По следам театрального чуда
На Байкале прошёл финал областного фестиваля молодёжных любительских театров
Событие, на протяжении трёх лет собирающее вместе интересных людей и разнообразные любительские театральные коллективы, называется Арт-мастерская «Театральное пространство Байкала» – финал областного фестиваля молодёжных любительских театров «Алые паруса», который проходит под патронатом Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова.
В Арт-мастерской 2015 года приняли участие театры из Иркутска, Ангарска, Братска, Саянска, Киренска и пос. Мишелёвка, а также из города Петропавловск (Казахстан). Эти коллективы в течение нескольких августовских дней в лагере «Странник» посёлка Большое Голоустное показывали спектакли, ставшие лауреатами фестиваля. Зрители увидели постановку «Павлин» по Лескову в исполнении театров «Диалог» и «Слово». Эта инсценировка, кстати, является первым перенесением рассказа на театральные подмостки (автор и режиссёр спектакля – заслуженный работник культуры РФ Валентина Просекина). Детская мастерская театра «Пересвет» из Киренска показала несколько басен Крылова. Для этих ребят пребывание здесь стало замечательной возможностью обмена опытом с более старшими товарищами.
Театр «Кубок Гиппократа» из Братска рассказал историю о чувстве долга, порой граничащем с предательством человечности – спектакль «Это, девушки, война» получился очень искренним. Народный театр «Факел» (Ангарск) показал сатирическую постановку «Нервные люди» по мотивам произведений Михаила Зощенко. Комизм ситуаций был взвинчен актёрами и режиссёром до такого градуса, что зрители утирали слёзы смеха с начала спектакля. Одноимённая постановка пьесы А. Слаповского «От красной крысы до зелёной звезды» театра «Шаг вперёд» (пос. Мишелёвка) получилась в духе нашего времени, затронула его проблемы, порой демонстрируя их через абсурдные ситуации. Задуматься об истинной цене своих желаний помог спектакль «Станция, или Расписание желаний на завтра» театра-студии «Бусинки».
Студенческий театр ИГУ «Цилиндр» показал спектакль «Рыжая пьеса». История любви, трогательная и правдивая, порадовала ещё и ярким музыкальным оформлением. Уже постоянный участник Арт-мастерской «Театр+» (Братск) подарил зрителям спектакль «Абонент», инсценировку для которого актёры и режиссёр написали сами. Действие происходит в мире, где большая часть населения полностью зависит от технологий. Спектакль получился «о наболевшем».
Впервые в рамках фестиваля в формате лаборатории была представлена постановка двух произведений Чехова, осуществлённая театрами «Ворона» и «Вдохновение». Вечерами проходили обсуждения спектаклей под руководством театрального критика и члена жюри фестиваля Светланы Жартун. В последний день был проведён режиссёрский круглый стол «Стратегия и тактика. Любительские театры: проблемы и перспективы».
Тем временем самих участников Арт-мастерской ждала одна из самых главных составляющих – мастер-классы. К уже традиционным тренингам по сценической речи и актёрской импровизации добавились театральный дизайн, психология и мастерство актёра. Вместе с преподавателями из Иркутска, Москвы и Гамбурга юные актёры учились анализировать свою работу на сцене, самостоятельно ставить миниатюры, чётко артикулировать, грамотно оформлять театральные афиши. Наставниками юных артистов-любителей выступили специалист по актёрской импровизации Саша Прайс (Гамбург), педагог Иркутского педагогического колледжа Ирина Булатова, режиссёр Илья Просекин (Москва), педагог областного колледжа культуры Татьяна Плотникова и художники Анастасия Кардашова и Алексей Островерхов.
На проекте «Час, которого нам не хватает», посвящённом писателю Валентину Распутину, участники Арт-мастерской вспоминали о том, каким человеком был Валентин Григорьевич, и слушали отрывок из видеокниги «Прощание с Матёрой», ставшей итогом международного проекта «Валентин Распутин. Читаем вместе». Театр «Диалог» в этот час показал спектакль «Василий и Василиса», не оставивший равнодушным ни одного человека в зале.
На театральном пространстве Байкала нет особых удобств, привилегий и театрального чёрного цвета – того исходного цвета ширм и кулис, который позволяет оставлять зал временами в неведении. Есть только актёр, зритель, пара софитов и искреннее желание рассказать свою историю. И если сильно это желание, свет театральной рампы и близость байкальских звёзд меняют лицо артиста, расцвечивая его мыслями и образами души.