«Моя главная цель – найти себя»
После того, как её назвали «Лучшим учеником года – 2015» (ЛУГ), от волнения она долго не могла остановить слёзы. Плакала, когда получала награду. Плакала, когда делала общую фотографию с конкурсантами. Плакала, когда говорила с журналистами. Школьница никак не ожидала, что со сцены детского культурного центра «Дружба» министр образования Иркутской области Валентина Перегудова, называя победителя, скажет: «Яна Панфилова, Усть-Кутский район». За это звание четыре дня в ОЦ «Галактика» она соревновалась с 46 учениками из разных уголков региона. Теперь одиннадцатиклассница из школы № 4 города Усть-Кут будет представлена на присуждение премии губернатора и станет кандидатом на присуждение премии президента РФ. После церемонии закрытия Яна рассказала «Ступенькам» про участие в конкурсе, увлечение музыкой и о выборе профессии.
– Думала, что станешь «Лучшим учеником года»?
– Я не ожидала, что вообще попаду в финал.
– Что было самым сложным?
– Конкурс «Социальное партнёрство», потому что не умею импровизировать. Я представляла проект «Центр для глухонемых детей». Когда рассказывала модераторам про проект, те спросили: «Что вы можете предложить для сообщества молодых мам?» Я растерялась, пришлось импровизировать, кажется, наговорила какую-то чушь. Это весело, с тобой играют, но тогда я очень волновалась, хорошо, что ребята поддерживали, успокаивали.
– А правда, на этом конкурсе не чувствуется конкуренция?
– Да, совершенно. На муниципальном этапе, помню, все так друг на друга смотрели, у них во взгляде было: «Да я тебя сделаю!» А на ЛУГе думаешь: «Да мне всё равно, какое место я займу. Меня окружают хорошие люди. Подарки будут в любом случае. И я могу отдохнуть».
– За счёт чего сглаживается конкуренция?
– Создана домашняя атмосфера. Оргкомитет этого максимально добился. Все эти наши собрания, психологические тренинги. Все сядут в кружочек, песни поют, говорят по душам. На последнем нашем собрании сидим, разговариваем, и уже всхлипы слышно, девочки плачут, а я их успокаиваю. А вот у меня тогда слёз не было, зато на закрытии я расплакалась.
– Конкурс тебя как-то изменил? Что он дал тебе?
– Та Яна, которая была пять дней назад, и та Яна, которая сейчас, можно сказать, два разных человека. На конкурсе я получила колоссальный опыт! Здесь можно научиться вести себя, социально адаптироваться. Я не такой человек, кто легко общается с людьми. Временами я бываю общительной, временами нет, скажем так. А за эти дни я была открыта для общения всем. И ещё с инициативными, активными ребятами, которые везде всё пытаются успеть, мне легко общаться, мне с ними нравится, это мои люди.
– На одном из финальных конкурсов «Мастер-класс» во время своего выступления ты вызвала нескольких добровольцев из зала, дала им в руки музыкальные инструменты, и за несколько минут вы вместе смогли сыграть мелодию. Как тебе пришла идея создать мини-оркестр?
– Я десятый год учусь играть на фортепиано. Музыкальную школу я уже окончила, и сейчас для себя занимаюсь в профильном классе. Сначала думала показать мастер-класс по игре на фортепиано. Но у нас хронометраж был семь минут, а за такое время невозможно чему-то научить. Как-то с моим руководителем и завучем обсуждали, что можно было бы показать, и тут мы подумали про ритм песни. У нас в кабинете физики в лаборантской кто-то забыл барабан, а у меня дома лежали барабанные палочки. Потом я нашла маракасы, подумала, что они неплохо бы звучали. И затем пошла в свою музыкальную школу, чтобы найти ещё какой-нибудь инструмент. Мне там дали коробочку детских инструментов, и оттуда я взяла бубен. Но тут встал вопрос, что можно сыграть, и я почему-то подумала про «Танец маленьких лебедей». Мои руководители говорят: «А научи-ка нас быстренько на пианино её играть». А там как раз всего две ноты в аккомпанементе, я им показываю, они ритм выдерживают. Так родился мой мастер-класс.
– Ты столько лет занимаешься музыкой. А что тебе нравится играть?
– Из классики мне нравится начало XX века – Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, романтики. В такой музыке ритм сильно не выдерживаешь и играешь на чувствах и эмоциях. Тогда я абстрагируюсь от всего. И то, что я чувствую, выплёскиваю в инструмент. Это помогает справляться с эмоциями.
– Какую музыку ты слушаешь?
– Мне нравится качественный вокал. Я люблю Муслима Магомаева. Слушаю рок. Больше нравится рок 80-х: Scorpions, Queen. Группу Nirvana люблю, их песни очень здорово на фортепиано играть.
– Помимо музыки, есть ещё какие-то увлечения?
– Мне нравится играть в волейбол. С нами в школе раньше занималась учительница по физкультуре, а с прошлого года приглашённый тренер, профессиональный волейболист. И у нас тренировки стали проходить намного жёстче.
– Участвуешь в самоуправлении?
– Да, вхожу в общественный молодёжный парламент «Прометей». В городе из десяти учебных заведений отбираются в парламент по два человека. В этом году в девятый созыв от школы избралась я. На председателя или зама я не баллотировалась. Пока не готова брать такую ответственность: ведь это работа по организации других.
– В школе как учишься? В каких предметах ты сильна?
– Я отличница. Но технические предметы нравятся больше. А иногда, бывает, вдохновение накатит и на изучение литературы и русского.
– Как это помогло справиться на конкурсе с эссе? Слова Максима Горького «Всему хорошему во мне я обязан книгам» стали темой сочинения. Ты любишь читать?
– По баллам за эссе на шестом месте была. Книги читаю, правда, последнее время не так много, как хотелось бы. В последнее время заинтересовалась антиутопией. Недавно прочла «Мы» Замятина. Мне понравилось. Но чёткий математический мир, помешанные на интеграле люди – это так дико. А в планах теперь «1984» Оруэлла.
– В этом году ты выпускаешься. Уже знаешь, куда будешь поступать?
– Не знаю пока. Вообще хотелось в НГТУ на техническую специальность, ну как хотелось… Просто сейчас востребованные профессии: инженер, программист.
– То есть ты будешь выбирать профессию потому, что она востребована, а не потому, что душа к ней лежит?
– Я пока не могу определиться, к чему у меня душа лежит. Тесты на профориентацию выдают либо «человек искусства», либо «человек-знак», а это как раз работа с таблицами, цифрами. А я очень хорошо запоминаю цифры. И мне нравится решать задачи, выводить формулы, вникать во всё это. Это мне интересно.
– А какая у тебя сейчас главная цель?
– Моя главная цель – найти себя, понять, кем я хочу стать.