издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Управленческий блэкаут

Региональное правительство ищет способы сохранить государственное энергопредприятие

На прошлой неделе крупнейшее контролируемое правительством Иркутской области предприятие – ОГУЭП «Облкоммунэнерго» – приостановило деятельность. Около 80% сотрудников компании, за исключением оперативно-диспетчерского персонала и сотрудников электротехнических лабораторий (всего на предприятии  трудятся 1886 человек), со 2 ноября по приказу первого заместителя генерального директора были отправлены в простой по вине работодателя. В правительстве приказ отменили и заверили, что уже 3 ноября весь персонал вышел на работу. В руководстве области также объявили о начале подготовки программы финансово-экономического оздоровления «Облкоммунэнерго».

Первым зримым шагом в отношении компании стало решение министерства имущественных отношений о назначении 2 ноября на должность генерального директора Максима Давыдова, который на тот момент являлся заместителем генерального директора – главным инженером предприятия. За последние десять лет он стал одиннадцатым генеральным директором «Обл­коммунэнерго». Как прокомментировали в министерстве, такие действия правомерны со стороны учредителя областного предприятия в связи с временным отсутствием действующего руководителя ОГУЭП Андрея Троицкого. В целом в правительстве склонны винить в создавшейся ситуации менеджмент госпредприятия.

Сотрудники предприятия в неформальных разговорах называют сложившееся положение дел коллапсом: растут долги, нет возможности перекредитоваться, увеличивается налоговая задолженность, нечем платить зарплату. Ещё на начало текущего года, по данным бухгалтерской отчётности, кредиторская задолженность компании превысила 900 млн рублей при выручке 2,27 млрд, но при этом предприятие получило чистую прибыль в сумме 730 тыс. рублей. А уже к сентябрю, по словам собеседника «Конкурента» в компании, «Облкоммунэнерго» сработало с убытком – около 560 млн рублей. Долг только перед поставщиками электро­энергии достигал 1,26 млрд рублей, перед другими компаниями – более 500 млн. Правда, в самом Облкоммунэнерго наличие этой задолженности не признают.

В 2010 году «Облкоммунэнерго» лишилось статуса гарантирующего поставщика. С тех пор роль компании на энергетическом рынке региона сводится к оказанию услуг по передаче электроэнергии по распределительным сетям и технологическому присоединению потребителей к электросетям в более чем 230 населенных пунктах Приангарья. Стоимость услуг ОГУЭП устанавливает служба по тарифам Иркутской области, равно как и всем остальным участникам рынка. По мнению специалистов компании, плачевный финансовый результат деятельности предприятия во многом связан с некоррект­ным прогнозом цен на оптовом рынке, сделанным региональной службой по тарифам.

– Определенный объём электроэнергии теряется из-за воровства на сетях либо из-за выведения из строя приборов учёта, — отмечают в юридической службе Облкоммунэнерго. — И этот объём, в соответствие с правилами оптового рынка электроэнергии мы обязаны купить по рыночной цене, которая постоянно изменяется в сторону увеличения. Служба по тарифам субъекта должна была спрогнозировать хотя бы ежеквартально цены на покупку потерь электроэнергии с опта. Уже второй год надлежащего прогноза нет. Они ошиблись почти в два раза. Нам заложена цена этих потерь 94 копейки, а по факту составляет почти 1,76 рубля, а то и все 2 рубля. В итоге, с учётом указанных потерь, предприятию приходится оплачивать гарантирующему поставщику ООО «Иркутскэнергосбыт» намного больше, поскольку Иркутскэнергосбыт покупает для нас электроэнергию на оптовом рынке. Таким образом, те средства, которые Облкоммунэнерго должно было израсходовать на ремонт и содержание электросетей и свою жизнедеятельность, ежемесячно уходят на покупку потерь. Предприятие, учитывая негативную динамику предыдущих периодов, запрашивало у службы по тарифам на этот год экономически обоснованный тариф 1,9 руб. за кВт-ч, а получило в 2,5 раза меньше.

Как объясняют на предприятии,  пересмотр тарифов с учётом компенсации мог дать рост, превышающий предельно допустимый, что установило Федеральная служба по тарифам. Ранее в Облкоммунэнерго неоднократно пытались оспаривать решение службы по тарифам Иркутской области. «Но по административному указанию правительства, нас понуждали отозвать и оставить без рассмотрения исковые требования, — рассказывает собеседник издания. — К сожалению, нам не дали довести до итоговых решений эти производства». На запрос издания о том, какие варианты развития событий предлагала служба по тарифам, в ведомстве пока не ответили. Хотя говорить о том, что интересы госпредприятия были ущемлены во всём, нельзя: например, в отчёте региональной службы по тарифам сообщается, что услуга по передаче для «Обл­коммунэнерго» была установлена на 2015 год вместо заявленных 0,67484 рубля за кВт-ч в размере 0,70058 рубля. В то время как для большинства предприятий запрашиваемый тариф, напротив, был снижен.

По мнению члена экспертного совета по энергоэффективности при правительстве Иркутской области Владимира Головщикова, не только объективные обстоятельства, включая сдерживание тарифа, повлияли на негативное развитие событий внутри «Облкоммунэнерго». В компании последние два с половиной года полностью игнорировали необходимость реальной полномасштабной оптимизации издержек, требовавших радикально изменить структуру компании и принципы её управления. «Вопрос даже не в отдельных ошибках руководителей, хотя и это важно, а в том, что острые проблемы носят системный характер, – говорит он. – Нельзя жить одним днём, без планов на переспективу, с раздутым управленческим аппаратом». В своё время Головщиков разработал предложения по среднесрочной стратегии до 2015 года и оптимизации производства, которые предпоследний директор «Облкоммунэнерго» назвал «никому не нужными бумажками». «На тот момент один управленец  различных функциональных обязанностей приходился на 2,5–3,5 технического линейного работника, – отметил Владимир Головщиков. – При этом административно-управленческий персонал получал приличную среднюю зарплату. Премии выдавались не за выдающиеся результаты, а сразу начислялись к зарплате».

«Теоретически шансы возродить компанию остались. И действовать надо путём радикальных изменений, хотя много времени упущено», – считает Головщиков. В ближайшее время надо пройти осенне-зимний отопительный сезон без серьёзных нарушений электроснабжения, подготовка к которому в «Облкоммун­энерго» была, по мнению эксперта, одной из худших за последние годы, – электроснабжение отдалённых территорий нельзя бросить. «Но обойтись одним латанием дыр нельзя, иначе всё повторится в худшем варианте», – уверен Владимир Головщиков. 

По мнению эксперта, правительству области необходимо войти в компанию жёсткой рукой, провести быструю аттестацию всех без исключения работников, реорганизовать структуру, убрать ненужные должности. «Надо работать по всем направлениям, и прежде всего избавиться от ненужных структур, – говорит Головщиков. – Там есть отделы, состоящие из одного человека. Все хотят в трудовой книжке видеть «начальник отдела». В 2006 году в планово-экономическом отделе было три человека, сейчас – пять. Юридический отдел был один, теперь это целое управление. На аналогичных должностях в «Облкоммунэнерго» зарплаты выше, чем в ИЭСК, чего никогда раньше не было». 

Ситуацию в значительной степени усугубляет и то, что «Облкоммун­энерго» до сих пор работает в форме государственного унитарного предприятия. «На всю страну пара таких, кто прилично работает в этой форме, везде АО – есть возможность привлекать инвестиции, а в ГУП не привлечёшь», – отметил Владимир Головщиков. Однако в «Облкоммун­энерго» процедура приватизации сдерживается тем, что предприятие не может довести до конца инвентаризацию своего имущества. На это сейчас нет денег, хотя четыре года назад потратили сотни миллионов рублей, заплатив «внешней фирме».

В понедельник дозвониться в дирекцию «Облкоммунэнерго» не представлялось возможным. Административно-управленческий персонал находился в процессе пере­езда из головного офиса на Пискунова в офис Иркутского филиала на Ширямова. Но в остальном ситуация мало отличалась от событий двухнедельной давности, констатировала начальник отдела по связям с общественностью Галина Ажеева: денег на ГСМ нет, долги по зарплате (в областном правительстве называли сумму 115 млн рублей) сохраняются.

В минувшую пятницу, 6 ноября, часть персонала «Облкоммунэнерго» приняла участие в акции протеста напротив здания областного правительства. С требованием решить проблемы предприятия люди вышли на пикет. Исполняющий обязанности министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Андрей Капитонов сообщил протестующим, что власти уже предпринимают меры по поддержке «Облкоммунэнерго». Чиновник рассказал о планах по созданию совместной рабочей группы правительства Иркутской области и АО «ЕвроСибЭнерго» для урегулирования финансовых взаимоотношений ОГУЭП «Облкоммунэнерго» с АО «Иркутская электросетевая компания» и ООО «Иркутская энергосбытовая компания». В официальном сообщении правительства говорится, что участники рабочей группы проанализируют ход выполнения ряда предыдущих протокольных решений, связанных с ситуацией вокруг «Облкоммун­энерго».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры