БППК съезжает на старые рельсы
Стабильность работы электричек в Иркутской области вновь под угрозой. Ещё в конце июля начальник ВСЖД Василий Фролов прогнозировал, что Байкальская пригородная пассажирская компания (РЖД принадлежат 49,99% акций ОАО «БППК», минимуществу Иркутской области – 50,01%) может закончить год «в плюс». Но уже по результатам девяти месяцев убыток перевозчика составил 187 млн рублей. Требуя новых бюджетных вливаний, Байкальская ППК, похоже, готова пустить в ход метод, который уже доказал свою эффективность.
«Организация стабильного транспортного обслуживания населения пригородными поездами в Иркутской области в текущем году под вопросом» – пресс-релиз с таким заголовком опубликован на сайте Байкальской ППК 22 октября. Днём раньше на очередной сессии Законодательного Собрания Иркутской области депутат Игорь Милостных (в прошлом гендиректор ОАО «БППК», а ныне член совета директоров) во время обсуждения корректировки бюджета на 2015 год поднял вопрос о финансировании компании. По его словам, в проект бюджета не внесены расходы на субсидирование пригородных перевозок. «Те 406 миллионов рублей, которые были приняты на конец года, закончились у Байкальской пригородной компании к концу августа», – отметил народный избранник. По информации БППК, региональная служба по тарифам утвердила общую сумму компенсации недополученных доходов из областного бюджета на этот год в размере 660 млн рублей. В настоящее время перевозчик работает с отрицательным финансовым результатом, по итогам девяти месяцев он получил 187 млн рублей убытка.
Если деньги не будут выплачены в полном объёме, есть шанс, что жителям региона снова придётся столкнуться с перебоями в работе пригородных поездов, заявил Игорь Милостных. Напомним, отмена ряда электричек в регионах страны, в том числе на территории работы БППК – в Приангарье и Бурятии, – в начале года вызвала резкую критику со стороны президента страны, после чего сообщение было быстро восстановлено.
С самого начала своей деятельности БППК работает «в минус». Этим летом между правительством Иркутской области и компанией был достигнут некий консенсус – правительство даже направило гарантийные письма о полном финансировании в 2015 году социально важных перевозок в Министерство транспорта России, пообещав увеличить расходы бюджета по этой строке. БППК, по словам Василия Фролова, оптимизировала свои издержки и впервые за пять лет должна была выйти на безубыточный уровень.
Между тем компания по-прежнему находится в процессе судебных споров с правительствами Иркутской области и Республики Бурятия по поводу возмещения убытков, полученных ещё в 2011 году. Напомним, БППК пытается взыскать с Иркутской области 28,1 млн, а с соседней республики – 24,5 млн рублей недополученной, по мнению компании, компенсации расходов. Практика решения этих споров неоднозначна. Арбитражный суд Бурятии иск компании удовлетворил, решение устояло в апелляционной и кассационной инстанциях, а сейчас дело дошло до Верховного суда. Почти одновременно компания проиграла Иркутской области в первой инстанции и Четвёртом арбитражном апелляционном суде. Сейчас БППК пытается оспорить последнее решение, подав в октябре кассационную жалобу в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Судебное разбирательство назначено на 12 ноября.