«Слово купца» и кризис
Иркутские предприниматели встретились на «Дне бизнеса»
Заниматься бизнесом, особенно малым или средним, в России сегодня достаточно опасно, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко. Тем не менее в Иркутске ещё находятся люди, которые не только ведут своё дело, но и готовы делиться опытом с другими. Чем хорош кризис и каких ошибок лучше не совершать, открывая магазин или ресторан, узнала Мария ШМЕЛЁВА.
«Нужно создавать деловую среду, чтобы предпринимателям было просто, комфортно в ней трудиться, без боязни, так как я считаю, что сегодня бизнесом, тем более малым и средним, заниматься в Российской Федерации достаточно опасно, – заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приангарье Алексей Москаленко, выступая на Дне бизнеса, который состоялся на прошлой неделе в библиотеке имени Молчанова-Сибирского в Иркутске. – Не хочу никого напугать, просто делюсь своим опытом». Себя Москаленко называет «анти-чиновником» – будучи государственной структурой, аппарат бизнес-омбудсмена призван защищать права предпринимателей, вступивших в конфликт с другими органами власти.
В Иркутской области этот институт образовался в январе прошлого года, полноценно начал работать с июня 2014-го. За год с небольшим бизнес-омбудсмену поступило около 800 обращений, из них в прошлом году – около 340, остальные – за 8 месяцев нынешнего. Специалисты аппарата уполномоченного в этом году приняли участие на стороне предпринимателей в 51 судебном процессе, причём не только в арбитраже, но и в судах общей юрисдикции. «До 80% наших дел выиграно, – делится достижениями Алексей Москаленко. – Но в большинстве случаев предприниматели обращаются, когда остальные способы испробованы, жалобы написаны во все инстанции и не принесли результата».
Жёсткие условия, в которых приходится выживать бизнесу, приучают многих предпринимателей надеяться в первую очередь на себя. «Нужна команда. Но друзей лучше в бизнес не брать – это наш опыт, может, у кого-то и получается, – считает Арсений Митин, директор «МАВР-Групп» (рестораны «Кинза» и «Камчатка» в 130-м квартале). – Нужен баланс между доверием и взвешенным прагматизмом. Вкладывайте в себя, развивайте, пиарьте себя». Однако открывая заведение общественного питания, советует Митин, не стоит полагаться только на собственные симпатии, нужны исследования рынка и трезвый расчёт: «Нужно понимать, что мы открываем и для кого открываем: город у нас небольшой, идёт отток населения, приезжают люди из деревень и малых городов региона».
Важно при этом не лениться и не ждать быстрых сверхприбылей, отмечает Марк Пляскин, шеф-повар и владелец кафе и доставки лапши «Bamboo». «Мы открылись в 2012-м, в 2011-м я всё планировал, работая в другом ресторане в ночную смену. Совмещать работу и свой бизнес было самым трудным на первом этапе», – делится предприниматель. Прежде чем прийти в общепит, он пробовал себя в разных сферах: «Возил какие-то вещи из Новосибирска, открывал журнал – думал, будет много рекламы, много денег. В кризис 2008-го журнал пришлось прикрыть, а мне – идти отрабатывать долги помощником повара. Я никогда не работал в этой сфере, но в 2008-м устроиться куда-то маркетологом было сложно». Углубляясь в ресторанный бизнес, Пляскин стал сначала су-шефом, потом шефом в чужом заведении. «Люди кушают всегда. Если выбрать правильную нишу и управлять потоками, можно что-то делать, – говорит ресторатор о том, как принял решение начать своё дело. – Так и получилось. К тому же общепит – это ежедневные поступления средств».
Знания и опыт в выбранной сфере важны, как и репутация, полагает Людмила Бобкова, директор ювелирной кондитерской «ORRRO». Ювелирный бизнес развивается стремительно, отмечает она, – открыть магазин не проблема, сложнее удержаться в сложной сфере. Проработав в ней много лет, Людмила решила открыть собственную точку. Начинала с маленького магазина в Иркутске-II, где до сих пор существует сеть «Злато-серебро», рассчитанная на не слишком состоятельных клиентов. «Бюджет на открытие магазина у меня был 500 тысяч рублей, но благодаря опыту и заработанному доверию в этой сфере удалось сделать бизнес рентабельным: многие заводы мне помогли», – говорит Бобкова и напоминает: понятие «слово купца» применимо и сегодня.
Нынешний кризис, безусловно, привёл к сокращению продаж, отразился на том, насколько легко люди расстаются с деньгами. В то же время он помог найти лишние затраты, поработать над внутренними процессами, придумать что-то новое для привлечения клиентов, сходятся предприниматели.