издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нам по нему ещё жить»

Проект изменений генерального плана Иркутска отправили на доработку

Новую редакцию генплана Иркутска местные власти собирались принять уже нынешней осенью. Но во вторник при обсуждении документа на заседании градостроительного совета при администрации стало очевидным: он нуждается в значительных корректировках. Таким образом, проект изменений базового городского документа должен быть переработан с учётом замечаний и нареканий. Перед разработчиком, ОАО «Иркутскгипродорнии», поставлена задача – пересмотреть проект генплана практически по всем статьям: от распределения функциональных зон на карте Иркутска до определения этажности в историческом центре.

В ближайшее время Иркутск продолжит жить по генплану образца 2012 года – именно тогда основной градостроительный документ, принятый ещё в 2007 году, впервые прошёл корректировку. Новые изменения – образца 2015 года, – как говорят в администрации, в первую очередь были обусловлены буквой закона.

– Генплан – это живой документ, который должен корректироваться в зависимости от задач, – говорит исполняющий обязанности начальника управления – главного архитектора города управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска Сергей Александров. – В 2014 году в городе приняты три программы развития: социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры. Генплан должен их учитывать. Именно поэтому было принято решение об актуализации документа. 

Основная работа по внесению изменений в генеральный план велась на протяжении прошлого года. Планировалось, что в силу они должны вступить уже в июне. Однако, как показали проведённые публичные слушания, начатые ещё в марте, спорных моментов в предложенном разработчиками решении оказалось слишком много. К началу лета документ должен был быть одобрен, на имя администрации пришло 286 предложений с замечаниями и нареканиями. В результате было принято решение продолжить работу над корректировкой генплана до середины сентября. К этому времени число заявлений, несогласных с предложениями ОАО «Иркутскгипродорнии», выросло до 415.

Не всё гладко проходило с согласованием документа с исполнительными органами федеральной и региональной власти, которые также должны дать добро на перемены, прежде чем генплан будет принят депутатами городской Думы.

В Минэкономразвития РФ проект изменений генерального плана Иркутска поступил 27 марта. На согласование федеральной инстанции было отведено три месяца. Однако замечания в иркутскую мэрию поступили почти на месяц позже – 17 июля. Претензии к новой редакции документа выразили такие федеральные ведомства, как Минздрав, МЧС, Минэнерго и Россельхоз. Хотя к этому моменту из-за несоблюдения сроков генплан уже считался формально согласованным, в администрации утверждают, что «объективные замечания федеральных органов были устранены». На региональном уровне поддержать проект изменений генплан отказались шесть областных министерств и структур. Замечания были получены от министерства жилищной политики и транспорта, мин­имущества, министерства природных ресурсов, министерства экономики, агентства лестного хозяйства и службы по охране объектов культурного наследия. Однако это не мешает планам администрации получить согласование региональной службы архитектуры, в чьих полномочиях согласовать генплан на областном уровне.  

Расчёт в сотни тысяч

Все корректировки проводятся на основе генерального плана, принятого в 2007 году. За три года до этого в Иркутске была принята концепция развития города, в основе которой лежит оптимизация использования территорий в рамках существующих границ. Руководствуясь именно этим сценарием и разрабатывают принципы городского обустройства. Причиной актуализации генплана называют недавние изменения правил землепользования и застройки и проекта планировки, а также утверждение целевых программ и планов комплексного развития территорий.

– В целом изменение параметров идёт по сценарию, утверждённому генпланом, – говорит главный архитектор проекта изменений генплана Мария Протасова. – Главное – формирование компактного города с повышением эффективности территорий. Генплан с вносимыми изменениями обеспечивает адекватное развитие Иркутска до 2025 года.

Однако также есть факторы, которые не учтены разработкой, признаёт Протасова. В частности, речь идёт об активной субурбанизации прилегающих к Иркутску районов, которые пользуются его инфраструктурой. Тем не менее это никак не повлияло на решение оставить расчётную цифру населения в Иркутске на прежнем уровне. Так, обновлённый генплан рассчитывает, что через 10 лет на территории столицы Приангарья будут постоянно проживать 640 тыс. человек, на которых будет приходиться 6930,9 тыс. кв. м жилья из расчёта 32 квадрата на человека. 

В реальности к нынешнему моменту на одного жителя Иркутска, по разным подсчётам, приходится от 23 до 28 кв. м. Как объясняют разработчики проекта, почти фантастический показатель в 32 кв. м возник из расчётов развития численности населения. «У нас была дискуссия с комитетом по экономике, они ориентируются на показатель в 690 тысяч человек к 2025 году, – отмечает один из разработчиков изменений генплана ОАО «Иркутскгипродорнии». – Но такая численность требует разработки нового генплана. В рамках действующих планов разместить столько людей  в существующих границах не представляется возможным».

Результат вынужденного уплотнения – рост жилых массивов. Так, согласно перспективам, прописанным в генплане, через 10 лет 80% жилого фонда Иркутска составят высотки более девяти этажей. Всем, кто захочет иметь иркутскую прописку, стоит готовиться жить в «компактных условиях» – пока о расширении границ областного центра речи не идёт.

Спорная зона 

Задумано, что в основном новые жилые массивы будут появляться на территориях, освобождённых от ветхого жилья – именно так собираются повышать компактность и инвестиционную привлекательность иркутских участков. Но уже сейчас многих волнует вопрос, не усугубит ли это проблемы точечной застройки. Однако авторы изменений генплана говорят, что их документ не может влиять на ситуацию с бесконтрольной застройкой, которая должна регулироваться нормативными актами. «Генплан определяет предельные параметры. Кроме него существуют проекты планировки и градостроительные планы участков, которые выдаёт администрация, – говорят разработчики. – Вся существующая точечная застройка  имеет правовую основу, в том числе разрешение на строительство».

Многие члены градостроительного совета, однако, остались недовольны таким ответом. Ведь именно генплан, считают они, должен чётко определять функционал зданий, а также назначение территории. Появления в зоне набережной Ангары микрорайонов или возведения многоэтажек в исторических кварталах быть не должно. Причиной многих спорных решений генплана  стало то, что он основан на проектах планировки иркутских округов. «У Октябрьского округа он был разработан ещё в 2008 году, и с тех пор многое поменялось. Вот, например, зона микрорайона Парковый вообще предназначалась под размещение объектов общественного значения. Сейчас там многоэтажное жильё. Соответственно, проекты округов должны быть откорректированы с учётом реального положения дел», – отмечают авторы изменений проекта генплана.

Однако многие участники градсовета такую позицию считают неубедительной. «В схемах присутствует нарушение высотного регламента в исторической части города. Есть зона Ж-4, то есть должны появиться здания высотой свыше 9 этажей. Это же более 22,5 метра, – говорит генеральный директор ОАО «Иркутскгражданпроект» Владимир Юртин. – В исторической зоне ничего делать не нужно, пока нет осмысления этой территории, а она застраивается хаотично. Также давайте не будем лукавить: существуют нарушения и в зонах охраняемого ландшафта – застраивается район Ушаковки, Ангары».

Найдётся ли в жилых массивах место социальным объектам, тоже сказать сложно. Согласно генплану, есть объекты, которые размещаются в жилой зоне – школьные и дошкольные учреждения, – на картах основного строительного документа города они просто не видны. Другие социальные учреждения (внемикрорайонного значения), например поликлиники, предусмотрены уже проектами планировки. При этом в администрации отмечают, учитывая важность объектов здравоохранения, что в новой редакции генплана предусмотрено девять дополнительных гектаров земли под эти учреждения.

Время обсуждений 

Если одна часть нареканий в отношении изменений в генплан связана со спорами распределения земли, то другая касается только проектных решений. Так, в центре, согласно планам ОАО «Иркутскгипродорнии», предполагается появление ещё одной крупной дорожной магистрали. В дорогу городского значения должна превратиться улица Софьи Перовской, которая дополнительно протянется в сторону Ушаковского моста. Нужна ли центральной части города ещё одна улица формата Байкальской, архитекторы точно сказать не могут, ведь анализа транспортной ситуации в рамках разработки изменений в генплан проведено не было. «Это должна быть отдельная работа, которая рассматривает весь город целиком и анализирует в том числе пассажиропоток», – отмечает Мария Протасова. При этом расширение дорожных сетей потребует переноса некоторых архитектурных памятников. Именно это стало одной из причин того, что областная служба по охране объектов культурного наследия не согласовала проект изменений в генплан. После того,как в 2014 году в Иркутске были установлены границы исторического поселения, под охрану попали не только дома, но и планировочные фрагменты городских улиц, которые представляют культурную ценность. Тем не менее уже в ближайшие дни историки и архитекторы обещают прийти к согласию по этому вопросу. 

Несмотря на существующие противоречия, в администрации подчёркивают, что возлагают большие на­дежды на корректировку генплана, который предлагает не только в разы увеличить объёмы строительства, но и создать сразу несколько новых центров развития города, включая появление многофункциональных центров, технологических кластеров и новых транспортных узлов. 

– Мы предлагаем внести изменения в генплан в связи с чрезвычайной важностью документа. И именно от нашего с вами решения будет зависеть очень многое. Поэтому возникла необходимость ещё раз проанализировать все основные аспекты, – говорит Сергей Александров. – Пока рано говорить, на какой срок откладывается принятие проекта: разработчик не отказывается от его доработки. Возможно, потребуется проведение публичных слушаний, чтобы все смогли оценить наши разработки, а итоговый документ будет повторно направлен на согласование в федеральные и региональные органы власти. Только так будет достигнуто единое решение.

Справка «СЭ» 

Генплан принят в 2007 году

Первые изменения утверждены в 2012 году. 

Нынешняя корректировка генплана предполагает увеличение расчётного срока его реализации на дополнительные пять лет – до 2025 года. 

Численность населения – 640 тыс. человек.

Объём жилого фонда – 6930,9 тыс. кв. м, где: 

80% – многоэтажное жильё (от 9 этажей),

10,5% – среднеэтажное жильё (5–8 этажей),

9,5% – малоэтажное жильё (1–4 этажа).

Среднегодовой объём ввода жилья в 2014–2025 гг. – 630 тыс. кв. м. 

Необходимый жилищный фонд на перспективу до 2025 года – 20 737 тыс. кв. м.

Существующий фонд на 1 января 2014 года – 14 636,6 тыс. кв. м (планируется сделать опорным на перспективу в размере 832,9 тыс. кв. м).

Сохраняемый фонд на расчётный период до 2025 года – 13 837 тыс. кв. м.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры