и более метрах от жилья. Как правило, все квартиры в таких домах приватизированы, муниципалитет не вправе тратить на них бюджетные деньги. Но и жильцы не могут справиться с таким грузом забот. Другая сторона проблемы: эти дома граничат с благоустроенным жильём, и соседи, понятное дело, не хотят из своих окон видеть разруху, ходить мимо помойных ям и сортиров.
– Эти проблемы известны уже несколько десятилетий. Вы видите какие-то перспективы в их решении?
– Вполне конкретные. Городские власти идут сразу несколькими направлениями. Во-первых, действуют программы расселения из ветхого и аварийного жилья – федеральная, областная и муниципальная. На сегодняшний день заканчивается расселение домов, которые признаны в Иркутске ветхими и аварийными в 2012 году. Работа трудно, но продолжается, и остаётся надеяться, что в казне и впредь будут предусматриваться деньги на ликвидацию «гнилушек». Второй путь связан с деятельностью муниципального предприятия «Агентство развития памятников». Дом, признанный памятником, расселяется на средства бюджета города, затем объект вместе с участком выставляется на инвестиционный аукцион. Инвестор и выполняет полную реставрацию памятного объекта. На мой взгляд, достаточно эффективный путь. Таких примеров по центру Иркутска довольно много, вспомним хотя бы Тимирязева, 5 – тот проблемный квартал, где как раз непосредственно соприкасались благоустроенные дома и жильё с помойками, был конфликт жителей. Великолепно отреставрировали дом, подвели коммуникации. Сейчас по соседству ещё два здания признаются аварийными и будут реставрироваться по той же схеме Агентством развития памятников. Конечно, хотелось бы, чтобы эта работа велась более активно, масштабно.
В прошлом созыве мы боролись с «шанхайкой». Стихийные рынки удалось в этом районе ликвидировать, проведён конкурс проектов обустройства прилегающих к Центральному рынку территорий. Взяты за основу 11 кварталов, которые вошли в проект, получивший название «Иркутские кварталы». Сибирской лабораторией урбанистики разработана концепция реконструкции центра города с сохранением его исторического облика. Это третий путь решения проблемы комплексного развития территории моего округа.
– Главное, что реализация такого масштабного проекта уложена в конкретные временные рамки. 40% территории планируют реконструировать в ближайшие три года, а за пятилетку проект «Иркутские кварталы» обещают выполнить на 80%. Темпы впечатляют. Вы согласны?
– Но есть и немало сложностей. Практически 80% участков находятся в частных руках. Концептуально объединить их в единый ансамбль, единую концепцию развития территории непросто. Для предпринимателя единственно важно – извлекать из своей недвижимости коммерческую прибыль. Готов ли владелец 10 соток вкладывать свои кровные деньги в общую концепцию? Очень хочется верить, что всё получится, поможет опыт создания 130-го квартала. Но этот проект все проблемы исторической части города не решит, к сожалению. Следует ужесточить правила землепользования и застройки в центре. Современные здания должны поддерживать стилистику наследия. Предки наши потратили всего 30 лет от последнего пожара до революции, чтобы создать неповторимое лицо города. Так, может, хватит тащить в центр коммерцию, развлекаловки? Может, создать для них логистику на свободных территориях? А то ставим бизнес-центры на предмостной площади рядом с храмом. Куда это годится?
У меня есть желание в следующем году обустроить церковный скверик на Бограда, поставить там памятник святителю Иннокентию, а улице вернуть прежнее название Чудотворской. Не думаю, что общественность будет возражать. Боград, именем которого названа улица, – 20-летний революционер, который в Иркутске провёл всего два дня, после чего ускакал в Красноярск, и там его расстреляли. А на улице Чудотворской, между прочим, была единственная в нашем городе церковь в стиле барокко. Мы её потеряли, но хотя бы церковный сквер сможем восстановить.
Много и долго мы говорим о сверхзагруженности центра города транспортом. Посмотрите, на всех центральных улицах у нас расположены министерства, различные ведомства и комитеты. В разные годы разными руководителями предлагалась идея переноса областной власти и региональных министерств на определённую территорию за пределами исторического центра города, в районы более свободные. И, на мой взгляд, такое решение существенно разгрузило бы центр города и позволило пересмотреть транспортную схему и логистику в целом. А как мы сейчас пытаемся упорядочить работу транспорта: эту улицу делаем односторонней, тут ставим знак, здесь надеемся на работу эвакуаторов. Как видим, все эти меры плохо помогают.
– Необычное предложение.
– Почему? В других странах есть города с такими кварталами: чиновники там работают и поблизости живут. Ничего необычного.
– Во всяком случае, такой проект требует огромных финансовых вложений. Но есть жизненно важные вопросы, решение которых не связано с большими затратами, по-моему. Я имею в виду благоустройство придомовых территорий.
– Это тоже денег стоит, и немалых. Мне как депутату в рамках муниципальной программы на благоустройство придомовых территорий выделяют 7,5 миллиона рублей в год. Я должен сформировать перечень дворов, подлежащих первоочередному ремонту. Непростая задача. В моём округе есть дворы, которым более 100 лет. За это время они не видели ни нового асфальта, ни лопаты гравия, никакого иного вмешательства строителей. На следующий год первым в списке на комплексное благоустройство стоит двор по адресу Красного восстания, 5. Ориентировочная стоимость его ремонта – от 3 до 4,5 млн рублей. Окончательная цифра будет известна после проведения проектно-сметных работ. И таких дворов в моём округе – десятки. Управляющие компании за счёт средств самих жителей пытаются что-то делать, но многое им не по силам.
– Есть надежда, что проект «Иркутские кварталы» поможет революционно изменить облик 19-го округа.
– Мы проекту доверяем и будем помогать его реализации, но как быть с тем неблагоустроенным жильём, которое не попало в эти 11 кварталов? Возьмите улицы Сурикова, Степана Разина, Марата, Желябова, Рабочую, Свердлова. Многие дома не вписываются ни в какую программу, они как бы в вакууме.
– Вы можете сказать, что в своём округе помогли жителям решить какую-то проблему? Или помогли городу хоть чуть-чуть изменить облик к лучшему?
– Наверное, можно составить целый список. Вот, например, было множество проблем с рекламой на фасадах зданий. По моей инициативе Правила размещения рекламы, информационных досок на зданиях учреждений были пересмотрены, разработана программа, которая успешно действует уже два года. В центре города это особенно заметно: на улицах Карла Маркса, Урицкого, Ленина фасады зданий чистые, и вид у них теперь другой.
Или взять ту же проблему благо-устройства дворов. Да, она остаётся острой и решается медленно. Однако за эти шесть лет удалось облагородить 31 двор и поставить 18 детских и спортивных площадок. Решаем постепенно проблемы со стихийными парковками во дворах. В моём округе 26 образовательных учреждений. Такого количества вузов, колледжей, школ, домов творчества больше по городским округам нет нигде. Понятно, что дворы всех соседних домов каждый день заполнялись машинами преподавателей и студентов, пока мы не начали устанавливать шлагбаумы, электронные калитки, ограничивать въезды во дворы. Теперь жильцы могут хоть с детьми выйти погулять, а мусоровозка может доехать до контейнера. Ликвидировали сквозные проезды через дворы: по Киевской, Пионерскому переулку, Сурикова, Марата раньше буквально гонки устраивались. Вообще жители сами решают, как им лучше обустроить двор. Мы обязательно предварительно собираемся, обсуждаем, вместе планируем, как формировать придомовую территорию. Зачастую начинать приходится со сноса старых кладовок, сараев, гаражей без документов. Например, из двора по улице Свердлова, 8, вывезли 21 самовольно установленный гараж. Можете себе представить, что там творилось! Администрация Правобережного округа оказывает реальную помощь в нашем с жителями стремлении навести порядок во дворах.
Ещё один результат моей работы связан с ликвидацией автостоянки под Глазковским мостом. При этом планировалось решить несколько задач. Прежде всего следовало позаботиться о безопасности инженерного сооружения, которое является историческим памятником. О какой безопасности может идти речь, когда под ним стоят цистерны с бензином? Но не надо забывать и о нарушении ансамбля примыкающей к мосту территории. Это, к сожалению, уже случилось, когда неподалёку от храма, на месте спортивной площадки был построен современный бизнес-центр. Убрав автостоянку, мы открыли видовые коридоры предмостового пространства хотя бы с одной стороны. При этом освободилась приличная площадь, и по многочисленным просьбам жителей я добиваюсь, чтобы там появился спортивный объект. Уже проведены совещания с градостроительным комитетом, комитетом городского обустройства, главой и специалистами Правобережного округа Иркутска. Все одобрили идею восстановления в этом месте спортивной инфраструктуры. При формировании бюджета на следующий год будем добиваться выделения средств на эти мероприятия.
Каждые полгода формируется план работы Думы из вопросов, охватывающих наиболее острые проблемы города, которые депутаты инициируют рассмотреть в следующем периоде. На первое полугодие 2016 года у меня предварительно в списке 25 таких вопросов. Вот они, на трёх листах. Здесь и проблема ветхого и аварийного жилья, и водоснабжение и водоотведение в неблагоустроенных домах, и работа по восстановлению памятников архитектуры, и вопросы безопасности населения. Большой блок вопросов касается незаконного строительства, так называемой точечной застройки. Что из этого списка попадёт в общий план городской Думы, пока не знаю. Да и не всё запланированное и принятое в работу, к сожалению, доводится до конца.
– Были хорошие проекты, предложенные вами, которые сорвались?
– Ещё в прошлом созыве я ставил серьёзные вопросы, касающиеся безопасности жизни иркутян. В конце концов была разработана и наполнена деньгами целевая муниципальная программа «Безопасный город», рассчитанная на три года. В качестве пилотного проекта предлагалось её опробовать на территории бывшего Кировского района. Проект включал в себя установку уличного видеонаблюдения, кнопок оперативного вызова «Гражданин – Полиция», передвижных комплексов контроля с передачей данных в центр обработки, тревожных кнопок в образовательных учреждениях, видеокамер в местах проведения массовых мероприятий и других современных телекоммуникационных и информационных технологий. Это позволило бы и преступность на улицах сократить, и порядок на дорогах навести, и защитить население в случае чрезвычайных ситуаций. Но сейчас финансирование программы приостановлено, и даже внедрение пилотного проекта на будущий год под большим вопросом. Однако крест на этой программе ставить рано: администрация города ищет частных инвесторов, чтобы внедрить намеченное.
В своём избирательном округе я принимаю все возможные меры, пытаясь обеспечить безопасность жителей и гостей Иркутска силами охранного агентства «Арсенал», которым руковожу. На протяжении шести лет два экипажа групп быстрого реагирования охраняют покой людей в Кировском районе. По звонку жителей на круглосуточную «горячую линию» выезжают машины с надписью на борту «ДНД Арсенал». Кто-то шумит во дворе, громко играет музыка, где-то завязалась драка – мы приезжаем раньше полиции, буквально через три-пять минут после сигнала. А телефон нашей «горячей линии» можно найти на каждом подъезде, его наизусть знают старшие по домам. Между прочим, безобразий стало меньше – об этом говорит и сокращение количества звонков.
При подготовке к реализации проекта «Безопасный город» удалось внедрить несколько моих предложений. Так, появился единый телефонный номер 112 и единая диспетчерская служба – ЕДДЦ города Иркутска, которая оперативно обрабатывает входящие звонки и переадресует их в МЧС, полицию, скорую медицинскую помощь и аварийные службы. В основном реализованы планы, связанные с обеспечением безопасности детей в образовательных учреждениях. Так, большинство школ и детских садов получили новое ограждение по периметру, и в них смонтированы системы видеонаблюдения. Просматриваются и здание внутри, и прилегающая территория; а информация с видеокамер выведена в единый диспетчерский центр города Иркутска. На сегодняшний день дежурное подразделение полиции, получив тревожный сигнал из школы о ЧП, может подключиться к каналу связи и получить у себя картинку в режиме реального времени. Такая система скоро будет работать по всему городу. Требование времени, чтобы и в крупных торговых центрах, и в местах скопления людей действовали подобные меры безопасности.
– Вы ведь работаете в Думе на неосвобождённой основе. Много времени уделяете депутатской работе?
– Где-то 50% рабочего дня уходит на общественную работу. Причём заниматься приходится на первый взгляд всякими мелочами. Вот деревья не подрезали годами, по тротуару не пройти на улице 5-й Армии – добился, чтобы на следующий год администрация запланировала формовочную подрезку. Ночные гонщики собираются в сквере Кирова – предлагал унять их с помощью лежачих полицейских, но ГИБДД не соглашается, ссылаясь на ГОСТы. Особая тема – общественные туалеты. Пять лет обсуждаем эту проблему на различных комиссиях, слушаниях, привлекаем туристическое сообщество – пока сдвинуть с места не удаётся.
– Такие «мелочи» и мешают нам жить нормально.
– Вот и я о том же. Я в этом городе родился, окончил здесь школу № 11. Мне больно смотреть, в каких условиях воспитываются дети. В моём округе ни одна школа не соответствует стандартам по устройству спортивных площадок и прогулочных территорий. Уже три года я поднимаю вопрос о проведении ревизии земель, прилегающих к школам. Если земля муниципальная, следует передать её детям. Для 17-й школы мы нашли неплохой вариант: к ней примыкает памятник архитектуры – доходный дом Ишеева с 14 сотками земли. Город готов отреставрировать здание за свои деньги и отдать его школе под дополнительное образование. Администрация и Дума Иркутска поддерживают это предложение, но необходимо решение областной власти.
Дети и старики, на мой взгляд, требуют особого внимания. В 19-м избирательном округе много ветеранских организаций, но отдельное место занимает Дом ветеранов войны и тыла, расположенный на ул. Богдана Хмельницкого, 4, в котором проживает более сотни ветеранов. Благодаря новому мэру Дмитрию Викторовичу Бердникову, огромное ему надо сказать спасибо, открыли недавно там социальный магазин «Ветеран». И прежде много раз пытались, но всё какие-то препятствия не давали ему нормально работать: то аренда высокая, то с оборудованием проблемы, то с поставщиками. Пока мэр не вмешался и не решил проблему. Ветераны теперь довольны.
– А помощники среди жителей у вас есть, поддерживают вас товарищества собственников жилья?
– В моём округе нет ни одного ТОСа, так сложилось, но активистов много, особенно среди пожилых людей. Они не только жалуются, но подкидывают мне много ценных идей. Очень важно, чтобы горожане не оставались в стороне от перемен и чувствовали себя участниками того, что происходит вокруг. Вот сейчас обсуждается проект общегородского парка, который охватит территорию островов Юность, Конный, Шишиловский. На следующих слушаниях будет обсуждаться его концепция. Эта идея способна, по-моему, объединить горожан. Например, можно поддержать местного производителя и на его продуктах разместить информацию: рубль наценки на пачку масла или коробку молока пойдёт на строительство городского парка. Вот и соберём всем миром целевые деньги, обустроим любимое место отдыха для всех горожан, чтобы и наши правнуки там отдыхали и вспоминали нас добрым словом.
Предпринимателей, которые выпускают нужную горожанам продукцию, всё равно надо поддерживать, у нас ведь, по сути, промышленности в городе почти нет. О доходной части бюджета нужно заботиться, сделать инвесторам привлекательные предложения для размещения производства и создания новых рабочих мест. Это не по-хозяйски, когда так много предприятий, работающих в городе, зарегистрированы в Москве. А значит, и все налоги идут туда, а не в городскую казну.
– Про вас говорят, что вы въедливый, требовательный и не успокоитесь, пока не добьётесь своего.
– А иначе зачем и браться? Легко депутату ничего не даётся, в основном всё приходится пробивать: убеждать, добиваться финансирования. Зато потом какое чувство удовлетворения! Вот три года добиваюсь ремонта гимнастического зала «Юность» в бывшем Дворце пионеров. Там окна деревянные, через щели дует, дети занимаются при температуре 12 градусов зимой. Проект пробили, но денег не нашли, за 2 года он успел устареть, но нынче вернулись к нему, сделали корректировку. И, главное, 11 миллионов рублей уже заложили в бюджет. В феврале будущего года начинаем работы. Как не радоваться! Разбираемся с проблемами, отстаиваем потихоньку интересы жителей. Я думаю, что всё равно изменения к лучшему в городе есть и будут. Видно, что новый мэр и его команда заинтересованы в улучшении жизни иркутян. Мэр работает, наверное, по 14 часов или даже больше. С работы я возвращаюсь поздно, но у него всегда горит свет в кабинете.