Перспектива далёких дней
В Иркутске презентовали новую концепцию развития транспортной инфраструктуры
Справиться с пробками и сделать Иркутск городом с развитой сетью транспортного, велосипедного и пешеходного сообщения, удобной для населения. Такую задачу ставят перед собой специалисты-архитекторы, планировщики и транспортники городской администрации. За счёт чего они планируют исправить критическую ситуацию на дорогах, читайте в материале «СЭ».
Главной целью недавно разработанной концепции развития дорожной инфраструктуры Иркутска называют создание комфортных условий пользования транспортом. По подсчётам специалистов, сегодня уровень автомобилизации в городе и соседних районах уже давно превысил критические показатели и составляет около 450 машин на 1000 человек. При этом инфраструктура Иркутска, как и большинства других российских городов, не рассчитана на показатель даже в два раза меньше указанной цифры. Чтобы хоть как-то сгладить этот разрыв, в городской администрации решили сделать акцент на альтернативных способах передвижения. «Это может быть общественный транспорт, велосипед или что-то другое, – рассказывает исполняющий обязанности начальника управления – главного архитектора города управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике мэрии Иркутска Сергей Александров. – В нашей концепции впервые определены приоритеты, которые должны быть отражены в градостроительной политике. Первенство отдано человеку». Затем в шкале приоритетов стоит развитие велоинфраструктуры и системы общественного транспорта. В последнюю очередь внимание будет уделяться личным автомобилям.
«Это говорит о том, что мы теперь говорим о создании тротуаров, выделенных полос и велодорог, а только потом проезжей части», – говорит чиновник.
Хождение по кругу
Сегодня практически все маршруты из одного конца Иркутска в другой лежат через городской центр. В зоне красной нагрузки Глазковский мост, основные магистрали кольцевого движения. «Получается, что в центр едут и те люди, которым туда вовсе и не нужно, однако им так удобнее», – отмечает Александров. Для того чтобы снять напряженность с центральной части Иркутска, где стягиваются все потоки, нужно реализовывать прописанные в генплане цели.
Известно, что многие дорожные инфраструктурные объекты, указанные в редакции генплана ещё в 80-х годах, до сих пор так и не построены. В частности, речь идёт о большой объездной дороге в обход Иркутска. К планам по её возведению вернулись только сейчас, когда выяснилось, что существующая сеть не в состоянии вынести нагрузку, выросшую за счёт прироста пригородных территорий.
– К началу 2030-х годов число населения в направлении Ленинского района должно с 390 тыс. возрасти до полумиллиона, в направлении Шелехова и Марковского МО – с 290 тыс. до 360 тыс. человек, – говорит Александров. – В районе Байкальского тракта к этому времени будут жить 300 тысяч. В среднем, по данным генпланов муниципальных образований, окружающих Иркутск, за двадцать ближайших лет суммарное число населения там вырастет в 2–3,5 раза.
Уже в 2014 году население иркутской агломерации, жители которой ежедневно приезжают в областной центр, почти в два раза превышало официальную численность резидентов столицы Восточной Сибири в 600 тыс. человек и оценивалось в 1 млн 35 тыс. С учётом прогнозов эта цифра в будущем достигнет 1 млн 390 тыс.
– В сторону ангарского направления уже сегодня проходит более 20 тысяч автомобилей в сутки. С такими цифрами в других городах уже платные магистрали открывают, – говорит Александров. – При этом полмиллиона въезжающих в город имеют только два пути проезда: через Иннокентьевский мост либо в сторону улицы Трактовой.
Учитывая сложившуюся ситуацию, авторы концепции развития транспортной инфраструктуры определили два десятка приоритетных заданий. Их выполнение, по расчётам специалистов, должно дать наибольший результат для разрешения сложившегося дорожного коллапса и дать толчок дополнительному развитию дорожной сети.
– Концепция предусматривает соединение объездной дороги Первомайский – Университетский с Ново-Ленинской, для этого нужно построить около 7 км путей, – перечисляет Александров. – Необходимо также строительство южного обхода в Марковском муниципальном округе и поперечных связей его с городскими улицами, далее восточный обход вместе с пробивкой путепровода в створе улицы Новаторов для связи Иркутска-II с Ново-Ленино.
Кроме этого, концептуальное предложение содержит планы по возведению северного обхода Иркутска в районе посёлка Мегет, продление проспекта Маршала Жукова в Солнечном вплоть до полуострова Чертугеевский, появление скоростной магистрали в створе нового Академического моста от улицы Партизанской, расширение дорожного полотна в районе улицы Дальневосточной. «Также предусмотрено расширение дорог на конкретных уличных перекрёстках, – говорит Александров. – Например, в районе улиц Сергеева, Аргунова, Улан-Баторской, Вампилова. Ну и, конечно, развязки. Маратовское кольцо, хоть и не значится в списках приоритетов на первом месте, нуждается в скорейшей реконструкции».
Провести работы для разгрузки самой проблемной иркутской развязки планируют в этом году. Речь идёт не о выполнении многомиллионного проекта Иркутскгипродорнии, а только о расширении кольца. «Это даст временный карт-бланш», – говорит Александров. В какие сроки планируется реализовать остальные крупные объекты, как, например, строительство 7 км объездной дороги между Первомайским и Ново-Ленино, пока неизвестно. «У нас есть многолетняя муниципальная программа «Дороги города Иркутска», строительство должно производиться согласно ей в порядке очерёдности», – отмечают в мэрии.
Своими силами
Кроме предложенной комитетом по градполитике идеи развития транспортной инфраструктуры, в Иркутске также существует концепция развития пассажирского транспорта. Многие составляющие двух документов совпадают. В частности, это касается улучшения дорожной сети. «Эта работа выполняется постоянно в рамках исполнения дорожно-ремонтных работ, просто вы этого не замечаете, – считает начальник комитета транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юли Гордина. – Обратите внимание, мы постоянно проводим расширение перекрёстков, так, например, дополнительная полоса появилась на пересечении улиц Трилиссера и Байкальской. Это позволяет перераспределить потоки и увеличить пропускную способность, подобное уже сделано или планируется на улицах Донской, Карла Либкнехта, Пискунова, Франк-Каменецкого. Также мы устанавливаем пешеходные переходы, новые светофоры».
Как дальше будут исполняться предписания существующих в области транспорта концепций, в мэрии сказать затрудняются: «Любая концепция может быть исполнена полностью, а может лишь частично», – говорят чиновники. В результате, когда же Иркутск ждёт появление скоростного рельсового транспорта или расширение сети троллейбусного движения, предусмотренные планами по развитию транспортной инфраструктуры, неизвестно.
Пока до возведения крупных многомиллионных транспортно-пересадочных узлов дело не дошло, транспортный комитет городской мэрии пытается сам разрешить ситуацию со сложным уличным движением. В ход идут более простые решения. Чтобы снять нагрузку с двух центральных кварталов в районе улиц Байкальской, Софьи Перовской и Тимирязева, где сейчас останавливаются больше восьми десятков городских, пригородных и междугородних маршрутов, было принято решение разнести остановки в разные места.
«Так на бюджетные деньги мы можем перенаправить транспортные потоки по городским сетям, – говорит Юлия Гордина. – В результате нам удалось освободить загруженный отрезок в районе Центрального рынка на отрезке улиц Тимирязева и Байкальской. Мы «увели» маршруты больших автобусов на улицу Софьи Перовской – места сразу стало больше. Также разбита на несколько участков остановка «Дом Кузнеца» – там в разных местах останавливаются пять общественных маршрутов. Сегментирована и остановка «Курорт «Ангара», однако там эта мера не спасает, ведь в этой точке стекаются сразу несколько транспортных потоков из Свердловского района, Ново-Ленино и Иркутска-II. Там нужно искать более кардинальное решение в виде обхода этого транспортного узла».
В будущем планируется не только разносить остановки различных маршрутов, но и максимально урезать их число. Так, согласно подсчётам авторов концепции развития транспортной инфраструктуры, в городе планируется оставить не более четырёх десятков направлений движения автобусов. «Это приблизительные цифры, – тут же оговаривается Сергей Александров. – Для точных данных нужно провести работу по подсчёту корреспонденции и потребности населения в тех или иных маршрутах. Вот исторически у нас сложилось, что по улице Ленина движение автобусов сопоставимо с цифрами по перевозкам метрополитена – так много маршрутов там пролегает. Нам нужно разгрузить улицу и сделать так, чтобы люди, которые едут, например, из Ленинского округа в Солнечный, не заезжали в центр».
Вопрос места
Хотя чиновники настаивают на том, что автобусам, троллейбусам и трамваям по сравнению с личными автомобилями в будущем будет отдан приоритет, пока все попытки разгрузить центр осуществляются за счёт сокращения числа общественного транспорта.
Уже в скором времени планируется принять меры для ограничения движения по центральным иркутским магистралям пригородных и междугородних маршрутов. Попал под удар и городской общественный транспорт.
«Сейчас для новых автобусных маршрутов «закрыты» улицы Маяковского, Гоголя, Терешковой, Чкалова, Дзержинского, Желябова и практически весь центр, – отмечает Юлия Гордина. – Это сделано для исключения дополнительных автобусов из центральной части города. В Иркутске исторически так сложилось, что движение осуществляется по нескольким основным улицам: Розы Люксембург, Ленина, Советской, Лермонтова и частично Гоголя. Мы планируем оптимизировать маршрутную сеть, исключив дублирование маршрутов более чем на 70%».
Чтобы в будущем окончательно разгрузить городские улицы от лишнего транспорта, в администрации предлагают ввести систему перехватывающих парковок. Предложение по внедрению транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) обсуждалось в Иркутске уже несколько лет. Теперь, несмотря на скептическое мнение специалистов, ТПУ стали важной составляющей концепции развития транспортной инфраструктуры города.
– Мы предлагаем создать по всему городу сеть таких остановок. Тогда пригородный и междугородный транспорт перестанет ездить по улицам областного центра, – говорит Сергей Александров. – Люди будут добираться до границ города, а там пересаживаться на внутригородской транспорт. Такие остановки в перспективе могут появиться в направлении Шелехова, Ангарска, Листвянки и других районов, откуда в Иркутск ежедневно приезжают десятки тысяч людей.
Однако пока ясных перспектив внедрения пересадочных узлов нет, в мэрии приняли решение бороться с пробками в центре более привычным путём. Уже со следующего года парковка для частного транспорта на территории от Нижней Набережной до улицы Советской станет платной. С этого времени, чтобы оставить машину в районе улиц Карла Маркса, Литвинова или Дзержинского, придётся заплатить 30 рублей в час. «Планируется, что в центре появится 1200 мест платной парковки и 20 паркоматов, оплачивать которые можно будет только безналом, чтобы избежать вандализма, – рассказывает Юлия Гордина. – Эта мера разгрузит дорожную сеть».