«Имя этой весны…»
К 120-летию со дня рождения актрисы Александры Перегонец
Согласитесь, всегда приятно в далёких от Иркутска местах встретить какое-то знакомое и яркое имя, связанное с историей культуры нашего края. Так случилось нынешним летом в городе Симферополе, где гастролировал Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова. Имя актрисы Александры Перегонец уже подзабыто в Иркутске, но очень известно в Крыму. Удивительная талантливая актриса и одна из организаторов подпольной группы «Сокол» с другими артистами и работниками Крымгостеатра была зверски убита фашистами в 1944 году. 15 ноября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения Александры Фёдоровны Перегонец, заслуженной артистки республики.
Шура Перегонец была сибирячкой, она родилась в Кузнецке, городе в Томской губернии. В 1897 году семья исправника по горному делу Фёдора Егоровича и его жены Марии Матвеевны (урождённой Бахметьевой) с пятью детьми (Лев, Фёдор, Владимир, Мария и Александра) переехала в Калугу. В 1901 году ушёл из жизни Фёдор Егорович Перегонец, не дожив до 60 лет. Мария Матвеевна старалась не пасть духом и все силы прилагала для того, чтобы семья, оставшаяся без кормильца, могла иметь средства к существованию. Сыновья пошли по военной службе, продолжив дело отца и деда. Дочь Мария, обаятельная и артистичная, играла на рояле и, обладая низким от природы, грудным голосом, прекрасно пела. Ни на кого не похожей в семье была Шура, которая слыла дикаркой. Поступление в гимназию, новые знакомства, общение побудили в юной девушке большую тягу к искусству. Особый интерес проявляли гимназисты к сценическому ремеслу.
Руководителем театральной секции при офицерском клубе был подполковник пехоты, истинный подвижник и энтузиаст своего дела Фёдор Павлович Наттер, учившийся в Московском военном училище в то время, когда на сцене Малого блистали знаменитые артисты: Южин, Ермолова, Стрепетова, Ленский, Федотова, а в Каретном Ряду, в театре «Эрмитаж», давал свои первые спектакли Московский художественный общедоступный театр – будущий МХАТ.
На одном из детских утренников в клубе офицеров Шура Перегонец исполняла роль Весны. Девочка была одета в лёгкое светлое платье, в её пышные светлые волосы были аккуратно вплетены красивые цветы. Образ женственности, милой сердечной лёгкости, любви и доброты пронесла актриса через всю свою жизнь и творчество, оставаясь удивительно мягкой, светлой, лиричной, невзирая на все жизненные тяготы и невзгоды.
В июне 1914 года, окончив Калужскую женскую гимназию и выбрав для себя специальность историка, Александра Перегонец уезжает в Петербург. В этом городе находилась Школа сценических ис-
кусств. Там под руководством замечательного артиста, режиссёра и педагога Андрея Павловича Петровского предстояло учиться Александре три года. Через два месяца пребывания в школе Перегонец была переведена на 2-й курс. «Она почти актриса», – говорил тогда Петровский.
Отрывки, эпизоды, роли… В интересной современной драматургии – Чехов, Гауптман, Метерлинк, Ибсен – упрочилось амплуа, определённое для актрисы педагогом Петровским – инженю и травести. Одной из выпускных ролей Перегонец в школе стала Лиза Бенш в драме Гауптмана «Микаэль Крамер». В этой роли среди пяти лучших учеников выступила Александра Перегонец на спецпоказе в Александринском театре. Летом 1916 года Перегонец приглашена в Петрозаводск. Встреча и дальнейшая работа с режиссёром Борисом Бертельсом стала одним из интересных периодов в творчестве актрисы. Потом Александра Перегонец вернулась в родную Калугу, где в Театре миниатюр на Троицкой настал её звёздный час. Девочка-гимназистка в одноактной пьесе по произведению Аркадия Аверченко «Галочка», Ванька Жуков с полным отчаяния письмом-монологом «на деревню дедушке», внучка фрейлины Екатерины II Лизетта из картинки Беляева «Старый Петергоф» – сценические миниатюры были сыграны ярко и талантливо.
Участвовала Александра Фёдоровна и в спектаклях другого экспериментального театрального коллектива Петрограда тех лет – «Привале комедиантов», где в стремлении к максимальному сближению двух пространств – зала и сцены – актёров и зрителей разделяли лишь несколько ступеней.
1917 год Перегонец встретила в Новороссийске, где в летнем сезоне сыграла несколько интересных ролей. Но подошёл к концу август, и Перегонец возвращается в Петроград. На смену закрывшемуся театру миниатюр пришёл театр-кабаре «Би-ба-бо». Но главным образом судьба актрисы в эти годы связана с театром на Большом проспекте Петроградской стороны и его режиссёром Борисом Бертельсом. Литературной основой репертуара кабаре заведовал «богемный поэт» Николай Агнивцев, с которым Александру Фёдоровну многие годы связывали тёплые дружеские отношения. В кабаре «Би-ба-бо» Перегонец знакомится с актёром Иваном Вольским, ставшим не только большим помощником Бертельсу в организации всех его театральных программ, но и мужем актрисы.
Начинался новый исторический период России; через год после революции многие театры Петрограда были ликвидированы, артисты попросту лишились своей работы, куска хлеба. Осень 1918 года Александра Фёдоровна с Агнивцевым, Вольским и другими актёрами встретила в Киеве. В создании театра «Кривой Джимми» принимал участие Константин (Котэ) Марджанов, знакомство с которым состоялось ещё в Петербурге: эта встреча повлияла на творчество актрисы, оставив в душе и сердце добрые и светлые воспоминания о работе с мастером. Вскоре театр переезжает из Киева в Харьков, затем совершает гастрольные поездки по югу России, работая в Краснодаре, Ростове, Минеральных Водах, Новороссийске.
В декабре 1920 года в Тифлисе прошёл первый бенефис актрисы: Перегонец исполнила центральную роль в фантазии Ю. Беляева «Путаница». Критик С. Абашидзе писал тогда: «На старости лет, когда вы вспомните весну своей жизни, её блеск и сладость, вам представляется существо, полное грации. Имя этой весны и радости – Александра Фёдоровна Перегонец…».
С весны 1922 года Александра Фёдоровна служит в Москве, в коллективе «Кривого Джимми» и театре «Комедия» (бывшем театре Корша). С первой роли – Елизаветы Валуа в театре «Комедия» – начался новый этап творческой жизни актрисы на драматической сцене.
Большая интересная работа ожидала Александру Перегонец в кино. По приглашению вернувшегося в Россию из эмиграции знаменитого режиссёра Якова Протазанова, приступившего в 1924 году к съёмкам классического немого фильма по фантастическому роману Толстого «Аэлита», актриса после успешных кинопроб была утверждена на роль рабыни Ихошки, фрейлины королевы Марса Аэлиты. Показам фильма, начавшимся в конце сентября 1924 года в Москве и продолжившимся в Ленинграде, Казани, Ижевске, неизменно сопутствовал успех. По какому-то мистическому стечению обстоятельств её Ихошка погибает от рук «марсианских фашистов» (могла ли она тогда знать, что спустя 20 лет примет жуткую, мучительную смерть от немцев, захвативших Симферополь и буквально растерзавших актрису?)…
На театральных подмостках Перегонец вновь ждали перемены. Она получает сразу два приглашения: одно – в труппу к Шлуглейту в Казань, другое – в Ленинградский БДТ. Выбор был сделан в пользу первого коллектива. Зимний сезон 1924-1925 годов Александра Фёдоровна встретила в Казани: знаменитый театральный директор Мориц Миронович Шлуглейт пригласил ранее работавших с ним артистов в создававшийся там филиал театра Корша. Потом были Петрозаводск, куда Перегонец приехала летом 1925 года по приглашению своего давнего друга режиссёра Бертельса, и Ленинград.
Работая в Казани, в коллективе, руководимом Шлуглейтом, Перегонец знакомится с молодым актёром Анатолием Ивановичем Добкевичем. Москвич, получивший прекрасное образование в филармоническом училище, он после работы в театре Корша осенью 1916 года был мобилизован на военную службу и отправлен на фронт. Постепенно влюблённость переросла в настоящее, глубокое и сильное, чувство. На зимний сезон 1926-1927 годов ими был подписан договор с театральным коллективом Иваново-Вознесенска.
Возвращение Перегонец в труппу театра Корша связано с именами режиссёра Владимира Торского и Морица Шлуглейта. В течение нескольких месяцев этот коллектив совершает большую гастрольную поездку по Дальнему Востоку, даёт спектакли в Красноярске и Минусинске, Чите и Благовещенске, Хабаровске, Уссурийске, Владивостоке и Харбине.
Лето 1927 года Александра Фёдоровна с коллективом коршевцев встретила в Иркутске и провела здесь почти год. В сибирском городе её восхитило многое: сам город с его давними культурными традициями, прекрасная удивительная погода (даже ноябрь в тот год стоял необычайно тёплый) и, конечно, Ангара, величественная и прозрачная. Как писал в своих воспоминаниях известный впоследствии режиссёр, заслуженный артист РСФСР Владимир Торский: «Это был триумфальный сезон. Отсюда началось покорение Сибири!» И действительно, не было, наверное, в ту пору ни одного, даже самого маленького, сибирского города, в который бы не приезжал со своими спектаклями театр Сибкорша на протяжении шести лет работы в нашем крае.
19 декабря 1927 года при огромном стечении публики состоялся 30-летний юбилей Иркутского театра. Тут необходимо внести небольшую поправку. Дело в том, что три десятилетия своего существования отмечало здание, построенное по проекту известного архитектора Виктора Шретера за три с небольшим года и открытое в сентябре 1897 года спектаклем по пьесе Гоголя «Ревизор». Знаменито и посещаемо оно сегодня, как и сто с лишним лет назад, огромным количеством зрителей, как коренных иркутян – больших любителей подлинного сценического искусства, так и гостей нашего старинного города. Целую галерею запоминающихся сценических образов создала Александра Перегонец на сценах театров Сибири, в их числе: прекрасная принцесса Турандот, Марья Антоновна в «Ревизоре», Полинька в «Доходном месте», Луиза в «Коварстве и любви», Людмила в «Квадратуре круга», Лиза в «Горе от ума»…
После Иркутска театр Сибкорша держал путь в Красноярск. В январе 1930 года, показав несколько спектаклей в селе Уяр, коллектив вернулся в Красноярск, где через несколько дней случилась непоправимая беда. Крещенским утром здание театра охватил пожар, оно напоминало горящий факел: возгорание, начавшееся со сцены, молниеносно распространилось по всем уголкам, оставив нетронутой лишь переднюю часть здания. В предоставленном городскими властями кинотеатре вскоре закипела работа, и коллектив Сибкорша продолжил свой творческий путь. А летом 1930 года состоялась гастрольная поездка театра в город рождения актрисы – Кузнецк.
С большим интересом во время отпуска Перегонец и Добкевич выезжали в Москву и Петербург, стараясь как можно чаще посещать спектакли прославленных столичных театров: Малого, Художественного, Камерного, БДТ. С осени 1931 года жизнь и творчество Александры Фёдоровны и Анатолия Ивановича связаны с Крымом. Здесь они остались навсегда… Этот период был одним из самых интересных и плодотворных, но вместе с тем и самым трагическим в их жизни. Великолепные роли, сыгранные на сценах Севастопольского и Симферопольского театров: Диана в «Собаке на сене», Нора в пьесе Ибсена, Луиза в «Коварстве и любви», королева Анна в «Стакане воды», Настя в горьковской пьесе «На дне», Маня в «Чужом ребёнке», Наташа в «Чудесном сплаве», – остались в памяти благодарных зрителей.
Работа в новом театральном коллективе подарила новые интересные знакомства, удивительные моменты сценического партнёрства с Татьяной Битрих-Еремеевой, Владимиром Кенигсоном, Михаилом Куликовским, Михаилом Названовым. Об одном из них, Михаиле Алексеевиче Куликовском, корифее режиссёрского мастерства, нужно сказать особо. Фигура эта как для Иркутска, так и для театральной России уникальная и легендарная. Артист, выпускник Школы русской драмы при Александринском театре, Михаил Алексеевич был в 1950-х годах одним из лидеров Иркутского областного драмтеатра, позднее более 30 лет плодотворно работал на Кубани, возглавляя Краснодарский театр имени Горького, где был удостоен высшего признания в искусстве, став народным артистом СССР. А тогда, в 30-е годы в Крыму, молодой Михаил Куликовский был партнёром Перегонец во многих спектаклях театра: Фердинанд в «Коварстве и любви», Мешем в «Стакане воды», Теодоро в «Собаке на сене».
Перед самой войной Александра Перегонец и Анатолий Добкевич были удостоены почётных званий «Заслуженный артист РСФСР» (в некоторых источниках указывается звание «Засл. арт. Крымской АССР. – Прим.авт.). Беда пришла в декабре 1941 года. По доносу бывшего актёра театра по фамилии Фрике арестован и через неделю расстрелян актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР Яков Борисович Смоленский. Менее чем через месяц обыск и арест прошли в квартире Перегонец. Мужа своего, Анатолия Ивановича, принявшего жуткую смерть от фашистов после отказа стать главой захваченного Симферополя, она больше не увидела. Не вернулась Александра Фёдоровна в свой дом, как и другие его жильцы. Холодно, темно и пусто было в комнатах, устроенных в здании театра для актёров. В эти тяжкие дни художник театра Николай Андреевич Барышев, живший в подсобке при декораторской, предложил Александре Фёдоровне принять участие в создании студии для подготовки актёров. Она ответила согласием. Сколько молодых людей удалось уберечь тогда от фашистского плена и отправки в Германию… Театр возобновил работу в конце лета 1942 года. Вскоре фашисты объявили сбор для отъезда в Германию. В случае неявки – расстрел.
Опустим события, происходившие в крымском «подполье» в годы войны (в них непосредственно участвовала Александра Фёдоровна Перегонец, которую с благодарностью ласково называли «наш Красный Крест»). Этому посвящены книги и труды многих историков, занимавшихся вопросами деятельности партизанского подпольного движения в 1940-е годы, фильм, снятый режиссёром Георгием Натансоном «Они были актёрами» с Зинаидой Кириенко в главной роли, одноимённый спектакль в Крымском театре, поставленный Анатолием Новиковым. Но нельзя не сказать о той зверской жестокости, с которой были казнены участники группы «Сокол», возглавляемой Николаем Барышевым и Александрой Перегонец. Восемь изуродованных до неузнаваемости человеческих тел были обнаружены при раскопке общей могилы близ деревни Дубки; все они приняли смерть от фашистских оккупантов за несколько дней до освобождения Симферополя…
Апрель 1944 года стал последним в жизни актрисы Перегонец. Но дорогой ей театр имени Горького не был уничтожен фашистами, он был спасён. Сохранилась и бережно передаётся из поколения в поколение память о трагически погибших его работниках: расположенная на фасаде здания академического театра мемориальная доска белого мрамора, на которой выбиты имена тех, кто отдал свои жизни во имя мира.