издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ответственность за свой выбор

  • Автор: Елена Постнова

Каждый сотрудник компании отвечает за оборудование, с которым работает. «Недоглядел, попал в аварию на автомобиле компании, допустил до управления оборудованием постороннего человека, вовремя не сообщил о возможном выходе из строя, нарушил технику безопасности – за всё придётся нести ответственность», – подчеркнул уполномоченный по этике ПАО «Иркутскэнерго» Георгий Кузьмин.

– Любое оборудование рано или поздно выходит из строя. Почему сейчас возникла необходимость отдельно поднять тему об ответственности персонала за технику, с которой он работает?

– Безусловно, бывают моменты, когда само оборудование выходит из строя: на заводе был допущен брак, или просто техника уже отслужила свой срок. Но в  последнее время в компании увеличилось количество случаев, когда оборудование выходит из строя по вине персонала. При этом сотрудники не всегда понимают, что человеческий фактор является одной из причин грубых нарушений, за которые предусмотрена ответственность. 

Перед каждым сотрудником компания несёт ряд обязательств. В свою очередь руководство холдинга рассчитывает, что и персонал в полной мере осознаёт последствия своих действий перед коллективом и потребителями. Выход из строя даже самого простого оборудования требует не только капиталовложений для его ремонта, но и привлечения дополнительных сил и средств для временной замены сломанного агрегата. В противном случае недостачу оборудования почувствует на себе потребитель. 

– Как вы считаете, в чём причина увеличения случаев поломки оборудования по вине персонала? Сотрудники расслабились, забывают о правилах работы с техникой?

– Неправильно утверждать, что произошло резкое увеличение количества поломок. И раньше оборудование ломалось по вине персонала. Но сейчас этим случаям уделяется особое внимание. В сложной экономической ситуации руководство компании стремится сократить издержки, учитывает все факторы. Обратили внимание, что порой за грубейшие ошибки, которые приводили к серьёзным инцидентам, большим капиталовложениям, сотрудникам назначалось несоизмеримо несерьёзное наказание. За вывод из строя дорогостоящего оборудования работников просто лишали 10–15% премиальных, люди не восстанавливали повреждённую технику. Отдельные работники, прекрасно понимая, что это минимальный размер штрафа, действительно расслаблялись.

Так, на одной из ТЭЦ по вине персонала произошёл сход дорогостоящего нового локомобиля. Компании был нанесён ущерб около 7 млн рублей. Это не считая того, что, пока полгода ремонтировался локомобиль, пришлось привлекать железнодорожный транспорт сторонней организации, оплачивать ей аренду. Наказание сотрудникам было мягким: руководство их лишило 10–15% премии. В течение полугода ремонта локомобиля работники получали заработную плату в полном объёме. 

Сегодня в компании заработали другие правила, которыми предусматривается 100% лишение премии и обязание оплатить ремонт техники. Соответствующие внутренние документы на уровне компании уже подписаны.

Задним числом персонал станции не заставили оплачивать поломку, но по факту было наказано руководство филиала. Важно, что руководство не должно никому делать поблажек. Ведь иначе сотрудники не будут заботиться об оборудовании, на котором работают.

– Как быть, если сотрудник выведет из строя оборудование стоимостью десятки миллионов рублей? Простой рабочий просто не сможет оплатить его ремонт.

– Перегибов не будет. Для расследования каждого случая будет создаваться специальная комиссия. Наказание будет назначаться только после выяснения всех обстоятельств и на основании выводов комиссии. Санкции будут согласовываться с этическими нормами. Перед нами не стоит цель вводить штрафы только ради самих сборов. Речь идёт о воспитании, повышении дисциплины сотрудников. Ведь компания несёт ответственность перед работником, соответственно, он тоже должен отвечать за свои поступки на работе. 

Сейчас позиция компании доводится до руководства филиалов, дочерних предприятий. Мы настаиваем на том, чтобы они в свою очередь доносили эту информацию до своих подчинённых. Это позиция не только «Иркутскэнерго», но и управляющей компании, акционеров, ГК «ЕвроСибЭнерго». 

Уже есть реальные примеры, когда сотрудники оплатили ремонт техники. В сентябре водитель автоколонны № 12 (Братск) «Иркутскэнерготранса» за рулём ГАЗели попал в аварию, в которой пострадали ещё два частных автомобиля. ДТП произошло по вине нашего водителя. Ему был объявлен выговор, по итогам работы за месяц его лишили 100% премии, кроме того, водитель написал расписку о том, что обязуется восстановить автомобиль. Водителю пришлось проходить внеочередную проверку знаний ПДД. 

– Этот случай с братским водителем – единственный за последнее время?

– К сожалению, нет. Также в сентябре водитель автоколонны № 6 ТЭЦ 11 в Усолье-Сибирском попал в серьёзную аварию. У автомобиля «ЗИЛ» была деформирована крыша кабины, разбито лобовое и заднее стёкла, вылетели стёкла и в дверях. Был разрушен деревянный борт кузова, деформирован передний бампер, повреждена передняя правая цапфа. Но транспортное средство было и так изношено, так что комиссия признала восстановление автомобиля нецелесообразным.  

Через пару дней после аварий были проведены собрания с коллективами. Рассказали о причинах ДТП, о последствиях – как для компании, так и для водителей, допустивших столкновение. Не всем понравилось наказания коллег. Но мы добились своей цели: показали, что от ответственности уйти не получится, поэтому нужно быть предельно аккуратным за рулём.

– Если сотрудник не признает своей вины, ему всё равно придётся поплатиться за вывод из строя оборудования?

– Обращаю внимание, что если при автомобильной аварии сильно повреждена техника компании, но вина за инцидент не лежит на нашем сотруднике, ему не придётся расплачиваться за чужие ошибки. В Братске и Усолье-Сибирском водители признали свою вину.

Отвечать придётся и в тех случаях, когда человек не соблюдает технику бе­зопасности и получает производственную травму. Теперь такие вопросы стоят на особом контроле. Если по технике безопасности человек должен надеть каску, он обязан это сделать. Иначе ему при травме придётся нести полную ответственность за свой выбор. Известны случаи, когда человек, проработав на предприятии несколько лет, расслабляется, забывает о безопасности, получает травму. Он не только наносит вред своему здоровью. Нужно смотреть шире: возникает ущерб производству (придётся искать замену сотруднику), наносится урон репутации компании. 

Сейчас мы рассматриваем вариант, чтобы данные уточнения включить в Свод этических стандартов и знакомить с ними не только работающий персонал, но и новых сотрудников.

– На «Неравнодушную линию» поступают сообщения о фактах нарушения техники безопасности или нанесения ущерба компании? И входит ли в обязанности уполномоченных рассматривать такие обращения?

– Пока таких сообщений не поступало. Тем не менее наши работники должны знать, что в случае возникновения подобных ситуаций, либо если у них появляются сомнения в справедливости принимаемых в отношении них решений, они всегда могут обратиться к уполномоченному по этике напрямую или по каналам «Неравнодушной линии». В свою очередь, уполномоченный предпримет все меры для разрешения проблемы. Более того, контроль за соблюдением техники безопасности на предприятиях является неотъемлемой частью работы уполномоченного.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры