Президентские миллионы
Закончился второй конкурс президентских грантов для НКО
Шесть президентских грантов на общую сумму почти 6 млн рублей выиграли в этом году некоммерческие организации из Иркутской области. В минувший понедельник на сайте Общественной палаты РФ опубликованы результаты второго отбора проектов 2015 года (всего их будет три). Каким проектам НКО государство помогает рублём через три года после принятия закона об «иностранных агентах», фактически остановившего зарубежное финансирование некоммерческого сектора, на примере нашего региона разбиралась Алёна МАХНЁВА.
Некоммерческие организации получают президентские гранты уже несколько лет. С 2013 года условия, ход рассмотрения заявок и результаты публикуются на специальном интернет-портале Общественной палаты РФ. В этом году первый конкурс завершился летом, результаты второго стали известны в начале прошлой недели, а итоги третьего будут подведены 7 декабря. Восемь операторов, среди которых, к примеру, Общество «Знание» России, Российский союз молодёжи, Национальный благотворительный фонд и Лига здоровья нации, выполняют непростую задачу: им следует распределить более 5 млрд рублей по всей территории страны. Пока толщина слоя равномерной получается не везде. По совокупности двух туров НКО из Иркутской области подали 90 заявок, отбор прошли только шесть, общая сумма грантов – почти 5,9 млн рублей. У Красноярского края, для сравнения, только в первом конкурсе набралось 11 проектов-победителей на 15,8 млн рублей, а на втором этапе сумма выросла до 18,3 млн. В уступающей обоим соседям по численности населения Бурятии тоже шесть проектов, но денег они получили заметно больше, чем заявки из Приангарья, – без малого 10,5 млн рублей. Распределение средств между субъектами федерации не лишено политической составляющей, считают эксперты. Но не менее важно, что число отобранных заявок одновременно отражает и уровень проектной грамотности социально ориентированных НКО. В Иркутской области, как показывает практика, он в среднем не слишком высок – многие проекты не прошли фильтр конкурсных комиссий по формальным признакам: не хватает тех или иных документов, либо они неверно заполнены. Увы, далеко не все НКО понимают логику развития собственных проектов, чаще всего там не уделяют должного внимания анализу исходной ситуации и эффективности своей работы. Нередко понять, выстрелил ли проект, не могут сами его авторы.
Зелёное море денег
Самый крупный грант – на 3 млн рублей – в Иркутской области в этом году получило Общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Иркутской области» на проект «Бережём «зелёное море тайги». Учредителем организации является областное отделение общероссийской общественной организации с более чем вековой историей «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО). Беречь тайгу добровольцы планируют с помощью пропаганды и превентивных мер. «Цель проекта – не тушение пожаров, а охрана окружающей среды и формирование экологической культуры, – подчёркивает руководитель регионального отделения ВДПО Сергей Апанович. – Когда мы разрабатывали проект, у нас была цель – чтобы выделили финансовые средства на создание 13 добровольных пожарно-охранных формирований на базе муниципальных образований. К сожалению, этот наш проект не приняли».
На сегодня в Приангарье существует 961 подразделение добровольной пожарной охраны, сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Иркутской области, зарегистрировано 19 общественных объединений ДПО, в том числе 13 на базе действующих отделений ВДПО. Добровольные пожарные нужны в маленьких и удалённых от «большой земли» поселениях, где нет своего пожарного подразделения, объясняют специалисты.
Добровольцы проходят специальное обучение, по возможности обеспечиваются нужной техникой. Всего в реестре добровольных пожарных сейчас 19 139 человек, реально участвуют в борьбе с огнём около 5 тысяч, но этого достаточно, говорят в МЧС.
Добровольные пожарные в первую очередь защищают от огня населённые пункты, тем не менее иркутская структура ВДПО в этом году уделяет много внимания лесу – активисты на местах устали от бесконтрольной вырубки и захламления тайги, отмечает собеседник издания. «Говорят, где была добровольная пожарная охрана, когда бушевали пожары на Ольхоне? – сам себе задаёт вопрос Сергей Апанович. – Мы просто не пиарились! Две оперативные группы выехали туда, отправили пожарный автомобиль, уникальнейшую установку для тушения низовых лесных пожаров – нам пришло оборудование на тестирование, импортное. Тушение ведётся при помощи насосов высокого давления мелко распылённой водой. Эффективность отличнейшая. Обеспечили [добровольцев] боевой одеждой, ранцевыми огнетушителями, автомобили свои выделили».
Весной тему лесного беззакония поднял на щит и Общероссийский народный фронт. Региональное отделение ВДПО сотрудничает с ОНФ, поскольку Сергей Апанович одно-временно является координатором региональной группы ОНФ по проблемам экологии и вырубки леса в Иркутской области, уточняет он сам. Не остаётся в стороне и государство. «Третий сектор может рассчитывать на помощь ОП РФ во взаимодействии с бизнесом и властью», – пообещал в апреле секретарь Общественной палаты, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов (его процитировал портал президентских грантов). И упрекнуть лидера ОНФ в том, что он не держит слова, нельзя.
3 млн рублей Добровольная пожарная охрана Иркутской области потратит на просвещение широких народных масс и развитие добровольческого движения: круглые столы, подворовые обходы в муниципалитетах, обучение волонтёров, добровольных юных пожарных, автопатрулирование лесов для предотвращения поджогов и незаконных рубок. Кроме того, планируется провести слёты юных добровольцев. В общем, цель проекта – максимальное привлечение людей к проблемам леса через общественную организацию. «Вот что нам оставила Москва, – продолжает Апанович. – Экологическая культура, разработка и дизайн атрибутики добровольцев (значки, сувениры, подарки), типографской продукции». Общественная организация уже успела напечатать первую партию листовок и памяток – 40 тыс. экземпляров, а всего по гранту планируется выпустить 100 тыс. Типографская продукция и проведение слётов юных добровольцев – самая затратная часть проекта, говорят в организации.
Надо сказать, президентский грант – не единственный источник господдержки добровольных огнеборцев в нашем регионе. В этом году Добровольная пожарная охрана Иркутской области получила грант областного правительства по конкурсу «Губернского собрания общественности» на 510,2 тыс. рублей, не отстают и территориальные организации: Добровольная пожарная команда Тулунского района выиграла 301,3 тыс. рублей, их коллеги из Черемховского района – 502,3 тыс. На эти средства должны приобретаться каски, спецодежда, пожарное вооружение – словом, всё, что нужно в борьбе с огнём.
К прошедшему 70-летию
В этом году в выигрышном положении оказались проекты патриотической направленности, отмечают эксперты. Подтверждением можно считать заявку фонда «Национальные образовательные программы» из Иркутска. На создание электронной книги воспоминаний о Великой Отечественной войне ветеранов войны, тружеников тыла и детей войны Иркутской области из федерального бюджета выделен 1 млн рублей. Эти средства дополнят региональный грант ГСО на 670,5 тыс. рублей.
Учредитель фонда – бывший депутат городской Думы Макар Сбитнев. Получив депутатский мандат в 2004 году, в 2005-м он зарегистрировал НКО для работы с молодёжью по профилактике социально негативных явлений от курения до подростковых суицидов и распространения ВИЧ. Начинали на голом энтузиазме, вспоминает Ольга Пронина, так и работали несколько лет.
Потом начала помогать администрация Иркутской области. Большую работу выполняют студенты вузов и старшеклассники. В проекте электронной книги молодёжь тоже задействована. «Год такой – 70-летие Победы, – Ольга Пронина рассказывает о том, как возникла идея проекта. – Тема была на слуху, встретились мы однажды с Алексеем Егоровым, он тоже был долгое время депутатом Думы Иркутска. Обсудили, что можно сделать для увековечивания памяти ветеранов, так проект и возник». По задумке авторов интервью о войне будут собирать волонтёры (планируется привлечь более 2000 человек) – старшеклассники и студенты по всему Приангарью. Аудио-, видеозаписи воспоминаний очевидцев потом будут размещены в Интернете. «Мы планируем ещё и конкурс провести, чтобы у молодёжи была мотивация этим заниматься, – добавляет Ольга Пронина. – Самые лучшие работы будут отмечены. Самая затратная и очень трудоемкая часть проекта – это сбор воспоминаний ветеранов, их обработка и наполнение сайта. Планируется опросить более 20 тысяч человек, работу такого масштаба мало кто проводил, но мы справимся».
Красота и здоровье
Ещё один проект на миллион – информационно-методический центр «Женсовет+» и одноимённый сайт, которые хочет создать Иркутский областной совет женщин.
«У нас подобран коллектив, идёт консультирование разных групп, но нам действительно не хватает информационного ресурса, – рассказывает председатель Иркутского областного совета женщин, заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области Галина Терентьева. – Наша газета «Иркутянка» выходит раз в квартал, а социально-ориентированных проектов у нас много: «Отцы и дети», «Общественный контроль», «Родительский открытый университет» – им нужно информационно-методическое сопровождение, поскольку они идут по всей области. Базовый проект «Ребёнок, общество, семья – стратегия, тактика» реализуется в 41 из 42 муниципальных образований второго уровня, там большая нормативно-правовая база, много рекомендаций». Задумка авторов – сделать сайт – дискуссионную площадка для обсуждения проблем, выработки решений, диалога с органами власти.
В проект, рассчитанный на год, входят также семинары, интернет-школа актива, два печатных спецвыпуска газеты «Иркутянка» и 12 тематических колонок в журнале «Планета детства. Иркутск». Самая затратная часть – командировки: «Мы собираем людей со всей области, для многих проблема приехать, разместиться», – уточняет Галина Терентьева.
По 400 тысяч получили фестиваль этнического костюма «Подиум Этно. Содружество» (АНО «Иркутский центр этноконфессиональных отношений») и проект «Спорт в каждый двор» ангарского НП «Школа боевых искусств».
«Подиум Этно» хорошо известен в регионе – проекту уже семь лет, рассказывает бессменный организатор фестиваля, сотрудник ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» Роза Халтуева. «Изначально хотелось показать национально-культурные автономии и центры региона, их традиции, историю, культуру всех народов, населяющих Иркутскую область, через костюм. Прошло шесть лет. За это время открылось много новых имён, больше дизайнеров стали шить этническую одежду – не только традиционный костюм, но и стилизованный». Президентский грант покрыл только часть затрат, основное финансирование фестиваля уже не первый год идёт по федеральной программе «Культура России», в этом году оно составило 854 тыс. рублей. Фестиваль прошёл летом на Ольхоне, по словам организаторов, его посетило около 5 тыс. человек. «Мы чётко придерживались календарного плана – программа насыщенная: конференция, мастер-классы, бесплатные семинары. Даже перевыполнили программу – у нас получилась ещё выставка кукол в национальном костюме, которая проходит сейчас», – говорит Роза Халтуева. Основные затраты идут на питание, проживание, трансфер гостей: в жюри фестиваля были приглашены эксперты, например, ректор одного из ведущих институтов дизайна и проектирования Монголии, поясняют организаторы.
Ангарский проект «Школы боевых искусств» включает организацию массовых общегородских занятий физкультурой и спортом на площадях и во дворах города. Авторы планируют пропагандировать здоровый образ жизни с помощью профессиональных спортсменов, деятелей культуры и «других известных людей». Кого именно имеют в виду организаторы, узнать не удалось – единственный телефон некоммерческого партнёрства не отвечал.
Самая скромная сумма, всего 95 960 рублей, досталась спортивному клубу «Поединок» – так называется Иркутская региональная детская общественная организация, зарегистрированная в Братске. Ей эти деньги нужны на организацию летнего палаточного лагеря «Разведвыход».
Надо участвовать
Доступ к финансированию для некоммерческих организаций сжимается, и президентские гранты – одна из немногих возможностей получить деньги. Проблема в том, что не совсем ясен механизм их распределения, отмечает региональный координатор ассоциации «Голос» Алексей Петров: «Я бы посоветовал иркутским организациям принимать участие в этом конкурсе, тем более что там нет лимита суммы – можно писать проекты и на два, и на пять миллионов».
Если в прошлые годы часть президентских грантов стабильно получали иркутские организации, работающие с людьми с ограниченными возможностями, то в этом году их проекты не прошли. «Сменились грантооператоры, и НКО нашей категории стало очень трудно встроиться, найти место, куда подавать заявки», – говорит председатель общественной организации «Прибайкальский исток» Татьяна Кокина.
Как исполняются проекты, тоже не слишком понятно – хотя Москва жёстко контролирует работу победителей и требует несколько отчётов в ходе работы, на сайте ОП РФ они не размещаются. Так же как и полные тексты заявок и сметы – в отличие от более прозрачного в этом смысле конкурса ГСО, портал президентских грантов ограничивается краткой аннотацией. Даже не изучая отчёты о выполнении проекта, только по его описанию и смете специалист может понять, рабочий он или нет, не завышены ли цены, не покупается ли на бюджетные деньги слишком дорогое, ненужное или нерабочее оборудование. Однако свободного доступа к этой информации нет.
Да и отчёты не всегда гарантируют результат. «Красивый отчёт написать можно, вопрос в том, что ты реально сделал для людей, – говорит Петров. – Я знаю большое количество некоммерческих организаций, которые только и умеют писать отчёты». Нередко сама специфика работы НКО, которые ведут параллельно несколько проектов, затрудняет контроль финансовых потоков. Одно и то же оборудование можно провести по нескольким проектам, приводит пример другой собеседник издания.
Впрочем, нельзя сказать, что альтернативы господдержки НКО нет совсем. Недавно, к примеру, в Иркутске прошёл семинар Российского фонда культуры, который объявил первый конкурс музейных проектов «Гений места. Новое краеведение». Свой семинар для музеев провёл Благотворительный фонд В. Потанина. «Есть также фонды Прохорова, Тимченко, – добавляет Алексей Петров. – Люди выигрывают эти гранты и реализуют их в Иркутской области».