издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Художники устояли

Художника обидеть может каждый, это все знают. Но так ли это на самом деле? Более того, на прошлой неделе в самом центре Иркутска разгорелся конфликт, который дал самую жёсткую интерпретацию этого философского утверждения, а именно кто победит в конфликте между художником и торгашом. Конфликт разрешился с помощью привлечения «административного ресурса».

Звенья одной цепи

Кажется, художники, со своими глубоко местечково патриотическими картинами – байкальские пейзажи, иркутские виды, – стояли здесь всегда. На самом деле всего-то последние 25–27 лет. Здесь – это даже не в самом центре, а в самом сердце Иркутска, «у Ленина», на перекрёстке улиц Ленина и Карла Маркса, на углу у книжного магазина. Раньше это место называли «у «Антея», по общему названию художественной галереи и букинистически-карто­графического магазина. После эпохи парада суверенитетов в стране примерно то же самое произошло и здесь: теперь все сами по себе, и салон «Художник» занимает далеко не почётное место – дальний магазин от исторического угла. 

Для широкой общественности скандал произошёл вдруг, внезапно. На прошлой неделе, во вторник, днём стоящие здесь художники устроили что-то вроде небольшой манифестации для специально приглашённых журналистов. Это нельзя было даже близко назвать «несанкционированным митингом» – хотя бы потому, что на мероприятии совершенно отсутствовали зрители, зеваки – в общем, представители демократической и либеральной общественности. Сами художники и не стремились к публичному скандалу – кроме нескольких журналистов они ждали только представителей мэрии, к которым обратились за поддержкой и защитой. 

«Мы для людей устраиваем уличный вернисаж, свободную выставку. У нас продажи редко бывают, к нам в основном посмотреть ходят», – митинговали художники

На вопрос «Иркутского репортёра» они начали отвечать взволнованно, толкаясь и галдя, как воробьи у брошенной горбушки хлеба:

– На нас написали заявление, что мы здесь мусорим. А у нас за столько лет не было ни одной жалобы, ни приводов в полицию, а тут вдруг начались какие-то проблемы. Мы пошли в полицию разбираться. И там вот так стол стоит, за которым дознаватель с нами разговаривает, и напротив стол. И сидит участковая инспектор и говорит: «О, здравствуйте, Альбина Александровна!» Это наша художница, её недавно избили прямо тут. 

Так, средь шумного бала, случайно, художники выяснили, что есть связь между избиением пожилой художницы и заявлением в полицию на их же непристойное поведение. Точнее сказать, что это звенья одной цепи. Но, чтобы это было понятно читателю, нужно рассказать историю с самого начала. А началась она ещё весной этого года.

Весной этого года хозяйка салона «Художник» (со слов художников) Таисия Тарасова стала понемногу вытеснять из своего магазина работы уличных художников «Иркутского вернисажа», как сами себя называют мастера, стоящие «у «Антея». Они утверждают, что всегда, всё то время, что они здесь стояли, их работы, по одной-две от каждого, были выставлены в салоне на продажу – чуть подороже, чем на улице, но всё одно какой-то приработок, да и палитра местных мастеров была за счёт этого представлена полнее. Чего вдруг она так невзлюбила местных, можно сказать, соседских художников, никто понять не может. 

Ещё в конце восьмидесятых годов уличные художники пришли сюда «с круга» у гостиницы «Интурист»

– Она сейчас возит сюда картины из Москвы. Картины эти непонятного качества, в стиле китч, и вообще мы подозреваем, что это печать. Цены – сто писят тыщ! Но это не картина, я считаю. И вот она стала ходить здесь мимо нас и возмущаться, что мы здесь стоим и мешаем ей продавать: «Вот вы, конкуренты!» Но вы же понимаете, что бабка, которая купила у меня картину за три-пять тысяч – она же не пойдёт к ней брать картину за восемьдесят! Какой у нас контингент – это пенсионеры, которые скинулись, сложили немного денег, купили и подарили кому-то картину на восемьдесят лет. Ну, и нам на кусок хлеба хватает, – рассказывает художник Алексей Яшкин. 

Прошло лето, хозяйка салона ходила мимо недовольная, но особой агрессии не выказывала. И в фазу активных боевых действий ситуация в начале августа перешла внезапно, как по историческому тексту Молотова «без предъявления каких-либо претензий, без объявления войны, напали…».

Драка на панели

3 августа, в два часа дня хозяйку «Художника» присутствие не подконтрольных ей художников довело до состояния аффекта. Как рассказывают сами свидетели произошедшего, она, как обычно проходя мимо и на ходу отпуская нелицеприятные реплики в адрес уличных мастеров, вдруг от слов перешла к действиям – стала пинать коробки с картинами художника Игоря Воронина. Кстати, на «Иркутского репортёра» он произвёл впечатление человека неконфликтного и вообще неразговорчивого – потягивая горячий кофе из кружки, он от смущения не смог вразумительно ответить ни на один вопрос, а только мялся и переспрашивал. Чем именно он взбесил Таисию Тарасову, остаётся только гадать на кофейной гуще из его кружки. Сами художники вспоминают, что она истерически кричала что-то про мусор, что невозможно пройти, требовала, чтобы коробки убрали и вообще выкинули.

Алексей Яшкин: «Бабка, которая купила у меня картину за три-пять тысяч, она же не пойдёт в салон, брать картину за восемьдесят»

На помощь коллеге и другу пришла Альбина Усова. 

– Она проходила мимо меня со своим бойфрендом, как она его назвала. А я обратилась к ней, его я не знаю вообще. И спрашиваю: «Ты почему здесь свои порядки наводишь?» А он сразу развернулся ко мне и спрашивает: «Ты чё, проблем захотела?» А я и говорю: «А ты здесь при чём?» Они отвечают, мол, вы здесь скоро вообще стоять не будете, мы сходим в «Серый дом», и вас отсюда уберут. А я ответила, что мы уже были в «Сером доме», и ты нас не пугай. А он опять: «Ты чё, в морду захотела?» Подходит и вот так, открытой ладонью, как ударит меня в грудь! Хорошо сзади меня стояла художница Лариса Бабенко. Она меня поддержала, так бы я упала. Удар был такой силы, что у меня из сумки всё вылетело.

Неделю Альбина Александровна ходила в поликлинику на осмотры и процедуры. Но сразу после происшествия прошла медицинское освидетельствование на предмет нанесения ей побоев и на основании этих экспертных заключений подала заявление в отдел полиции Кировского района. Альбина Усова утверждает: она уточняла в полиции, и ей сказали, что после разбирательства обязательно состоится суд. А вот после этого и началась, как выражается потерпевшая сторона, «эта канитель».

Вскоре после того, как Альбина Александровна написала заявление в полицию, ей позвонили сотрудники этого отделения и сообщили, что на художников поступила коллективная жалоба. Тогда-то художники и пошли разбираться в отдел полиции (точнее, как выяснилось, в участковый пункт № 2 пятого отдела полиции Иркутска на Тимирязева, 42). Оказалось, что «коллективное заявление» было подписано всего тремя людьми, которые, как свидетельствовали их паспортные данные, проживали за квартал от места событий – на улице Степана Разина. В заявлении живописалось о безобразиях, которые художники годами устраивают в историческом центре города – пьянствуют, разбрасывают бутылки и остатки закуски, оставляют после себя мусор и даже жгут костры. Всё это гниёт и пахнет. А художников нужно гнать поганой метлой, вымести вместе с их мусором. 

Основу работ «Иркутского вернисажа» составляют пейзажи Байкала и виды узнаваемых иркутских улиц

Участковая сообщила об этом Альбине Усовой в понедельник, 19 октября. Четверо художников отправились в опорный пункт, где с возмущением написали встречное заявление – что они с 1994 года стоят на панели, на них никогда не было жалоб, и даже пригласили в качестве свидетеля дворника. И тогда художники решили привлечь на свою сторону СМИ и муниципальные власти. И на следующий день, во вторник, собрали импровизированную пресс-конференцию «у «Антея».

– Как это – мы  и портим облик города?! – хором греческой трагедии подхватывают за спиной Альбины Александровны остальные художники. – Мы для людей устраиваем уличный вернисаж, свободную выставку. У нас продажи редко бывают, к нам в основном посмотреть ходят. Это наше право – продать или подарить, мы не делаем из этого бизнеса! 

Художники – люди с профессионально богатым воображением, впечатлительные, кто знает, может, напридумывали себе обид и теперь обвиняют ни в чём не повинного человека. И «Иркутский репортёр» отправился в салон «Художник», чтобы дать возможность противоположной стороне конфликта высказать своё мнение, свою точку зрения. Но хозяйка «Художника» повела себя странным образом. 

Судите сами: когда «Иркутский репортёр» сообщил ей, что у неё есть возможность объяснить, как всё происходило с её точки зрения, Таисия Тарасова сначала… заявила, что она администратор салона по имени Тать­яна. После этого потребовала у корреспондента документы и долго демонстративно фотографировала удостоверение сотрудника газеты и «корочку» члена Союза журналистов России на сотовый телефон. А после этого на вопрос, что у неё происходит с уличными художниками, есть ли какой-либо конфликт, она потребовала… «бумагу», по которой журналиста направили к ней в салон, с указанием, кто его направил и с какими намерениями он задаёт вопросы.

Понятное дело, что такой бумаги в природе не существует, и тогда «Иркутский репортёр» сообщил:

– Художники говорят, что вы избили одну из художниц…

Если верить заявлению троих жителей со Степана Разина, на этом месте царит беспорядок и проходят постоянные пьянки

– А, мы их избили? – неумело сыграла удивление «администратор Тать­яна». – Это ту, которая сама всех избивает здесь? Мы вам даже можем сказать фамилии, кого она избивает, кого она провоцирует.

– Хорошо, скажите, – охотно согласился «Иркутский репортёр», но не тут-то было. «Администратор Тать­яна» сразу же отыграла всё назад: 

– Я не знаю фамилий. Тут стоят бабки, и там есть какая-то бабка, которая как «молодец среди овец» – ходит, выясняет, кто что продаёт. Бьёт их – тут одна художница даже вызывала полицию, типа на неё что-то писали. Она какая-то неуправляемая. 

– Вы настаиваете, что у вас с ними никакого конфликта не было? 

– У нас с ними вообще никакого конфликта нет. 

Знаменитости в «Иркутском вернисаже»

Изначально уличных художников было больше двадцати, но многие уже поумирали. Эти имена вряд ли кому-то что-то скажут, но иркутяне и гости города наверняка видели их рядом с байкальскими пейзажами и видами города на панели «у «Антея»: Алексей Яшкин, Андрей Ермаков, Андрей Зудинов, Андрей Ольховик, Сергей Бухаров, Наталья Ильина, Альбина Усова, Лена Софронова, Лида Рычагова, Лариса Бабенко, Игорь Шишилов, Юрий Просекин. И Станислав Иванович Липин, местная легенда. Зато имена людей, побывавших у них, уже знакомы буквально всем. 

Альбина Усова утверждает: по результатам проверки факта её избиения обязательно состоится суд

– Кто с нами общается? Музыканты, творческие люди. Артемий Троицкий специально прилетал из Москвы, у Стаса Ивановича картинки покупал! Моя работа висит у Дениса Мацуева. Ещё одна – у Ирины Хакамады. И все картины – это иркутская тематика, – горячится Алексей Яшкин.

– Герману Грефу недавно подарили картину «Иркутские ворота». Ну, там же рядом здание Сбербанка… Да что там, самому Путину подарили картину из бересты работы Олега Мухорданова, у него ещё кличка Цой. Получилось как – прилетел Владимир Владимирович с визитом, а в это время в гостинице «Русь» была выставка, на которую Борис Говорин его привёз. И там была представлена картина работы Олега Мухорданова – ночной русско-азиатский банк, перекрёсток улиц Ленина и Карла Маркса. И Говорин преподнёс Путину её в подарок, – рассказывает художник Владимир Фокин.

На вопрос, чего они хотят добиться, отвечают:

– В любом городе есть место, где стоят художники, и они являются лицом города. Наши картины прославляют Байкал, исторические места Иркутска, священные места. К нам приходят фотографироваться иностранцы. А в салоне «Художник» наших работ нет. Да и ладно. Мы хотим, чтобы нас оставили в покое!

На следующий день, в среду, 21 октября, панель «у «Антея» посетил лично мэр Иркутска Дмитрий Бердников. «Иркутский вернисаж» произвёл на него благоприятное впечатление, он охотно общался с художниками и много улыбался. 

«Я думаю, что дискуссии по вопросу переноса выставки излишни. Пока я мэр, вас никто отсюда не выгонит», – сообщил он взволнованным творцам по результатам своей инспекции. Тем самым доказав, что художник иногда может победить торгаша.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры