издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Корысти ради

80-летняя ангарчанка едва не лишилась квартиры из-за ушлой соседки

О том, что 80-летняя Анна Васильевна живёт одна, недомогает и нуждается в постоянном уходе, знали практически все соседи по подъезду. Старушка была разговорчивой и частенько делилась со знакомыми своими переживаниями. Взрослый сын никакой помощи больной матери не оказывал, не навещал и даже не звонил. Анна Васильевна переживала, что и в последний путь её отправить будет некому. Для престарелой женщины, посещавшей церковь, было важно, чтобы после её смерти заказали отпевание и похороны были организованы по православным обрядам.

Ещё Анна Васильевна просила соседок посоветовать, где найти помощницу по дому. Платить, правда, за услуги ей было нечем. Но благоустроенная квартира в 92-м квартале, где она проживала, была оформлена в собственность. Оставлять недвижимость единственному наследнику – сыну, отношения с которым были разорваны, старушка не собиралась. Анна Васильевна всем говорила о своём желании: найти бы доброго человека, который согласится ухаживать за ней до конца её дней, а после кончины организует достойные похороны. Уж она бы в долгу не осталась. Престарелая женщина была готова немедленно оформить документы, чтобы после её смерти приватизированная жилплощадь досталась человеку, который скрасит ей последние годы. 

И «доброхот» вскоре объявился. Соседка Наталья согласилась взять на себя все заботы о бабушке – и тщательный уход, и похороны по всем церковным правилам. Договорились, что взамен Наталья получит права на квартиру бабушки после её смерти. Юристка, которую нашла всё та же соседка, заверила Анну Васильевну, что её воля будет исполнена в точности, нечего и переживать. Старушка полностью доверилась соседке и поставила свои подписи под всеми бумагами, которые подготовили для них в агентстве недвижимости «Новоселье». В феврале 2013 года Анна Васильевна получила папочку с документами. Сверху лежал договор, в соответствии с которым соседка обязывалась за ней ухаживать, и про достойные похороны пункт тоже имелся. Старушка совсем успокоилась. Наталья, и правда, стала ей помогать, правда, приходила не слишком часто.

Но эта идиллия длилась недолго. Вскоре бабушка опять осталась один на один со своими хворями и бытовыми проблемами. Соседка навещала её всё реже, а потом и вовсе прекратила визиты. Громом среди ясного неба стала для Анны Васильевны майская квитанция из ЖЭКа, в которой собственником её квартиры значилась «благодетельница» Наталья. Расстроенная женщина отправилась в паспортный стол управляющей компании, захватив с собой пресловутую папочку с договором, заключённым с соседкой. Паспортистка ООО «АЖК», заглянув в бумаги, пояснила старушке: её квартира продана, причём ею же самой, в чём она собственноручно расписалась. И договор купли-продажи оформлен по всем правилам. Между прочим, указано, что Анна Васильевна получила в уплату за проданную недвижимость 950 тысяч рублей. Просто этот документик в папочке оказался прикрыт сверху договором об обязательствах покупателя квартиры по уходу за престарелым человеком в порядке… благотворительной деятельности. 

Вскоре все во дворе узнали от доверчивой старушки, что она, по её же собственному выражению, натворила. Соседи, конечно, ей сочувствовали, и, надо сказать, никто не отказался пойти в суд и дать свидетельские показания. 

Гражданское дело о признании недействительной сделки купли-продажи недвижимости рассматривал Ангарский городской суд. Представителем ответчицы оказалась та самая юристка, которая консультировала бабусю по просьбе её соседки Натальи и заверяла, что беспокоиться не о чем. Она и в суде не скупилась на голословные заверения. Старушка, мол, прекрасно знала, что делала, когда подписывала документы на продажу квартиры.  Сама якобы назначила такую низкую цену на недвижимость, и деньги получила все до копеечки. Вот только плоховато эта юристка готовилась к судебным слушаниям: на одном заседании заявила, что почти миллион бабка получила на руки в агентстве недвижимости, на другом заседании – будто наличку покупатель вручила продавцу дома накануне сделки под расписку. Естественно, расписка не сохранилась. 

Изучив документы и выслушав многочисленных свидетелей, которые пришли защитить права обманутой бабушки, суд признал сделку купли-продажи притворной. Стороны фактически не исполнили её ­условия: бабушка оставалась жить в тех же стенах, несмотря на подписанный ею акт передачи квартиры, а соседка не заплатила за своё приобретение ни копейки. Зачем, если покупатель уже одной ногой в могиле? 

Ангарский городской суд признал договор сделки о продаже квартиры недействительным и потребовал возвратить стороны в первоначальное положение: недвижимость вернуть истице в собственность. Решение суда является достаточным основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на жилое помещение. 

Бабушка просила суд также отменить и действие второго документа – об оказании услуг по уходу за пожилым человеком. Но этот безвозмездный договор суд как раз оставил в силе. Вместе с пунктом, что так называемый «доброволец» обязуется за свой счёт похоронить «благополучателя». 

Решение пока не вступило в законную силу и, возможно, будет обжаловаться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры