«Родная станция снится по ночам»
Наверное, по-другому и не может быть в жизни Геннадия Полякова, посвятившего красноярской гидроэнергетике четыре десятилетия своего трудового стажа.
Воспитанный сельским бытом, уроженец деревни Ошарово когда-то Даурского, а ныне Балахтинского района Красноярья Геннадий Поляков с юности привычен к напряжённой и ответственной работе, ковавшей крепкий волевой характер, уважение к дисциплине. Так сложилась судьба, что, несмотря на первоначальный «строительный» вектор и в среднем профессиональном образовании, и в первые годы трудовой карьеры, дорога привела Геннадия Петровича на самую главную стройку в его жизни – на Красноярскую ГЭС.
В 1971 году после армейской службы, работы в Кузбассе сибиряк вернулся в родные края на берега Енисея. Но не в Красноярск, а в Дивногорск. В это время о небольшом городке гидростроителей знала вся страна. Построенное в здешних местах грандиозное инженерное сооружение – на тот период самая мощная в мире ГЭС – уже давало электричество.
Геннадий Петрович влился в ряды работников станции – в оперативный персонал, став машинистом гидроагрегатов в турбинном цехе. Позднее возглавлял оперативную смену турбинного цеха.
В своей специальности Геннадий Поляков уверенно освоился. И как достаточно опытный специалист получил важное государственное задание. Вместе с другими коллегами-«интернационалистами» более двух лет Поляков курировал строительство и запуск в эксплуатацию гидроэлектростанции на реке Малый Заб в Ираке. В рамках соответствующего договора между странами советские инженеры следили за правильным выполнением технологических циклов при монтаже и пуске гидроагрегатов станции, занимались обучением местного персонала. Командировка оставила в памяти Геннадия Петровича немало ярких впечатлений.
– Дело даже не в том, что поездка за границу в те годы для рядового советского гражданина уже сама по себе становилась неординарным событием. Скорее свою роль сыграла экзотика, с которой мне вместе с коллегами пришлось столкнуться в арабской стране, – с улыбкой вспоминает ветеран. – Рядом с местом, где мы жили и работали, – в районе городов Мосула, Сулеймании, Киркука, Ирбиля – тогда было неспокойно. В стране курды боролись за свою независимость, и фактически это была партизанская война в северных районах Ирака, где и находилась строящаяся ГЭС «Докан». Поэтому наше место жительства держали под охраной. Правда, и каких-то страхов мы не испытывали. Провокаций в нашу сторону не было. Местные специалисты и рабочие относились к русским с уважением. Хотя в отношениях между самими арабами, как мы успели выяснить во время пребывания на иракской земле, хватало своих особенностей.
Пришлось привыкать и к бытовым нюансам. Например, вызывало любопытство, с каким вниманием на Ближнем Востоке относятся к традиции чаепития, отметил Геннадий Петрович. С интересом осваивали устоявшийся порядок приготовления чайного напитка. В частности, воду в чайничке с заваркой обычно приходилось греть на костре. Причём до кипения её не доводили, снимали с огня чуть раньше. Ещё одна особенность – арабские товарищи любили чай обильно подсластить сахаром.
Новый год отмечали тоже с местным колоритом. В клубе по месту жительства устанавливали дерево, выступавшее в роли привычной ёлочки. Наряжали тем, что было под рукой. В качестве развлечения – кино, танцы. Сплошная импровизация. В выходные по пятницам ездили в окрестные города за покупками.
– Отношение к вере там строгое, – отметил Геннадий Поляков. – Был случай с нашим коллегой: когда он ехал в такси, его водитель – из местных жителей – вдруг остановил машину на полпути, вышел из авто для того, чтобы помолиться. И только потом повёз своего пассажира дальше.
Пришлось привыкать и к климату. «Мы прилетели в Ирак в январе, а там зной, птички чирикают, на деревьях мандарины как шары на новогодней ёлке. Из-за горячего солнышка приходилось работать с раннего утра часов до 11, а потом с 16 часов и уже до вечера. В полдень делали перерыв – солнце обжигало просто, – рассказывает Геннадий Петрович. – Но ещё повезло, что работали мы на севере страны. Одному нашему коллеге из Волгограда довелось на юг съездить – в район Басры на строительство ТЭЦ, так он вернулся весь исхудавший и очумевший от пекла».
Вернувшись в Дивногорск, Поляков продолжил работу в турбинном цехе Красноярской ГЭС начальником смены. Помимо основных обязанностей не побоялся Геннадий Петрович взвалить на свои плечи ещё и груз общественных дел. Был избран секретарём партийного комитета станции. В те годы, когда государственной идеологии уделялось большое внимание, это означало абсолютное погружение в жизнь трудового коллектива.
И всё же любимая профессия оставалась для Полякова главным делом. В 1991 году поднялся ещё на одну ступеньку, приняв должность заместителя начальника турбинного цеха. Проработав в таком качестве до 2007 года, Геннадий Петрович возглавил цех. Более того, находил время для учёбы: без отрыва от производства получил высшее экономическое образование.
И даже теперь, после выхода на заслуженный отдых в 2011 году, ветеран живо интересуется текущими событиями на родном предприятии, а порой и делится опытом с работающими на станции коллегами.
– Знания все при себе, но над душой у людей стоять не люблю, подсказываю что-то лишь в том случае, если в этом действительно нуждаются, – улыбнувшись, подчеркнул Геннадий Петрович. – Другое дело – собственный интерес к производству. Мне посчастливилось работать в период масштабной реконструкции станции. На моих глазах многие из прежде регулируемых вручную технологических процессов перешли под контроль автоматики. Сегодня приятно наблюдать за результатами проделанной за два минувших десятилетия работы. Производственный комплекс Красноярской ГЭС «ЕвроСибЭнерго», если сказать образно, получил второе дыхание. Мало того, уже ставятся новые задачи по дальнейшему совершенствованию и обновлению гидроэлектростанции.
Самое важное, на мой взгляд, в том, что, несмотря на новые экономические реалии в стране, как и прежде, во главе угла на станции остаются надёжность и безопасность производства. И сохраняются лучшие традиции в жизни коллектива. Комфортная психологическая атмосфера, достойные условия труда, благодаря которым человека тянет на работу, – не менее значимый аспект, нежели внедрение нового оборудования. И пусть я теперь бываю на станции не каждый день, тем не менее сам не теряю ниточку, связывающую меня с родным предприятием. Порой станция во сне снится. Как говорится, прирос душой…