«Чай китайский, но гостеприимство-то сибирское»
Иркутск воссоздаёт традиции Великого чайного пути
Два проекта администрации Иркутска стали победителями регионального этапа Национальной премии в области событийного туризма «RussianEventAwards». Они автоматически были включены в шорт-лист для участия в федеральном этапе, который пройдёт в октябре в Казани. Иркутск представил на конкурс проект развития информационно-туристской службы города и фестиваль экстремальных видов спорта «Байкальский разлом». Кроме того, экспертный совет регионального этапа принял решение дать авторам проекта «День мыльных пузырей» право выступить на федеральном этапе. О том, что за проекты представил наш город и какие сюрпризы Иркутск готовит для туристов, мы беседуем с директором городской информационно-туристской службы Денисом Банщиковым.
– Насколько была сильна конкуренция на конкурсе и чем наш город сумел выделиться?
– Для участия в 12 номинациях заявились около 250 участников из 19 регионов Сибири и Дальнего Востока. По итогам первого тура 157 проектов вышли в финал. Финальный этап состоялся во Владивостоке. Активно проявили себя представители Алтайского края: у них были интересные проекты по развитию информационно-туристской службы, организации событийных мероприятий, много проектов представил Приморский край. Другие муниципалитеты нашей области тоже заявили свои работы. Были и частные проекты.
Жюри отметило Иркутск как город, который показал хорошую динамику развития. Многие проекты были представлены в прошлом году, в нынешнем конкурсе они снова участвовали. Основной вопрос у членов конкурсной комиссии был: «Что изменилось?»
Наша «Зелёная линия» в прошлом году завоевала Гран-при конкурса «Маршрут года». В этот раз, представляя проект развития информационно-туристской службы, мы показали, насколько продвинулись вперёд. То, что обещали на «Маршруте года», выполнили. Издали туристские каталоги, расширили сферу обслуживания туристов, приняли больше гостей. В прошлом году семь тысяч человек побывали в офисе информационно-туристской службы Иркутска, в нынешнем году семь тысяч насчитали только на конец сентября. Всего за год ожидается около восьми тысяч посетителей.
– Расскажите о первом в мире фестивале экстремальных видов спорта на льду «Байкальский разлом».
– «Байкальский разлом» занял первое место в номинации «Лучшая идея». Мы предложили в 2017 году провести большое мероприятие – показать зимнюю активность Иркутска и Байкала. У нас проходит много спортивных и культурных мероприятий. Более 20 событий происходит в зимнее время – с февраля по апрель. Они могли бы понравиться туристам, но об этих событиях просто не знают. Мы планируем собрать пул из 5–7 спортивных и культурных мероприятий в Иркутске, Листвянке и прибайкальских территориях, которые будут проведены в конце февраля – начале марта. В 2016 году планируем организовать пресс-тур для журналистов федеральных СМИ и туроператоров.
– Чем «Байкальский разлом» будет отличаться от «Зимниады»?
– «Зимниада» – в чистом виде спортивное событие. «Байкальский разлом» мы позиционируем как мероприятие, которое может быть интересно и доступно широкой категории туристов. Если на льду Байкала проводятся соревнования – гонки на лыжах, на снегоходах, на мотоциклах, то рядом может проходить фестиваль блинов, байкальской рыбы. Чтобы и зрителям было чем заняться.
– Идею представила администрация Иркутска. А кто, по вашей задумке, будет выполнять проект?
– Город будет выступать как один из координаторов проекта. В муниципальной программе по развитию туризма на следующий год запланированы деньги на организацию пресс-тура. Проведение основных мероприятий готовы взять на себя частные компании. Владельцы гостиниц обещают предоставить спеццены для участников . У банков есть интерес поучаствовать в качестве партнёров проекта. При этом мы понимаем, что без областной и федеральной поддержки нам не обойтись.
– Продвижение проекта возьмёт на себя администрация?
– Вы знаете, когда одна администрация что-то продвигает, получается не совсем интересно. Оператором не должна быть администрация. Наша задача – обеспечить административную поддержку, пригласить официальных лиц, предоставить городские информационные каналы. Что касается медийной поддержки, должна быть единая компания, оператор.
– С потенциальными участниками идею обсуждали?
– Люди из Норвегии и Финляндии хотят к нам приехать. Мы разговаривали с представителями Национального радио Китая, им тоже идея понравилась. Хотя пул участников мы ещё не формировали. Пока у нас есть только идея.
– Какие ещё проекты у вас в работе?
– Есть несколько проектов. Во-первых, мы готовим автобусную экскурсию по городу на разных языках. Вместе с ассоциацией велосипедистов разработали проект «Велоирк». Он предусматривает организацию маршрута на велосипедах для туристов по достопримечательностям города. Запланировано 10 километров дорожек, 24 объекта для показа. Проект этот затратный, стоит 36 миллионов рублей. Его мы отправили в Министерство культуры России для оценки и рассмотрения возможности финансирования. Ответ должен прийти на днях.
Кроме того, в следующем году в городском бюджете запланированы средства на разработку концепции системы туристской навигации. Есть договорённость с частной компанией, которая обновит «Зелёную линию», будут установлены дополнительные информационные указатели. У нас есть хорошие проекты, но пока все они разрозненны, их нужно увязать в единую систему. Навигация должна быть удобной для гостей. Мы хотим создать в Иркутске единую систему ориентирования туристов как на городском транспорте, так и пешком.
Ещё в нынешнем году планируем открыть дополнительный туристско-информационный центр в центре города. Адрес нового офиса будет внесён на информационные стенды. А также тексты на информационных указателях, кроме английского, будут переведены на китайский язык, поскольку сейчас мы наблюдаем бум китайских туристов.
– С чем связан такой интерес к Иркутску?
– В первую очередь с развитием политических связей между нашими странами. Туристам из Китая интересна культура Иркутска, историческая застройка, старые деревянные дома. Китайцев привлекает тема так называемого «красного маршрута», всего, что связано с коммунистической партией.
Ещё одно направление, которое должно придать импульс потоку туристов из Китая, – воссоздание Великого шёлкового пути и Великого чайного пути. Стратегическая задача администрации Иркутска – интегрировать город в проект возрождения Великого чайного пути. Это касается не только туризма, речь идёт о создании в городе крупного транспортно-логистического центра. Основная проблема для китайцев в Иркутске – это коммуникация, язык. Мы должны сделать так, чтобы туристам здесь было максимально комфортно, создать дружелюбную атмосферу.
О динамике турпотока из Поднебесной можно судить по количеству гостей, которые побывали в информационно-туристской службе. В 2012 году в офис пришли 65 китайских туристов, в 2014-м их было 1,6 тысячи человек, на начало октября центр посетили более двух тысяч «индивидуалов».
– По вашей оценке, в Иркутск стало меньше приезжать туристов из Европы?
– Мы не наблюдаем спада количества туристов из Европы. С одной стороны, отдыхать в России и на Байкале стало доступнее. Но из-за политической ситуации увеличения потока не произошло.
– Место для дополнительного офиса информационно-туристской службы уже определено?
– Планируем, что он разместится в 130-м квартале. Офис будет совмещён с залом для дегустации чая. Здесь же будет находиться магазин элитных сортов чая. Для туристов из Китая важна культура потребления этого напитка. И мы хотим создать для них туристические объекты, связанные с чаем. К сожалению, часть ценных в этом отношении мест наш город утратил. Нет сейчас чаеразвесочной фабрики, чайных магазинов купцов Поляковых. Между тем на туристической карте появляются воссозданные объекты, такие как Московские ворота. Туристические гиды включают в свои маршруты главные торговые улицы Иркутска – Урицкого и Карла Маркса, то, что осталось от чаеразвесочной фабрики. Администрация Иркутска планирует создать музей чая. Скорее всего, он разместится в Доме Европы. В следующем году в городе пройдёт фестиваль чая.
Нам нужно воссоздать «чайную инфраструктуру», чтобы объектов туристского интереса было больше, ведь Иркутск был одним из крупных пунктов чаеторговли в России. Чай шёл из Китая через Монголию, Забайкальский край в Иркутск. Потом развозился по всей стране.
Будет здорово, если в городе появится место, где туристы смогут попробовать высококачественный чай. Да, чай будет китайским, но гостеприимство-то сибирское! В Сибири богатая культура потребления чая, туристам это интересно. Мы постараемся воссоздать особую атмосферу сибирского чаепития – в деревянном доме, из посуды с народной росписью. Гости смогут взять с собой чай в специализированной упаковке с буклетами, в которых будет представлена информация о местах в Иркутске, связанных с чаем.