В обход Слюдянки и закона
С новым проектом строительства дороги на Байкале не согласны учёные и местные жители
Строительство нового участка федеральной дороги в обход Слюдянки запланировал ФКУ Упрдор «Южный Байкал». По проекту, маршрут пройдёт вдоль берега Байкала. Утверждён он ещё год назад на общественных слушаниях, но ни экологов, ни учёных, ни представителей профильных природоохранных ведомств на мероприятие не пригласили. Из желавших побывать на слушаниях местных жителей в зал попали лишь единицы. Сейчас все они пытаются оспорить решение строить в водоохранной зоне, рядом с объектом Всемирного наследия, федеральную дорогу. Но на кадастровой карте Росреестра уже появился отведённый под неё земельный участок.
В Слюдянке местные жители создали инициативную группу и при поддержке экологов и иркутских учёных из Института географии пытаются оспорить решение о строительстве новой объездной дороги вокруг своего посёлка на участке 104+500 – 111+680 км. Этот участок является частью федеральной трассы Р-258 (М-55). Строительство запланировал ФКУ Упрдор «Южный Байкал». Ещё год назад, 23 сентября 2014 года, на общественных слушаниях в Слюдянке был утверждён береговой маршрут прохождения трассы по Байкалу. Но в широком публичном пространстве о нём до сих пор не было известно.
Однако на минувшей неделе местные жители, создавшие инициативную группу, вместе с учёными из Института географии выступили на международной экологической конференции «Реки Сибири и Дальнего Востока», состоявшейся в Байкальске, и подробно рассказали о ситуации. Так, ведущий научный сотрудник Института географии Татьяна Калихман детально изучила протокол публичных слушаний, состоявшихся в сентябре 2014 года. По её словам, разработчик проекта – Иркутскгипродор НИИ – представил на слушаниях всего пять вариантов прохождения трассы.
– На мой взгляд, три из них вообще были формальными и не требовали обсуждения. Посмотрите сами: красная линия на карте – та самая трасса, по которой сегодня следует транспорт. Непонятно, зачем она была представлена, если уже действует, – Татьяна Калихман показывает схему вариантов прохождения трассы, разработанную Иркутскгипродор НИИ. – Рядом с ней ещё две линии, тёмно-зелёная и тёмно-синяя, проходят параллельно существующей трассе, но на соседних улицах. А вот по двум другим вариантам действительно было живое и важное обсуждение. Это – розовая линия, предполагающая строительство по горной местности, где, собственно, и идёт почти на всём своём протяжении вдоль Байкала М-55; и жёлтая, та, по которой, на мой взгляд, навязали решение организаторы слушаний.
Последний, прибрежный, вариант трассы, утверждённый на слушаниях, по мнению учёного, является вообще невозможным, если смотреть на ситуацию с точки зрения экологического законодательства.
– В документах, которые я видела по этому варианту дороги, она якобы проходит в 3 км от озера. При этом в протоколах слушаний фигурирует другая цифра – 35–60 метров от уреза воды, от Байкала, который, напомню, является объектом Всемирного наследия, – говорит Калихман.
Сотрудник института подготовила и направила в природоохранную комиссию Русского географического общества своё экспертное заключение относительно того, как повлияет на экосистему территории новая дорога. По её словам, этот, казалось бы, небольшой участок вдоль берега имеет важное значение для гидрологического режима озера: вплотную к области предполагаемого строительства прилегают северные склоны Хамар-Дабана, где выпадает самое большое годовое количество осадков (снег и дождь) как по Иркутской области в целом, так и по всему Байкалу. Именно отсюда в Байкал поступает большой сток грунтовых и поверхностных вод. Вдоль всего северного хребта (в том числе и в районе Слюдянки) тянутся заболоченные земли – они служат фильтром для вод, поступающих в Байкал. А также позволяют избежать серьёзных наводнений в городе, так как являются своего рода резервуаром для излишних объёмов воды, стекающих с гор.
– Всем известно, что на этой сложной федеральной трассе, где постоянно сохраняется интенсивное движение крупногабаритного транспорта и легковых машин, для безопасности передвижения зимой всегда используются противогололёдные химические реагенты. Но посыпать ими дорогу в 30 метрах от Байкала крайне опасно, всё будет стекать в озеро, – комментирует эксперт.
Кроме того, в пределах территории, где должна пройти объездная трасса, находятся два действующих памятника природы Иркутской области: «Ирис сглаженный» – участок с заболоченным озером, одно из двух мест в регионе, где произрастает это растение (второй – в Бодайбинском районе), и «Шаманский мыс». На этих участках также встречаются ценные водоплавающие животные и редкие растения – кувшинки чисто-белые. В 2014 году Институт географии СО РАН провёл инвентаризацию памятников природы и рекомендовал повысить статус с ботанического до ландшафтного.
Не согласны с новым вариантом строительства трассы и некоторые местные жители, создавшие инициативную группу, выступающую против застройки прибрежной зоны.
– Мы категорически против данного варианта строительства федеральной трассы, – комментирует житель города Слюдянки, один из руководителей инициативной группы, врач-невролог Михаил Шупруто, также выступавший на экологической конференции. – Наша группа провела небольшое неофициальное социологическое исследование в соцсетях, чтобы узнать мнение жителей Слюдянки и области. Проголосовало против прибрежного маршрута дороги около 95% из участвовавших 1800 человек.
Наиболее оптимальным вариантом дороги, по мнению Шупруто и других членов группы, является обход побережья Байкала вокруг по горному склону. Тем более что в Слюдянке в горных районах уже появляются новые жилые районы. На этих участках уже пробиты две горные дороги, которые, по сути, осталось лишь соединить между собой, чтобы получился объезд, считают горожане.
Татьяна Калихман также считает горный маршрут наиболее оптимальным с экологической и экономической точек зрения. Вред для озера будет минимальным, а затраты на стройку не столь велики, так как существенная часть горной трассы, по проекту, прошла бы по уже построенным дорогам в направлении Хамар-Дабана, в том числе по дороге, ведущей к карьеру по добыче мрамора. Частичное прохождение трассы также возможно вдоль существующих ЛЭП-500 и ЛЭП-200.
– Но на слушаниях прозвучал аргумент (я читала протокол), что это – самый дорогой вариант, только поэтому его отклонили. Зато прибрежный маршрут исполнители проекта считают экологичным. Так, в протоколе слушаний я прочла, на мой взгляд, заведомо ложные ответы на вопросы, поступившие от участников слушаний. К примеру, исполнители заявили: когда дорога проходит по берегу Байкала, это намного снижает шумовое и воздушное (от выхлопных газов автомобилей) загрязнения. При горном же варианте якобы все газы и шум отнесёт в Слюдянку. Но на самом деле на Хамар-Дабане доминируют северо-западные ветра, а значит, относ воздушных масс идёт в горы. Поэтому при горном варианте дороги благодаря естественным инверсиям загрязнения на Слюдянку вообще не попадут.
Зато шумового загрязнения, по словам учёного, вообще никак не удастся избежать: проходящую электричку можно услышать везде, где бы вы ни находились – у побережья или в горах.
Представители инициативной группы, между тем, сомневаются в чистоте проведения самой процедуры слушаний. Они обратили внимание, что на публичных слушаниях, по протоколу, обсуждался вопрос «Внесения изменений генерального плана Слюдянского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, предусматривающих изменение функциональных зон города Слюдянка для строительства автомобильной дороги Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита на участке 104+500 – км 111+680 (обход г. Слюдянка)». Но в официальной публикации в СМИ анонсировалось другое обсуждение – «Результаты работ по государственному контракту между ФКУ Упрдор «Южный Байкал» и ОАО «ИркутскгипродорНИИ» на проведение инженерных изысканий по объекту «Строительство автомобильной дороги Р-258 «Байкал».
Попасть на слушания смогли далеко не все. По словам Шупруто, запускать в помещение людей организаторы мероприятия решили строго по паспортам, о чём не предупредили заранее – соответствующая публикация в газете вышла позже срока, положенного по закону. В итоге присутствовали в зале исполнители проекта, члены муниципальной администрации и лишь несколько жителей, случайно взявших с собой паспорт.
– Нам кажется, что администрация района занималась этим вопросом келейно, скрывая от населения, которое не смогло высказать свою позицию на слушаниях, – комментирует член инициативной группы Шупруто, также случайно попавший в зал.
– На слушания не пригласили специалистов, которые оценили бы экономическую, экологическую составляющие, риски наступления катастрофических природных и техногенных явлений. Не было специалистов в области природоохраны, экспертов по метеорологическим особенностям территории, водохозяйственным вопросам, по оценке рисков опасных природных явлений. Не было представителей профильных министерств Иркутской области, общественных организаций, компаний, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность, – добавляет Татьяна Калихман. – Фактически вопрос обсуждался лишь в присутствии сотрудников мэрии и мэра Слюдянского района. В итоге проголосовали присутствовавшие большинством голосов за тот вариант, который необходим.
Присутствовавшие на конференции представители экологических организаций предложили начать сбор подписей населения против данного проекта. Сотрудник ТУ Росприроднадзора по Иркутской области пообещал организовать трёхстороннюю встречу – населения, учёных и руководителя ТУ, чтобы совместно начать работу над данным вопросом.
Однако и представители инициативной группы, и Татьяна Калихман говорят, что уже вместе направили в различные инстанции около 25–30 различных писем, в том числе в Русское географическое общество, Российскую академию наук, Главгосэкспертизу, в Красноярск, где проводится федеральная экспертиза для подобных проектов, в минприроды Иркутской области. Результатов всё это пока не принесло.
Тем временем в Слюдянке, по словам Татьяны Калихман, на прибрежной территории уже отведены земли: «На публичной кадастровой карте Росреестра мы видим, что, несмотря на отсутствие проекта строительства автотрассы, прошедшего необходимую в таких случаях экологическую госэкспертизу, и спорность прохождения дороги по берегу Байкала, появился участок, в отношении которого сообщается – выделен в целях строительства автомобильной трассы».