«Лес, трасса, тупик»
ОНФ задался вопросами, кто виноват и что делать с ОЭЗ «Ворота Байкала»
Эффективность использования денег налогоплательщиков на развитие туризма заинтересовала Общероссийский народный фронт. На прошлой неделе в Иркутске прошёл круглый стол, посвящённый развитию особой экономической зоны туристическо-рекреационного типа «Ворота Байкала». Активисты общественной организации нашли, за что покритиковать и региональные власти, и руководство ОЭЗ. Ещё бы – восемь лет турзона существует фактически только на бумаге.
«Мягко говоря, пробуксовки»
«То, что мы видим по реализации такого глобальнейшего федерального проекта, как особые экономические зоны – это, мягко говоря, пробуксовки и некая неэффективность решений, – заявил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта, открывая заседание. – То, что мы проводим круглый стол в Иркутске, не говорит о том, что в Иркутске самая неудачная реализация зоны, мы открываем серию круглых столов, которые будем проводить в течение двух недель». Цель – не критика, а ответ на вопрос, что делать, чтобы ОЭЗ быстрее начали работать, успокоил он, уточнив, что вопрос «Кто виноват?» в процессе обойти не удастся.
Для начала «фронтовики» решили показать видеоролик о том, как активист организации вместе с журналистами одного из федеральных каналов проехался по иркутской турзоне. Но диктор почему-то заговорил о портовой ОЭЗ «Советская Гавань» в Хабаровском крае – видимо, «острые» телесюжеты заготовлены не только по иркутской ОЭЗ. Впрочем, в Приморье тоже, по словам тележурналиста, «кроме красивого названия, ничего нет».
В сюжете про иркутскую турзону журналисты пытались выяснить, куда ушли деньги, потраченные на создание туристической инфраструктуры. Вопросом, почему на развитие посёлка Большое Голоустное ушло более 120 млн рублей, а в итоге там пустырь, задался эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» ОНФ Алексей Даутов. Но вместо ответа сюжет продолжил рассказ о горнолыжном курорте «Гора Соболиная» (тоже входит в ОЭЗ). «Алексей Альмухамедов, директор курорта «Гора Соболиная», уже вложил сюда более 100 млн рублей, построил гостиницу и кафе прямо на склоне», – звучит уверенный теле-голос, а с мест, где сидят иркутские журналисты, звучит смех. «Это он, работая в мэрии, вкладывал?» – иронизируют коллеги. Напомним, Алексей Альмухамедов стал руководителем курорта в этом году, а прежде был заместителем мэра Иркутска по экономике. «Информация в этом сюжете подана некорректно, – подтвердил «Конкуренту» сам Алексей Альмухамедов. – Конечно, вкладывал средства не я, у компании есть учредители, инвесторы». Да и гостиница с кафе на склоне появились у «Горы Соболиной» далеко не в этом году, это могут подтвердить тысячи посетителей курорта.
Но похвастать ОЭЗ «Ворота Байкала», которая образована в 2007 году, действительно особо нечем. Официально зарегистрировано 5 резидентов. Объём инвестиций по плану должен был составить 11,3 млрд рублей, запланированная стоимость строительства инфраструктуры – 11,8 млрд рублей, количество рабочих мест – 2153, турпоток – 520 тысяч человек в год. По факту объём инвестиций резидентов составил всего 173 млн рублей, инфраструктуры построено на 119 млн рублей, рабочих мест появилось аж 30, а туристический поток, несмотря ни на что – 525 тысяч человек.
При этом, по словам Антона Гетта, численность штата иркутского филиала ОЭЗ в 2013 году выросла в два раза. Не решён вопрос по порядку освоения лесов, резиденты не могут на законных основаниях проводить вырубку леса даже для противопожарных мероприятий.
Штат увеличился из-за того, что в 2013 году был разыгран конкурс по выбору подрядчика, который должен был разработать проект развития инфраструктуры зоны, пояснил генеральный директор АО ОЭЗ «Ворота Байкала» Сергей Иванов. Он предупредил, впрочем, что может отвечать только за последние три месяца – должность он занял в августе. За это время, по его словам, появились ещё 6 возможных резидентов, которые находятся сейчас на разных этапах заключения соглашений: «Это «Байкал Девелопмент» с инвестициями порядка 200 млн рублей, «Альпийская деревня» – около 140 млн рублей, организации, которые хотят построить отели и развлекательные заведения туротрасли». Идут переговоры с представителями китайской делегации, которые взяли в рассмотрение два участка под строительство гостиницы и парка отдыха иностранных граждан. Напомним, соглашения с двумя компаниями из Китая обладминистрация уже подписывала в 2007 году. История ОЭЗ вообще, кажется, ходит по кругу.
Но самая большая проблема зоны, по мнению генерального директора, не в том, что за 8 лет существования она далеко не продвинулась, а лес: «В связи с тем, что в зону земли выведены из лесного фонда, они находятся под управлением Минэкономразвития. Механизма, регламента освоения лесов до сих пор не существует. Все зоны стараются найти выход из сложившейся ситуации», – заявил Иванов. Вторая проблема – законодательные ограничения, действующие в Центральной экологической зоне Байкала.
«Я тезисно словами привык записывать, у меня получилось: лес, трасса, тупик. Если мы уже создали с вами и в этот лес по этой трассе пошли, то тупика быть не должно», – неожиданно подытожил выступление Иванова, в котором не было ни слова о трассе, Антон Гетта и предложил выступить представителю областного правительства.
Говорить о качестве управленческих решений и распределения финансовых потоков в турзоне сегодня преждевременно, считает начальник управления стратегического развития министерства экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина: «Это один из тех проектов, по которому сейчас проводится внутренний аудит силами контрольных органов. Выводы и оценку через пару недель, наверное, будем давать». Что касается в целом проекта, нужно оценить весь комплекс решений, который был принят для территории муниципального образования – речь о планах создания технопарка и так далее. «Большинство шагов, которые предпринимались, мягко говоря, не совсем обдуманные и просчитанные», – отметила чиновник. Министерству предстоит провести работу над системными ошибками. Последний год министерство и Иркутский филиал ОЭЗ взимодействовали вяло.
Бизнес, который хотел прийти в ОЭЗ, встречали очень жёсткие условия, а не преференции, считает экс-глава компании «Гранд Байкал» – оператора «Горы Соболиной» – Виктор Григоров.
Чудное место. И не одно
Почему всё-таки правительство выбрало заболоченный, продуваемый ветрами участок в Большом Голоустном, а иркутский филиал ОЭЗ, по документам, даже вложил в развитие участка более 100 млн рублей, вместо Тетериной ответил предприниматель Сергей Перевозников, очевидец тех событий: «Первая зона была не в Голоустном, а в Листвянке. Но в силу личных противоречий зону в Листвянке запретили, а в документах уже значился Иркутский район. Начали искать, куда можно приземлить в Иркутском районе. Оставалось одно место условно свободное – Большое Голоустное».
На возражения местных о том, что в Голоустном ничего невозможно сделать, руководитель РосОЭЗ Андрей Алпатов ответил, по словам Перевозникова: «Мы пролетали на вертолёте – чудное место».
Однако ещё до Листвянки в 2006 году в качестве площадки для ОЭЗ рассматривали Ольхонский район, а центром развития туризма должен был стать остров Ольхон. Затем список расширился до трёх участков – прибавили Иркутский и Слюдянский районы. Уже осенью был презентован проект создания ОЭЗ в пади Крестовая недалеко от посёлка Листвянка. В 2007 году зона переехала в Большое Голоустное. Формальной причиной передислокации были объявлены природоохранные ограничения, связанные с вырубкой леса. Не успел закончиться 2007 год, как концепция снова поменялась: в сентябре зону решили делать сразу в Листвянке, Большом Голоустном и МРС. Но уже в декабре, когда обострился конфликт вокруг БЦБК, начались разговоры о преимуществах площадки в районе Байкальска.
В 2008-м зоне активно искали резидентов, но потенциальных участников затормозил мировой финансовый кризис. К теме расширения ОЭЗ за счёт новых участков вернулся в 2009 году Дмитрий Мезенцев, в то время губернатор региона. Большое Голоустное оказалось «практически бесперспективным для создания ОЭЗ», а участки в Слюдянском районе – горнолыжный курорт «Гора Соболиная» и местность Мангутай – вошли в зону. В 2010-м она по-прежнему оставалась на бумаге. По версии многих экспертов, препятствием к развитию были дурно пахнущие выбросы вновь запущенного БЦБК, которые отпугивали инвесторов. Однако рабочие места в ОЭЗ рассматривались как едва ли не единственная альтернатива умирающему комбинату, и Слюдянский район остался основной территорией ОЭЗ. В 2011-м в Большом Голоустном уже потеряли всякие надежды на развитие зоны, а областные власти продолжали подсчитывать возможный приток туристов и поступления в бюджет после расцвета туротрасли. Через год появилась новая идея – поставить туризм на рельсы КБЖД, в 2013-м – дополнить зону восемью новыми участками (назывались та же Листвянка и Порт Байкал, местность Мангутай, пик Черского, Тёплые озёра, бухта Песчаная). В 2014-м едва не началось строительство инфраструктуры в Слюдянском районе, но было перенесено на 2016 год. Тогда руководство ОАО «Особые экономические зоны» вообще поставило под вопрос туристический потенциал Байкала: успехи зоны «Байкальская гавань» в Бурятии, за которыми столько лет не могли угнаться соседи с Западного берега озера, в ведомстве посчитали недостаточными.
Кто ещё виноват?
В географическом непостоянстве «Ворот Байкала» наблюдатели винят отсутствие преемственности региональной власти: у каждого губернатора, а их на веку турзоны уже пять, своё видение её будущего. На каком этапе ОЭЗ сегодня?
«Помимо того, что вы, грубо говоря, на процентах хорошо жили – это есть в ваших же отчётах: как деньги на счетах лежат, зарплаты увеличиваются, – насколько хватит того финансирования, которое есть?» – Гетта спросил Иванова. «У нас сейчас идёт финансирование в части проектирования. Остальные комментарии, скорее всего, у акционерного общества надо просить». «Неужели у руководителя особой экономической зоны нет понимания в целом по финансированию всего проекта?» – удивился Антон Гетта. Однако после заседания руководитель ОЭЗ не смог даже назвать подрядчика, который сейчас выполняет проектирование. Найти информацию на сайте госзакупок не составило труда: контракт стоимостью 38,6 млн рублей на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объектов инженерной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ по участку «Гора Соболиная» в конце прошлого года выиграло ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» (разработчик проекта водопроводных сетей и сооружений ОЭЗ «Иннополис» в Татарстане). Выполнить проект казанский институт должен к 29 января 2016 года. Сейчас он (проект) проходит экологическую экспертизу. После утверждения документации должен быть объявлен конкурс на строительство инфраструктуры за счёт федерального бюджета.
«Присылайте предложения»
Участников круглого стола в который раз попросили высказаться о том, как лучше развивать туризм на Байкале. Виктор Григоров предложил создать наблюдательный совет, в который бы кроме чиновников вошли представители бизнеса, чтобы контролировать реализацию проекта ОЭЗ. Сергей Перевозников – поддержать местных предпринимателей. «Только после того, как будет хорошо местным жителям, будет хорошо и туризму, – считает Сергей Перевозников. – Когда-то были деньги, не было головы, теперь нет ни денег, ни головы, инвестиции в трёхзвездочные отели работать не будут». ОЭЗ нужно рассматривать как кластер, который объединяет туристические услуги и муниципальный продукт. Сергей Иванов упомянул, что с коллегами из Бурятии обсуждал слияние двух зон. Идея здравая, отметил Антон Гетта. Но тоже далеко не новая – создание единой ОЭЗ на Байкале рассматривалось ещё в 2006 году.
Долго ли «развитие» ОЭЗ «Ворота Байкала» будет ходить по кругу и на сколько хватит федеральных денег, покажет время.
Однако в ОНФ в будущее смотрят с оптимизмом: в силах организации повлиять на федеральные решения и изменение законов, подчеркнул Гетта. Он предложил всем участникам присылать свои предложения на почту. «По поводу «Горы Соболиной» нам вообще кажется, что это может быть вторая Красная поляна», – заявил он ещё в начале встречи. Слюдянский район, по его словам, даже рассматривался в качестве площадки для Олимпиады, которая в итоге прошла в Сочи.