издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На Карла Маркса, 13

Когда-то в редакции «Восточки» играл Ростропович, танцевал Эсамбаев и угадывал мысли Мессинг

27-летний «начинающий» музыкант Мстислав Ростропович, актриса Марина Ладынина, «дядя Стёпа» Сергей Михалков. Эти люди, а также десятки других в своё время были гостями «Восточки». Открывали двери на Карла Маркса, 13, и… читали стихи, пели, танцевали. Когда-то в «ВСП» существовала рубрика «У нас в гостях». Кто мог знать, что теперь, спустя годы, мы только из неё и cможем узнать, как по Иркутску через мост, по улице Ленина, сопровождаемые толпами народа, шествовали два слона, питомцы приехавшего в город Юрия Дурова. И как в редакции «Восточки» не осталось места – более трёхсот человек набились в комнату, где «ВСП» встречала Махмуда Эсамбаева. И как Вольф Мессинг давал сеансы «психологических опытов» прямо в редакции. Фото этих встреч хранились в старом альбоме, долгое время сберегаемом в редакции, но след раритета затерялся.

Альбом. Ещё в 2003 году он хранился в редакции «ВСП», его можно было открыть и разглядывать старые фотографии. Так свидетельствовал тогда, 12 лет назад, наш корреспондент Борис Абкин. Он, готовя материалы к 85-летию газеты, лично листал этот альбом. И в юбилейном номере «ВСП» даже были напечатаны некоторые фото из этого своего рода «редакционного артефакта». «Даже мы, сегодняшние востсибправдовцы, рассматриваем их с почтительным удивлением, ибо на снимках запечатлены поистине замечательные люди нашей страны и зарубежья, – писал тогда Борис Абкин. – Все они (в разное, естественно, время) бывали в Иркутске и непременно заходили в гости на ул. Карла Маркса, 13, – в здание, где тогда располагалась наша газета. Это были удивительные встречи! За чашкой чая (а то и скромной рюмашкой) сиживали артисты и художники, журналисты и политические деятели, ударники труда и учителя, учёные с мировыми именами…». Однако впоследствии след альбома затерялся. Редакция переезжала… Не может быть, чтобы раритет, интересный не только и не столько редакции «ВСП», бесследно исчез. Архивы редакции разбираются, систематизируются, и, возможно, при очередном их упорядочении старенький альбом будет обнаружен. 

Судя по воспоминаниям, время составления альбома – 1950–1960-е годы. Именно тогда в «ВСП» и была рубрика «У нас в гостях». Гость приходил, беседовал с журналистами (причём часто на встречи со знаменитостью приглашались и корреспонденты других газет, писатели, музыканты, артисты), фото клеилось в альбом, а параллельно – выходила небольшая заметка в «Восточке». Поскольку фонд «Восточки» сохранился, сейчас есть возможность увидеть, кто из советских звёзд бывал в «ВСП» в разные годы. Вероятно, на страницах газеты частично дублируется тот самый редакционный альбом. Судя по довольно кратким сообщениям о визите того или иного именитого гостя, беседы имели скорее не информационный, а неформальный характер («непринуждённая дружеская беседа», как писали тогда), а в прессу попадали только краткие резюме встречи.

Виолончель Ростроповича

28-летний Олег Табаков, только готовившийся сыграть Николая Ростова
в «Войне и мире»

В 1951 году в стенах «Восточки» читал свои басни автор гимна СССР Сергей Михалков. На сохранившемся газетном фото троекратный лауреат Сталинской премии снят вместе с поэтом Юрием Левитанским и драматургом Алексеем Самсония. На встречу с Михалковым пришли тогда «журналисты областных и ведомственных газет», Михалков рассказывал о творческих планах, «о литературной и театральной жизни столицы». На восточкинском фото Михалков выглядит усталым, наверное, ему было куда как интереснее выступать не среди взрослой аудитории, а в Иркутском дворце пионеров на «костре», где он передал детям приветствие от московских пионеров, прочитал знаменитого «Дядю Степу», а потом вместе с детьми хором декламировал: «Мы едем, едем, едем в далекие края!». С Михалковым в Москву улетело письмо иркутских пионеров Сталину, в котором были и стихи: «Мы будем бороться за мир на земле, весь мир собирает под мирное знамя учитель народов, живущий в Кремле». 

Только Сергей Михалков отправился назад, в Москву, как в Иркутск в конце декабря 1951 года прибыла другая гостья, народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий Марина Ладынина. Рядом с ней на фотографии, подписанной «Артистка М.А. Ладынина в «Восточно-Сибирской правде», – советский эстрадный пианист, композитор Давид Ашкенази, артист московской эстрады К. Бобров. Тогда Марина Ладынина рассказывала о поездке в Финляндию на кинофестиваль советских фильмов, о своей работе над образами в фильмах «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки». 23 декабря в концертном зале Филармонии Ладынина давала прощальный концерт. 

В июне 1954 года в редакции «Восточки» звучала виолончель: двери на Карла Маркса, 13, открыл недавний выпускник Московской консерватории, 27-летний Мстислав Ростропович. В эти дни Ростропович ездил с концертами по Сибири и Дальнему Востоку и дал концерт в Иркутской областной филармонии, исполнял он тогда Бородина, Чайковского, Скрябина, Массне, Генделя… «Игру его отличает виртуозная техника, красивый, сильный звук, огромная эмоциональность. Концерт Мстислава Ростроповича явился большим праздником для иркутских любителей музыки», – писала «Восточка». На встречу в «ВСП» на этот раз пригласили не только журналистов, но и музыкантов города. Ростропович рассказывал о своих зарубежных поездках, к этому времени он уже побывал в Италии, Польше, Германии, Румынии и других странах. А после этого стены «Восточки» огласили звуки виолончели. 

По Ленина слонов водили 

Виолончель Мстислава Ростроповича слышали стены «Восточки»

Май 1957 года. Иркутяне в шоке. Через Ангарский мост идут слоны, предводительствуемые небольшой ламой. Слоны шествуют по центральным улицам, проходят по улице Ленина. Вокруг гигантов и их поводырей – плотная толпа зевак. «Различные предположения высказывали любопытные прохожие, – писала «ВСП». – И только после того, как слоны скрылись во дворе цирка, всем стало ясно, что это «четвероногие артисты». Это был питомцы известного советского укротителя, заслуженного артиста РСФСР Юрия Дурова. А шествовали они так, вероятно, по простой причине. Животные прибыли на вокзал, а уже до летнего цирка, который располагался у Крестовоздвиженской церкви, отправились своим ходом, вызвав серьёзный переполох у населения. «Восточка» зафиксировала этот момент на фотографии – два слона возвышаются над плотной толпой иркутян, на заднем фоне – здание, в котором сейчас помещается ТЮЗ. Слоны и лама – это были не все артисты, в Иркутск тогда приехали еноты, лисицы, собаки, пони, лошади, морской лев Паша. Сам Юрий Дуров был восхищён Иркутском не меньше, чем Иркутск – его цирком. Будучи в Иркутском планетарии, он оставил запись в книге отзывов: «Большим культурным достижением является существование Планетария в г. Иркутске…». Вероятно, фотография слонов Юрия Дурова, совершающих путь по центральным улицам Иркутска, должна была сохраниться в том самом «гостевом» альбоме «Восточки».

Около трёхсот человек набились в редакцию «Восточки» в ноябре 1960 года: журналисты, артисты, писатели, общественники. Все пришли посмотреть на одного человека – народного артиста Чечено-Ингушской АССР Махмуда Эсамбаева. Вместе с ним в стенах «ВСП» выступал Олег Милявский. Группа приехала с двухмесячных гастролей по Дальнему Востоку и Восточной Сибири, дав 91 концерт. Махмуд Эсамбаев рассказал тогда, что готовится новая программа, в которую наряду с танцами народов Америки, парижскими картинками будет включён и бурятский танец. «С огромным интересом было встречено большое и яркое выступление Махмуда Эсамбаева…» – писала тогда «Восточка». Танцевал ли Махмуд Эсамбаев в редакции? Вероятно, да. 

Год 1963-й, в Иркутске – творческие вечера «молодого и талантливого актёра» Олега Табакова. Вместе с ним приехали артисты театра-студии «Современник» Галина Волчек, Геннадий Фролов, Людмила Крылова, Елена Милиоти, Ольга Станицына. Они выступали в Шелехове, Слюдянке, Ангарске, на Иркутской ГЭС. Правда, в редакцию «ВСП» пришли только Олег Табаков и Геннадий Фролов. Тогда Табаков рассказал, как встретил на 14 съезде ВЛКСМ бригадира, строителя Братской ГЭС Владимира Казимирчука, и признался, что хотел бы наделить какими-то его чертами Колю Бабушкина из фильма «Молодо-зелено». Тогда же он сообщил сибирским читателям, что закончен фильм «Живые и мёртвые», где он играет Крутикова, а также началась новая работа – роль Николая Ростова в «Войне и мире». Это были годы сильнейшей нагрузки для Табакова, в следующем году у него в 29-летнем возрасте от перенапряжения случится инфаркт. 

В те же дни, когда в Иркутске были актёры «Современника», по Иркутску гуляли артисты МХАТа, на фото в «ВСП» в центре среди мхатовцев – народный артист СССР Алексей Грибов. Это был первый приезд МХАТа в Иркутск за 65 лет его существования.   

Сеансы Мессинга в «Восточке» 

В редакцию «Восточки» Вольф Мессинг пришёл с букетом подснежников

«Вольф Мессинг. Точно и безошибочно выполняет любые мысленные задания зрителей» – такая афиша красовалась в «ВСП» в августе 1951 года. Знаменитый эстрадный артист, прославившийся психологическими опытами «по чтению мыслей», тогда в «Восточке» не побывал. Он пришёл в редакцию газеты спустя 13 лет. «Успешно проходят в городах нашей области гастроли Вольфа Мессинга, – сообщала газета в 1964-м. – Он побывал уже у жителей Ангарска, Усолья, Черемхова, несколько концертов посмотрели иркутяне». Как провёл Мессинг свои иркутские гастроли? Что он делал в «Восточке»? Газеты не дали ничего, кроме краткого описания визита. В «ВСП» Мессинг рассказывал о встрече с Ганди и Альбертом Эйнштейном. Он поведал журналистам Иркутска об основных принципах своей работы: «Я не совершаю никаких чудес, – подчеркнул артист. – В моих психологических опытах нет ничего сверхъестественного, таинственного. Все они полностью расшифровываются современной наукой о человеческом мышлении». В завершение встречи Вольф Григорьевич продемонстрировал несколько психологических опытов прямо в редакции «Восточки», в ответ журналисты приветствовали его бурными аплодисментами. 

Вот, собственно, и весь отчёт о встрече. Большего бы мы не узнали бы, потому что репортажей с выступлений Мессинга в Иркутской области не было. Что происходило в «ВСП», уж тем более неизвестно. Однако недавно был впервые опубликован дневник ассистентки Вольфа Мессинга, Валентины Ивановской. Как свидетельствует издание «7 дней», дневник Ивановская незадолго до смерти передала иркутянке Галине Пащенко (Abraham), ныне живущей в Филадельфии. Галина Пащенко, как известно из публикаций в СМИ и фильма 2009 года «Я – Вольф Мессинг», познакомилась с ним на концерте в Иркутске в 1964 году, и они поддерживали связь, встречались. В прошлом году Галина Пащенко согласилась на печать оставленного ей дневника. В нём-то как раз и оказались те самые недостающие подробности о гастролях Мессинга в Иркутске, Черемхове, Усолье. Поразительно, но Валентина Ивановская описала и ту самую встречу в «Восточке»! 

10 мая 1964 года Вольф Мессинг был в Черемхове. «…Гостиница без удобств, три выступления состоялось, это район Иркутска, народу было мало, – писала Валентина Ивановская. – ВГ нервничал, обвинял администраторов, говорил, что надо идти в отдел пропаганды и агитации, но администратор сказал, что, во-первых, сейчас все сажают картошку, во-вторых, не дали зарплату рабочим. Но зрители были в восторге и просили ещё приезжать. За три концерта собрали 500 рублей». 17 мая Мессинг выступает в Иркутской филармонии. Валентина Ивановская вспоминала, что Мессинг производил на иркутян сильное впечатление. Приехал он в бобровой шапке, между тем было уже 18 мая, и шапку пришлось снять. Но в ветреные дни Мессинг надевал берет от плаща-дождевика: «Ему идёт, похож на француза», – считала ассистентка. Но иркутянки провожали необычно одетого мужчину нелестными репликами. «…здесь не видали таких, и встречные девушки сказали: «Ненормальный», – вспоминала Валентина Ивановская. – Мессинг, возмущённый, повернулся и пошел большими шагами вслед за девушками, желая тут же их уничтожить за дерзость. Девушки держали путь в кино. Мессинг пошёл за ними в кино. Через несколько шагов реплика повторилась. Тогда я попросила его снять берет, иначе мы бы никогда не вернулись в гостиницу. Получалось, шаг – вперёд, два – назад».

Выступая в клубе в Ангарске, Вольф Мессинг выпустил на сцене голубя. «Прошло минут десять, вдруг вбегает на сцену стремительно Мессинг, руки его протянуты вперед, он держит белого голубя с чёрными пятнышками и кричит во весь голос: «Я принёс вам мир! Пусть всегда будет мир! Я не был так долго потому, что голубятня находится далеко». ВГ раскрыл руки, и голубь полетел над зрительным залом к потолку…». Во время четвёртого выступления в Иркутской филармонии зал был набит до отказа, люди стояли по стенам в два ряда. 

Но что же было на встрече в «Восточке»? Это был выходной для артиста день, 20 мая Вольф Мессинг отправился на Байкал, вероятно, в Листвянку, поскольку Валентина Ивановская указывает, что ехали 60 километров от Иркутска. Автобус филармонии в дороге сломался. «ВГ нервничал, нужно было к четырём часам в редакцию, – вспоминала ассистентка. – На Байкале наскоро развели костер, зажарили на шампурах шашлык. ВГ выпил водки и с аппетитом поел. Посмотрели с крутого берега, покрытого соснами, на Байкал и отправились в обратный путь. Тем временем в редакции «Восточно-Сибирской правды» собрались представители прессы, а Мессинга нет, такого точного и аккуратного». Валентина Ивановская вспоминала, что в редакцию они прибежали, как были – вместе с подснежниками (вероятно, собранными на Байкале). Так какие психологические опыты демонстрировал Вольф Мессинг востсибправдовцам? Как пишет Ивановская, их было четыре. Два из них она описывает так: «один с цифрами, со словарём, который ВГ извлёк из чемодана, находившемся в другом кабинете, и отыскал нужную страницу и нужное слово». «И, несмотря на некоторую долю хмеля после Байкала, Мессинг абсолютно чётко и спокойно выполнил все задания. Только с завязанными глазами, проходя тесным проходом, задел стул и на минуту потерял равновесие», – писала Ивановская. Безусловно, портрет Мессинга должен был сохраниться в том самом «восточкинском» альбоме. 

На газетных страницах «ВСП» напечатаны фото космонавтов Валентины Терешковой и Андрияна Николаева прямо на поле иркутского аэродрома, когда их самолёт в 1967 году на короткое время приземлился в Иркутске транзитом из Монголии. Есть фото Германа Титова, который держит в руках популярный в те годы сибирский подарок – чучело белки с шишкой. Ему вручили её лётчики, курсанты ИВВАИУ, с которыми он встречался в Иркутске. Есть фото телеграммы из Антарктиды, откуда в «ВСП» передавали репортажи. Наверняка в альбоме были фотографии, которые так и не попали на газетные страницы. Хотелось бы, чтобы к столетию газеты альбом отыскался, тем более что каждая фотография при даже минимальном поиске в газетном архиве, в рассказах иркутян старшего поколения оживёт и получит свою историю. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры