Недосягаемый «джек-пот»
Или о том, как нас «разводят» жулики
«Уж сколько раз твердили миру» – эта фраза баснописца приобрела сегодня новое звучание на территории Приангарья в контексте многочисленных фактов мошенничества, жертвами которого уже стали сотни граждан. Различные профилактические мероприятия полиции – беседы с населением, публикации, предостережения и памятки «Осторожно, мошенники!» – играют, конечно, свою роль в предупреждении этого вида преступлений, но многие жители области вновь и вновь охотно заглатывают наживку, приготовленную жуликами.
И дело не только в доверчивости наших земляков. Есть одна особенность человеческого фактора, которой виртуозно пользуются злоумышленники, неплохо подкованные в области психологии. Во многих фабулах уголовных дел, возбуждённых по статье 159 УК РФ (мошенничество), чётко прослеживается неистребимое желание потерпевших сорвать «джек-пот», не прилагая для этого никаких усилий. Порой этим грешат вполне здравомыслящие люди, которые имеют совсем неплохой доход, но, надеясь отведать бесплатного сыра, попадают в хитроумно расставленную мышеловку. Что уж говорить о пенсионерах, которым таинственные авторы СМС-сообщений пишут, например, о том, что они вдруг стали победителями некой лотереи и могут получить свой выигрыш в виде дорогущей иномарки (варианты «призов», то есть наживки, могут быть самыми разными). Только для этого необходимо перечислить на счёт, указанный организаторами лотереи, определённый комиссионный сбор. К примеру, 50 тысяч рублей.
– Да бог с ним, с этим сбором, – рассуждает «обладатель» нежданно свалившегося «выигрыша», – ведь речь идёт об автомобиле стоимостью в сотню моих пенсий!
С таким настроем пожилой человек незаметно для себя оказывается втянутым в азартную игру, напоминающую пресловутые «напёрстки», в которой он никогда не будет победителем. Более того, после общения с аферистами лишится если не всех своих сбережений, то значительной их части наверняка. А орудием преступления подозреваемых в большинстве случаев является обычный мобильник.
Но как же они узнают телефонные номера своих потенциальных «клиентов»? Иногда набирают цифры в произвольном порядке, иногда используют информационную базу данных о посетителях и покупателях различных предприятий, организаций, торговых компаний. Тем более что добыть такие сведения сегодня может любой продвинутый пользователь сети Интернет.
А когда жертва выбрана, двое-трое сообщников, находясь в одном помещении, в соответствии со сценарием разыгрывают спектакль, успех которого во многом зависит от мастерства «актёров» и простодушия публики. После того как опустится занавес, в полицию и прокуратуру начинают приходить жалобы тех, кто стал жертвой комбинаторов.
Несколько дней назад в правоохранительные органы поступило заявление 75-летней иркутянки, которая просит стражей закона найти обманувших её мошенников и вернуть ей утраченные денежные средства в сумме… 286500 рублей.
Летом нынешнего года пенсионерка (назовём её Вера Ивановна) приобрела через московскую фирму «Центр здоровья» упаковку лекарственных препаратов. Вскоре она благополучно забыла об этом факте, тем более что присланные лекарства никакого ощутимого действия не оказали. Однако про саму Веру Ивановну, как выяснилось, не забыли.
В конце августа на её телефон позвонила некая Валентина Александровна Федотова (имя и фамилия вымышленные) и, представившись финансистом московского банка, поинтересовалась, не покупала ли пенсионерка лекарства в Центре здоровья.
– Я подтвердила этот факт, – вспоминает Вера Ивановна, – и услышала историю о том, что купленные мною препараты крайне опасны для здоровья человека и уже зарегистрировано несколько случаев летального исхода после их приёма. Поэтому столичной прокуратурой якобы арестованы счета Центра здоровья, задержан его руководитель, а все клиенты фирмы, кому нанесён моральный или физический вред, получат сертификаты на сумму 550 тысяч рублей.
– Только для того, чтобы получить эти средства, – предупредила «финансист» Федотова, – надо перевести нам в качестве страховки 16,5 тысячи рублей.
– Я, конечно, несказанно обрадовалась, услышав сумму причитающейся мне компенсации, – признаётся иркутянка. – Тем более всё сказанное прозвучало настолько убедительно, что не вызвало у меня и тени подозрения. В тот же день я перевела на указанный счёт всю свою пенсию. Вот и чек, пожалуйста.
Через сутки Федотова позвонила снова. Причём номер её телефона не определялся. Банкирша объяснила это обстоятельство тем, что она представляет спецотдел своей финансовой организации, в котором существует режим секретности. Сообщив, что деньги ими получены, Валентина Александровна с лёгкой грустью посетовала на экономический кризис, тревожную ситуацию на Украине и на отсутствие денег в банке.
– Поскольку вы, к сожалению или к счастью, не являетесь инвалидом, – продолжала она, – вам придётся долго стоять в очереди на получение сертификата. Впрочем, я могу помочь ускорить процесс, если вы переведёте на уже известный вам счёт 100 тысяч рублей. В этом случае вам доставят все ваши деньги вне очереди прямо домой.
Пенсионерка приняла и эти условия, заняла у знакомых требуемую сумму, отправила деньги и стала терпеливо ждать. Очередной звонок Федотовой заставил Веру Ивановну схватить трубку. На сей раз она услышала версию о том, что с получением сертификата опять возникли проблемы, поскольку требуется довести общую сумму до 700 тысяч, то есть нужны ещё 50 тысяч рублей.
Мошенница так горячо убеждала пенсионерку в её скором обогащении, что той не оставалось ничего другого, как снова взять деньги в долг и отправить на прежний счёт. Прощаясь, Валентина Александровна сказала, что теперь переговоры будет вести некий Астафьев – «начальник службы безопасности иркутского банка по территориальности», поскольку её телефон прослушивается.
Забегая вперёд, скажем, что героиня этой печальной повести отправила Астафьеву 70 тысяч за «оформление страховки её сертификата». Потом ещё 50 тысяч «за оплату услуг инкассаторов, которые бесплатно не соглашаются перевозить такую крупную сумму». Наконец, начальник записал данные паспорта Веры Ивановны, строго наказал придумать девятизначный код и пароль, чтобы назвать их, когда прибудет инкассатор с деньгами.
– Но вы же не знаете моего домашнего адреса! – вспомнила важную деталь соискательница мистического сертификата.
– Разве не знаем? Хм, действительно, – хрюкнула трубка. – Ну, давайте, говорите, я записываю.
Проницательный читатель давно догадался, что никаких банковских работников и полумиллионных сертификатов не было, а главные роли в этом театре абсурда исполняли квалифицированные «кидалы».
…Когда замолчали телефоны, связывавшие несчастную женщину с «благодетелями», она поняла, что угодила в цепкие лапы мошенников. Дозвонившись в отдел кадров иркутского банка, узнала, что никакой Астафьев у них не работает и никогда не работал. Из Москвы ответили, что о выдаче гражданам денежных сертификатов за моральный ущерб впервые слышат, а фамилия Федотова им ничего не говорит. В Центре здоровья уверяли, что проблем с правоохранительными органами и клиентами у них не было и нет.
Круг замкнулся наглухо.