издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трюк «Красной королевы»

«Иркутский репортёр» увидел, как юные спортсменки из конного клуба «Кавалькада» готовятся к чемпионату России по вольтижировке

Суббота. Вечер. Столбик термометра близится к нулю. На улице холодный ветер. Казалось бы, самое время остаться дома, закутаться в тёплый плед и пить горячий чай. Для кого-то, но только не для них. У иркутских девочек-вольтижировщиц сегодня обычный тренировочный день. Сила. Точность движений. Энергия. «Подскок, переворот, мостик!» – раздаются команды тренера.

Лошадь Бесаме готовят к выезду на поле. Животное стоит спокойно, не обращая никакого внимания на камеру видеооператора и технику фотографа. Кобыле 10 лет, долгое время она служила как лошадь для верховой езды. И обучена была соответственно. 

– Если животное, обученное под скачки, должно уметь быстро реагировать на внешние возбудители, мгновенно набирать скорость и высоко прыгать, то вольтижировочная лошадь, напротив, должна быть очень терпеливой и спокойной. Такой лошади нужно уметь терпеть всё, что происходит на ней (по-другому не назовёшь) в процессе тренировок, – рассказывает тренер «Кавалькады» Ольга Гоголева. – То пяткой по шее прилетит, то хвост зажмёт, то просто неудачно человек приземлится. Вольтижировочная лошадь должна обладать хорошими плавными аллюрами. Помимо этого у неё должны быть хорошие внешние данные. Прежде всего, широкая спина, чтобы спортсмен мог выполнять на ней разные элементы. Более того, есть ведь парные выступления, и даже работа в тройке. Поэтому от лошади здесь очень много зависит. Животное нужно серьёзно готовить к таким вещам.  

Вольтижировочная лошадь требует соответствующего снаряжения

Бесаме «превратилась» в вольтижировочную лошадь только три года назад. Тогда Анна Макарова, один из тренеров «Кавалькады», проходила курсы во Всероссийском научно-исследовательском институте коневодства. Там-то Анна и обратила внимание на вольтижировку, получила первые навыки по преподаванию этого вида спорта. Вернувшись из Москвы в Иркутск, взяла под свою опеку двух воспитанниц, Катю и Леру, которые на тот момент уже занимались верховой ездой. 

– Я помню, как было страшно сначала, – вспоминает 14-летняя Екатерина Горчакова. – Однажды во время тренировки случилось ЧП. Еду я на одном из наших жеребцов, пытаюсь выполнить элементы. Вдруг понимаю, что он нервничает. Не могу чётко объяснить, как происходит это понимание. Такое просто чувствуют, это незримый контакт с животным. Оно начинает чаще дышать, энергетика меняется, будто ток внутри нарастает. Опытному всаднику это сразу передаётся, потому что он и лошадь – это одно целое. Лошадь начинает ускоряться, мчимся всё быстрее и быстрее. А я ведь помню, что подо мной бывший скаковой жеребец! Вот уже переходит на галоп (самый быстрый способ бега лошадей, при котором они могут достигать скорости 60 километров час и выше. – Авт.). Я боюсь, на ходу поворачиваю голову назад и вижу свору собак, бегущих за нами. Мгновенно осознаю: вот в чём всё дело, конь просто испугался. Как только мы оторвались, он сам снизил темп. Выдыхаю – всё обошлось. Много времени прошло, но я этот случай запомнила на всю жизнь. Стресс был сильный. Но я поняла главное: нужно доверять лошади. В нашем спорте всё строится на доверии. Я доверяю ей, она доверяет мне.

Сейчас Катя специальной щёткой расчёсывает животное, готовя его к занятиям – так начинается каждая тренировка. Движения плавные, уверенные – от головы к хвосту. Валерия Белова, ровесница Кати, занимается шерстью кобылы, потом снаряжением животного. Лера наклоняется к ногам Бэсамэ, аккуратно бинтует их эластичным бинтом, чтобы предотвратить растяжение связок, ушибы. Вместо седла в вольтижировке используется специальная гурта, девочки вместе закрепляют её на лошади. Гурта снабжена парой ручек, за которые спортсмен может держаться. Имеется и кольцо, помогающее выполнению таких элементов, как упоры. Осталось зафиксировать на Бе­саме вальтрап, благодаря которому можно уверенно стоять на спине животного. Вальтрап делают из материала, предотвращающего скольжение ног спортсмена. Вот и всё, вольтижировочная лошадь Бэсамэ полностью готова к тренировке.

Ольга Гоголева тренирует иркутянок два года

К сожалению, выехать на поле на живой лошади юным спортсменкам сегодня так и не удаётся – не позволяют погодные условия. Но девочки ничуть не расстраиваются. Вместо Бесаме «терпеть» выкрутасы гуттаперчевых спортсменок будут Маруся и Роджер – деревянные тренировочные муляжи лошадей. Оба они выдержали уже не меньше, чем Бесаме. Ведь именно с упражнений на деревянной лошади начинаются любые занятия по вольтижировке, любое разучивание нового элемента, любая разминка. Деревянная лошадь повторяет контуры тела животного. Занятия на муляжах придают спорт­смену уверенности. Пересев после такой подготовки на настоящую лошадь, человек уже не испытывает дискомфорта.

Лера Белова в конном спорте шесть лет. Как и Катя, сначала она занималась верховой ездой. «Я до сих пор не могу определиться, что меня больше тянет: верховая езда или всё же вольтижировка, – говорит Лера. – Хожу на оба направления. На ипподроме я провожу минимум по три часа в день, уже не представляю жизни без этого. Многое пока даётся с трудом, у меня очень высокий рост – 172 сантиметра. Трудно держать равновесие, нужно идеально владеть своим телом. Стараюсь, расту. Раньше я вообще была очень ленивая, конный спорт помогает перешагивать через себя, бороться со своими отрицательными качествами. Предстоящий чемпионат для меня – это прежде всего возможность показать, что и в нашем далёком от центральной России, провинциальном городе есть такой вид спорта, как вольтижировка. И пусть мы пока только начинаем, но уже можем неплохо заявить о себе». 

Позже всех на занятии появляется самая маленькая участница «золотой» тройки иркутянок – десятилетняя Саджида Сэд Рахман. Девочка прибегает сюда буквально с корабля на бал – только что у неё закончились занятия гимнастикой. Школа, спортивный зал, ипподром. И так каждый день. 

«Главное здесь – доверие», – говорит Катя Горчакова

– Саджида, ты вообще когда-нибудь отдыхаешь? Играешь с друзьями, ходишь гулять?

– Нет, мне этого не надо, – с улыбкой быстро отвечает девочка. – Мне сразу становится скучно. Я уже привыкла, что нужно постоянно работать. По-другому не умею. Конечно, многие ровесники мне говорят, что я постоянно занята, пытаются обидеть. Но я не обращаю на них внимания, у меня свои цели, своя жизнь.

Глядя на ход тренировки, трудно поверить, что перед тобой дети. Все три девочки максимально сосредоточены, все работают, выкладываясь по максимуму. Катя и Лера выступят в возрастной группе «Юниоры», выполнят обязательную и произвольную программы. Саджида пока относится к категории «Дети», ей по возрасту положена только обязательная норма. Произвольную программу сопровождает музыка, которую девочки выбрали сами. Длительность по регламенту – не более одной минуты. Произвольная программа выполняется вольтижировщиком и оценивается судьями дважды – сначала на деревянной лошади, потом на живой. Катя для этого выбрала две весёлые композиции – «Лезгинку», которую выполнит на деревянной лошади, и «Катюшу», которую продемонстрирует на лошади живой. Лере же пришлась по вкусу композиция более спокойная и медленная – «Красная королева» из «Алисы в стране чудес». 

Пока тренер занимается с одной, вторая самостоятельно занимается на другой деревянной лошади, третья вспоминает движения и разминается на полу. Каждый ребёнок самостоятельно оттачивает движения. Помимо тренера, на каждом занятии присутствует ещё один верный друг и помощник всех трёх спорт­сменок – Валентина Меркулова, мама Саджиды. «Ездим тренироваться каждый день, дочь планирует взять взрослый разряд, – делится графиком своей жизни с «Иркутским репортёром» Валентина. –  Верю, что у неё получится. Я во всём поддерживаю ребёнка. Главное, что ей самой всё это нравится. Я сама занималась серьёзно спортом, поэтому знаю, что это такое. Постоянный упорный труд, иначе ничего не добьёшься». И вот уже Валентина, едва договорив, мчится к Кате. «Не бойся, давай я тебя подстрахую», – обращается она к девочке, которая, стоя на деревянной лошади, боится перепрыгнуть через Леру (спорт­сменки уже разучивают парную программу на будущее). Этот элемент внешне похож на чехарду, только прыгнуть нужно не прямо, а боком, стоя при этом на высоте около метра. Но Катя парирует: «Нет, я сама. Нужно сосредоточиться». Первый прыжок неудачный. Во второй раз у Кати получается. И так во всём, раз за разом. 

Десятилетняя Саджида Сэд Рахман нацелена получить медаль на чемпионате России

Маленькая Саджида, кажется, родилась здесь. Любое движение выглядит так, будто девочка повторяет каждый изгиб лошади. Лошадь – животное априори грациозное и величественное, а когда к ней присоединяется человек и они вместе сливаются в чувствах и движениях, словно продолжая друг друга, зрелище становится просто завораживающим. Вот нога плавно ложится на лошадиную спину, вот Саджида делает «свечку», держась при этом только за стремя, вот спускается с лошади через «колесо». Валентина смотрит на дочь с улыбкой и, безусловно, гордится Саджидой. Но, как и любая мама, боится за ребёнка.

 – Однажды Бесаме разволновалась и скинула с себя Саджиду. Я стояла за ограждением, всё это наблюдала со стороны. Конечно же, хотела сорваться с места и выбежать на поле. Ведь там мой ребёнок! Но тренер не дала ринуться к дочери. В конном спорте есть правило: если лошадь сбрасывает наездника, он должен поднятья сам и снова сесть на животное. Иначе человек уже никогда не сможет побороть свой страх. Саджида встала и села на Бе­саме. Это была победа. Конечно, долго потом восстанавливались, но ничего, привыкли. Такая у меня постоянная борьба материнских чувств с разумом происходит внутри, когда твой ребёнок – вольтижёр. Сейчас Саджида, приступая к новому элементу, может сказать: «Это невозможно!» А потом взять и сделать. Перестала бояться. Почти. 

Катя, Лера и Саджида – единственная команда по вольтижировке в Восточной Сибири. Чемпионат пройдёт в Москве с 12 по 15 ноября 2015 года в конно-спортивном комплексе «Битца». 

– В прошлом году мы уже ездили на чемпионат, – вспоминает Ольга Гоголева. – Девочки показали хороший результат, взяли разряды. В этом году надеемся выступить лучше. Для нас участие в соревнованиях всероссийского уровня – это  отличное подспорье для развития вольтижировки в Иркутске. Мы едем не только показать себя, но и поучиться у других. Залог успеха – постоянная работа над собой, постоянное развитие. Мы хотим расти, развиваться и двигаться вперёд. Движение, движение без остановки – вот идеал.

На поездку иркутской команды вольтижировщиц в Москву требуется 200 тыс. рублей. Для семей девочек это слишком большая сумма. В прошлом году поездку удалось организовать своими силами и с помощью друзей. В этом году конный клуб «Кавалькада» просит помочь неравнодушных людей присоединиться к сбору средств. Если вы хотите и можете помочь, денежный перевод можно осуществить на карту Сбербанка 67619600 0207391658. По всем вопросам можно обращаться по номеру телефона +7-914-887-36-88 (Ложкин Дмитрий Александрович).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры