издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Золотые медали с Лазурного берега

Иркутские легкоатлеты приняли участие в Европейских играх ветеранов

1–11 октября во французском городе Ницце проходили Европейские игры ветеранов – соревнования, которые бывают раз в четыре года. Это своеобразная ветеранская мини-Олимпиада, только для Европы. Город жил Играми в эти дни – на Лазурном берегу собралось несколько тысяч ветеранов спорта.

«Заграница» – понятие не только географическое. Для многих участие в ветеранских соревнованиях – нечто за границами нашего сознания: пусть другие на ветеранских соревнованиях выигрывают медали, ездят на чемпионаты Европы и мира. А мы здесь, у телевизора, за них тихонько порадуемся. Преодолеть подобный штамп в одиночку порой трудно. В компании – гораздо легче. Не говоря уже о том, что в компании и визы оформлять, и билеты приобретать проще. Дмитрий Беликов, президент федерации ветеранов лёгкой атлетики Иркутской области, вот уже несколько лет помогает людям преодолевать эту боязнь, попутно преследуя и свои цели: наша сборная ветеранов всё растёт, рекорды области обновляются.

– Если покупать авиабилет сейчас, он обойдётся всего в 26 тысяч рублей! – убеждал меня Дмитрий ещё в мае. Убедил.

Гостиница нам обошлась около 17 тысяч с 1 по 9 октября – место в двухместном номере с душем и туалетом. Без ванной, зато в самом центре Ниццы! Питаться можно в специальном помещении, которое я называла «комнатой для еды», пока один мсье не пояснил: это «зал для маленьких завтраков». Один такой «маленький завтрак» стоит 6 евро, но его брать необязательно, можно было есть купленные в магазине продукты. Что мы и делали. А кипяток нам предоставляли. «Кипучую воду?» – спрашивал портье, который немножко говорил по-русски.

На Играх в Ницце Иркутскую область представляли четверо: кроме меня, сам Дмитрий Беликов с женой Светланой (она в соревнованиях не выступала), спринтер из Ангарска Елена Толмачёва, в девичестве известная под фамилией Тишкова, призёр чемпионата Европы, и Вера Измоденова из Лесогорска, которая в августе одержала феерическую победу на ветеранском чемпионате мира в Лионе, выиграв марафон.

Город миллионеров встретил очень приветливо. Аэропорт всего в семи километрах от города, и можно доехать на автобусе за полтора евро, а можно за шесть. Первым подошёл автобус «за шесть», но в будущем мы не тратились на общественный транспорт – участникам соревнований выдали проездные на все дни пребывания.

Мы очень боялись проехать свою остановку, и хотя водитель пообещал сказать, когда нам выходить, нам этого показалось мало: мы сели за его спиной и периодически спрашивали: «Ещё нет?» Тот терпеливо отвечал, что скажет. Наконец, сделав театральное лицо, водитель громогласно объявил: «Сад Альберта!» Мы оказались в «одном из самых красивых и живописных уголков города, который раскинулся между центральной площадью Ниццы – площадью Массена и Английской набережной». Найти нашу гостиницу помогла семейная пара с коляской. Мне говорили, что французы очень любят, если кто-то пытается говорить на их языке, и мой слабенький «франсэ» времён университета приводил их в полный восторг.

Наш отель оказался расположен прямо у площади Массена. Российские спортсмены, узнав, где мы живём, делали большие глаза: «Да! У вас, богатых, свои причуды!» Они же не знали, что между огромными и дорогущими отелями скромно приткнулось наше жилище – длинное, словно стена. Сотрудники гостиницы оказались очень любезными. За это мы им при отъезде подарили игрушку-нерпу, майку «Байкал» и ещё навесили на холодильник магнит в виде валенка. «О, это обувь?» – крайне удивилась мадемуазель. «Да, для очень сильных морозов», – ответили мы. Кажется, французы со времён Бонапарта кое-что знают о российских морозах!

В первый день нашего пребывания в Ницце было довольно тепло, но вечером пошёл дождик – нудный, совершенно иркутский. Французы оделись в куртки и шапки, а я загрустила, думая: и зачем же брала с собой летние сарафанчики? Но дождик не задержался и вскоре убрался во­свояси, правда, перед этим наделав бед.

В субботу утром мы выглянули в окно: никаких следов дождя, что хлестал всю ночь. «В голубом небе светит солнце» – вспомнилась фраза из школьного учебника французского. Елене и Дмитрию нужно ехать на стадион к девяти – решать оргвопросы. Я пожелала им удачи, но спустя несколько минут Лена вернулась, взволнованная:

– Автобусы не ходят, было наводнение, всё затопило…

Оказывается, пока мы мирно спали, мимо нашей гостиницы плыли машины. В эту ночь произошло сильнейшее наводнение на юге Франции. Вода прибыла в считанные минуты и так же быстро схлынула. Выхожу в город. Ничто не говорит о трагедии. Туристы на площади Массена улыбаются и ждут, когда заработают знаменитые фонтаны.

Описывать местные красоты можно долго. Старый город, башни с часами, поразительный вид на внезапно открывающуюся гавань, пляж в бухте Ангелов. Название имеет свою историю: согласно легенде, Адам и Ева после изгнания были перенесены ангелами в Ниццу, так как эти места больше всего напоминали рай…

Кстати, в Ницце довольно много нищих. Но, в отличие от наших, французские попрошайки одеты вовсе не в лохмотья, и вид у них не угнетённый, а, наоборот, оптимистичный.

– Бонжур, мадам! – радостно машут они и улыбаются, добавляя что-то вроде «подайте на пропитание!». Я тоже улыбалась и делала вид, что не понимаю.

Французская кухня – отдельная тема. Прямо за углом нашей гостиницы оказалась пекарня: горячие багеты с утра, днём – сочные пироги с мясом или рыбой, начинка залита омлетом, вечером – нежнейшие круассаны к чаю… А вы бы устояли? Сыр – два-три евро за кусок. Вино – в кафе и ресторанах около 20 евро бутылка, но в магазинах от трёх. Так что жить можно!

Поначалу в магазинах возникали сложности: продавцы, слыша мой вопрос по-французски, принимали меня за «свою» и начинали объяснять что-то очень быстро и горячо. Приходилось просить – «не так быстро и другими словами». Но настоящие сложности возникли, когда выяснилось, что из-за ошибки организаторов мы можем не попасть на свои коронные виды. Ладно я. А вот Елена Толмачёва готовилась всё лето. И результаты у неё сейчас – молодые позавидуют.

– Елена очень хорошая спорт­сменка! – тщетно убеждала я. – Её результаты – это престиж ваших соревнований!

– Мы из Сибири! – добавляла Лена по-русски: – Очень, очень долго ехать!

Но французы лишь мило улыбались, отвечая: «Слишком поздно». Мне катастрофически не хватало слов, чтобы объяснить им ситуацию. Наконец нашли выход: с помощью интернет-переводчика выписали нужные слова, подробно изложили суть в письменном виде и просто показали блокнот организаторам. Это была ошибка ваших организаторов, объясняли мы, мы приехали из Иркутска. Это очень дорогая поездка для нас. Получается, мы зря потратили так много денег? Что нам делать? Очевидно, слово «деньги» в Европе более понятно, чем престиж соревнований.

– Мы всё решим! – заверили нас. – Справка от доктора есть?

Справки были. Даже не верилось, что всё позади. Мы так переволновались, что на само выступление эмоций, казалось, уже не останется…

Первым из нас стартовал Дмитрий Беликов – на дистанции 200 метров. Но в его возрастной категории «40+» было достаточно много народу, и попасть в финал ему не удалось. Однако своим результатом он остался доволен. А Вере Измоденовой предстояло  бежать 5000 метров.

Елена Толмачёва обошла соперниц, прыгнув тройным в шестой попытке на 10 м 19 см

– В Лионе я вся прямо звенела! А сейчас эмоций почти нет, – переживает Вера, – приехала сюда уже расслабленная…

Но волновалась зря: свою «пятёрку» она выиграла легко и красиво, время – 19 минут 45 секунд, много ли молодых так пробежит? Елена Толмачёва свои 200 метров также выиграла с большим отрывом. Вере ещё предстоял полумарафон, а мы заявляемся на тройной прыжок. В списке видов всё на французском языке.

– Трипль – вот что нам надо! – уверенно показывает пальцем Беликов. Волонтёры кивнули и записали нас. Позже, уже на пляже, Беликов задумчиво произнёс: «А «трипль» – это точно тройной?» – чем всех насмешил. А если нет – то куда же мы заявились?

Но всё прошло отлично. Дмитрий завоевал «серебро», причём несколько минут он побыл в роли мирового рекордсмена. Судьи напутали с его результатом и выставили на табло неправильные цифры – более 19 метров! Информатор увидел, что это вообще-то мировой рекорд, и объявил, что «в секторе для тройного прыжка только что был установлен…» Люди на трибунах поверили и захлопали.

Я в тройном прыжке стала первой – но признаюсь, что конкуренция в моей возрастной категории «35+» наименьшая. Чем старше участники, тем выше конкуренция, потому что с возрастом люди начинают искать себя в чём-то ещё. В категории Елены Толмачёвой «40+» выступала очень сильная соперница. Увидев её тренировочный разбег, остальные участницы поняли, что судьба первого места решена. Так что Елена ставила целью занять второе. Всего давалось шесть попыток.

– Я сделаю две и пойду, – говорит Лена. Соперница прыгает за десять метров, у ангарчанки – немногим больше восьми. Разница огромная. Но с каждым разом наша Лена прыгает всё лучше, и вот она уже передумала уходить. Шестая, последняя попытка… Результат Елены – 10,19 метра, и она обходит соперницу! Её победный клич, наверное, было слышно за пределами стадиона.

11 октября, в день закрытия соревнований, наша Вера Измоденова блестяще выиграла полумарафон, с лучшим результатом сезона. 

И всё, прощай, Ницца, город Ангелов… Мы увезём с собой твоё «золото».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры