издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Преодолевая забвение и безверие

О спектакле Иркутского ТЮЗа имени Александра Вампилова «Иннокентий»

  • Автор: Валентина СЕМЁНОВА

Спектаклем «Иннокентий» открылся новый сезон Иркутского театра юного зрителя имени Вампилова. Автор пьесы – писатель Валерий Хайрюзов, режиссёр – заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. Обращение театра к личности выдающегося православного деятеля России XIX века Иннокентия (Вениаминова), причисленного к лику святых, неслучайно. Уже много лет ТЮЗ разрабатывает духовно-историческую тему. С середины 1990-х годов театр, откликнувшийся на инициативу Иркутской епархии, в переполненном зале (и это неизменно) проводит Иннокентьевские чтения, организованные в память первосвятителя Иннокентия (Кульчицкого). Вместе с выступлениями представителей духовенства, историков-краеведов, литераторов идут спектакли по житиям святых. Иркутский зритель впервые встречается с воплощёнными на сцене образами Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ксении Петербургской.

Недавно, в июле, одновременно с работой над спектаклем «Иннокентий», на сцене Иркутского академического театра имени Охлопкова режиссёрами Михаилом Корневым и Виктором Токаревым был поставлен спектакль по сценарию Валентины Сидоренко «Велик Бог христианский», посвящённый 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси. Запомнились сцены с княгиней Ольгой, горячо убеждающей сына Святослава порвать с язычеством… Так город отметил одну из величайших дат истории России.

Безусловно, современный театр берёт на себя большой труд и большую ответственность. Опыта постановок о деятелях православия в стране, переживающей возрождение традиционной религии, пока невелик. Этим занимаются по преимуществу небольшие театральные коллективы, увлечённые идеями православия. Делаются первые шаги в совершенно ином для современного театра направлении. Предстоит выработать соответствующий язык, найти новые средства изображения (напомним: церковь изначально отвергала театр как лицедейство). Язык и средства должны быть такими, чтобы не исказить религиозных основ и в то же время донести до современного зрителя благоговение перед святостью (при нынешнем-то разгуле цинизма!), передать присутствие живой веры как в простом человеке с его наивными, быть может, представлениями о Божьем могуществе, так и в благочестивом старце. Спектр широк и в самой теме, и в охвате зрителей, где не исключено совершенно противоположное восприятие подобного спектакля. Неверующий может покинуть зал, услышав со сцены первые слова молитвы, верующий, напротив, мысленно к ней присоединится. Но если думать о возрастании души человека, особенно молодого, театру придётся решать эту непростую задачу привлечения зрителя к самой главной из сфер бытия – сфере идеального.

Спектакль «Иннокентий» вполне вписался в программу нынешних Дней русской духовности и культуры «Сияние России». И ещё раз подтвердил: зрителю такая тема необходима. Во-первых, она малоизвестна, хотя речь идёт о судьбоносных событиях в освоении Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. Во-вторых, личность Иннокентия, уроженца ленского села Анга, в будущем митрополита Московского и Коломенского, называемого апостолом русской Америки и Сибири, совершившего великие деяния не только в просвещении и крещении народов Севера, но и в расширении Государства Российского на Восток, давно заслуживает остаться в сознании его земляков как пример истинно патриотического служения. 

Создатели спектакля понимали, что охватить всё, что исполнил за свою жизнь святитель Иннокентий, невозможно, и прикоснулись лишь к нескольким страницам его разветвлённого, в том числе и чисто географически, пути. Театру пришлось немало поработать вместе с автором пьесы, чтобы из довольно объёмного, по словам режиссёра, произведения выделить главное. В оформлении спектакля использованы паруса-экраны, на которых проходят кадры с видами рек, бухт, островов – многочисленных мест пребывания святителя, и этот приём помогает расширить театральное и жизненное пространство главного действующего лица. Весьма кстати, заметим, в программку помещён вкладыш со сведениями о герое пьесы: зритель сразу понимает, с личностью какого масштаба предстоит встретиться. 

Страницы выбраны примерно из середины жизни святителя, когда после преодоления громадных расстояний (Иркутск –  Алеутские острова – Аляска –  Камчатка –  Якутск) он вновь оказался в Иркутске, в доме Елизаветы Ивановны, где когда-то жил раньше. Череда бесед с верующими, встречи с горожанами, нуждающимися в совете владыки Иннокентия, исповедование, сосредоточенность и углублённость пастырского состояния выдержаны в приглушённых тонах. Во втором действии им на смену приходит яркая сцена обеда в доме купца Катышевцева. Здесь принимаются важные решения ближайших действий на Амуре, начинается сбор денег на экспедицию, одновременно связываются ниточки человеческих судеб – помолвка молодого мичмана Сергея Самарского с дочерью Катышевцева Фросей, и на всё даётся благословение Иннокентия, которое принимается с благоговением. Среди гостей – генерал-губернатор Муравьёв, известный тем, что после успешного проведения границы с Китаем по Амуру получит прибавление к фамилии – Амурский; капитан Невельской – исследователь Сахалина, он станет руководителем Амурской экспедиции, основателем военных поселений на Дальнем Востоке, по возвращении в Петербург дослужится до адмирала. 

Сцена из спектакля

Царит атмосфера приподнятости духа, единения общества вокруг важнейшего государственного дела, все охвачены предчувствием больших событий. 

Затем селение Аян на берегу Охотского моря, натиск на порт англичан, пленение Иннокентия, молодой семьи Самарских, освобождение, которое случается благодаря моральной победе, одержанной Иннокентием над захватчиками…

Итак, исторические факты высвечены, настроение города передано, остаётся ответить: ожило ли происходящее в сибирских краях полтора столетия назад на сцене современного областного театра? Может ли почувствовать сегодняшний зритель характер далёкого и удивительного предка?

При всём множестве вопросов, которые могут возникнуть в связи с труднопостигаемым образом православного праведника и государственника, ясно одно: выбор актёра на главную роль оказался удачным. Артист Вячеслав Степанов передал важные штрихи в образе Иннокентия: доброту к людям, скромность при высоком сане, христианское смирение. И свет, идущий изнутри. Даже не объяснить, как этот свет достигается – видимо, благодаря душевной особенности актёра.

Не останавливаясь подробно на исполнителях других ролей, отмечу только, что главное – восприятие света – было сыграно. Прежде всего, самым близким святителю кругом – владыкой Нилом (заслуженный артист РФ Валерий Елисеев), Матушкой (заслуженная артистка РФ Галина Проценко), келейником Яшкой-тунгусом (артист Николай Кулебякин). Вряд ли автор пьесы ставил перед собой задачу детальной проработки каждого образа, однако дело не свелось к ролям-функциям – генерал-губернатор, купец, тунгусский вождь, англичанин-миссионер – режиссёр и актёры сумели найти необходимые краски, и в каждый характер была внесена своя живая чёрточка.

Надо сказать, что над созданием спектакля потрудилась целая группа специалистов и консультантов, что говорит об ответственном отношении театра к историческому материалу. Сумели сосредоточить свои усилия в достижении цельности и выразительности происходящего на сцене служители других муз: художник-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственных премий Республики Крым Юрий Суракевич (бывший иркутянин), композитор Владимир Соколов, хормейстер Ольга Чиркова. Звучали хоры: хор ТЮЗа, Епархиальный мужской хор «Знамение» под руководством протодиакона Антония Смолина (в записи), удачно вписался в программу Театр пилигримов с его сильными молодыми голосами, устремлёнными ввысь (руководитель Владимир Соколов); музыку к песням, посвящённым святителю Иннокентию, написали Алексей Рыжанов, Андрей Мингалёв (он же исполнитель одной из них), стихи – протоиерей Сергий Кульпинов.

Получился полностью иркутский спектакль: всё сочинили, сыграли, музыкально и художественно оформили земляки Иннокентия. Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим благословил театр на эту работу. И она состоялась – в преодолении сопротивления нового материала, на пути постижения высокой темы.

Этот театральный факт также может быть отнесён к разряду исторических. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры